Финансовый контроль. Органы, осуществляющие финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:05, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

Оглавление

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………....…3
1. Понятие финансового контроля, его задачи …………..………………..…..4
2. Значение финансового контро-ля…………………………………………..…4
3. Виды финансового контро-ля………………...………………………………..6
4. Органы, осуществляющие финансовый кон-троль…………………..….......11
4.1. Финансовый контроль со стороны представительной вла-сти……..…….11
4.2. Органы, осуществляющие оперативный контроль использования государственных средств……………………………………………………………17
4.3. Специализированные органы финансового контроля…….……………..18
5. Практическое зада-ние………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………….………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ……………………………25

Файлы: 1 файл

контольная по финансам - к сдаче.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жёсткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

На него возложены следующие задачи:

  • контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;
  • контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчётов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджета;
  • контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
  • контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчётов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учётной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов. [6]

 

4.3. Специализированные органы финансового контроля

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в Российской Федерации существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Главная задача налоговых органов – обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу (преобразована в Министерство по налогам и сборам), а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено – городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учёт налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими органами.[7]

Налоговые органы имеют право, в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них соответствующие справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования создан Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платёжеспособности. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчёта соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учёта страховых операций и формы отчётности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделённый властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБР, в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала, выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более жёстких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера – отзыв лицензии и ликвидация банка.

На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Деятельность Федеральной службы по валютному и экспортному контролю, созданной в 1992 году, тесно связана с ЦБР и ГТК. Основной задачей Службы являются поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве, позволяющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж; создания банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства.[8]

Служба по валютному и экспортному контролю имеет право проверять все финансовые документы организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поднимать вопрос о приостановлении лицензий на право осуществления таких операций в случае выявления несоблюдения валютного и экспортного законодательства, непредставления отчётных документов.

 

5. Практическое задание

Задача 1. Уставный капитал открытого акционерного общества составляет А тыс. рублей. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций составляет максимально разрешенную законодательством величину. Определить количество размещенных обыкновенных акций общества, если их номинальная стоимость составляет 1 рубль.

Величина

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А – 650 тыс. руб.

500

300

650

700

800

370

540

690

810

320


Решение:

Уставный капитал акционерного складывается из суммы номинальной стоимости всех акций:

УК = N1*Коб+N2*Кпр

где: УК — уставный капитал акционерного общества,

N1 и N2 —  номинальная стоимость обыкновенных  и привилегированных акций,

Коб и Кпр — количество обыкновенных и привилегированных акций.

Если доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов. (ГК РФ, Статья 102.), то

- 650 000*25% = 162 500 руб. – доля привилегированных акций в объеме уставного капитала АО;

- 650 000 - 162 500 = 487 500 руб. – доля обыкновенных акций в объеме уставного капитала АО;

- количество  размещенных обыкновенных акций  общества = 487 500 / 1 = 487 500 шт.

Задача 2. Определить размер уставного капитала открытого акционерного общества, если им размещено А тыс. штук обыкновенных акций номинальной стоимостью Б руб., а также привилегированные акции на максимально разрешенную законодательством величину.

Величина

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А - 280

240

260

280

300

320

340

360

380

400

420

Б - 20

16

18

20

20

24

26

28

20

21

22


Решение:

Уставный капитал акционерного складывается из суммы номинальной стоимости всех акций:

УК = N1*Коб+N2*Кпр

где: УК — уставный капитал акционерного общества,

N1 и N2 —  номинальная стоимость обыкновенных  и привилегированных акций,

Коб и Кпр — количество обыкновенных и привилегированных акций.

- 280 000 тыс. шт. х 20 руб. = 5 600 000 руб. - доля обыкновенных акций в объеме уставного капитала АО;

- 5 600 000 х 25% = 1 400 000 руб. - доля привилегированных акций в объеме уставного капитала АО

- 5 600 000 + 1 400 000   = 7 000 000 руб. - размер уставного капитала открытого акционерного общества

Задача 3. Рассчитайте коэффициент финансовой независимости организации, если общий объем капитала составляет А млн. руб., собственный капитал – Б млн. руб. Дайте оценку уровню показателя.

Величина

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А – 280 млн. руб.

240

260

280

300

320

340

360

380

400

420

Б – 140 млн. руб.

120

130

140

150

160

170

180

190

200

210


Решение:

Коэффициент финансовой независимости - финансовый коэффициент, равный отношению собственного капитала и резервов к сумме активов предприятия. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс организации.

Кфн = СК / СА, где

Кфн - Коэффициент финансовой независимости

СК - Собственный капитал и резерв

СА - Суммарные активы

т.е. Кфн = 140/280 = 0,5

Степень финансовой независимости определяется соотношением собственных и заемных источников средств в капитале организации. Достаточно финансово независимым считается предприятие с преобладающей долей собственного капитала. Это объясняется следующими обстоятельствами. Чем больший процент в структуре капитала приходится на заемные средства, тем больше риск того, что при изъятии этих средств всеми кредиторами предприятие не сможет продолжать свою деятельность, поскольку собственного капитала будет недостаточно для финансирования хозяйственных операций. Более того, предприятие вообще может оказаться неспособным удовлетворить требования всех своих кредиторов, то есть стать несостоятельным (банкротом), если в результате каких-либо неудачных операций оно потеряло не только весь собственный капитал, но и часть заемных средств.

В данном случае, коэффициент финансовой независимости составляет 0,5, что свидетельствует о том, что собственный капитал составляет 50 % в сумме активов предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Контроль состояния экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового контроля.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Информация о работе Финансовый контроль. Органы, осуществляющие финансовый контроль