Финансовый контроль. Органы, осуществляющие финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:05, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

Оглавление

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………....…3
1. Понятие финансового контроля, его задачи …………..………………..…..4
2. Значение финансового контро-ля…………………………………………..…4
3. Виды финансового контро-ля………………...………………………………..6
4. Органы, осуществляющие финансовый кон-троль…………………..….......11
4.1. Финансовый контроль со стороны представительной вла-сти……..…….11
4.2. Органы, осуществляющие оперативный контроль использования государственных средств……………………………………………………………17
4.3. Специализированные органы финансового контроля…….……………..18
5. Практическое зада-ние………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………….………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ……………………………25

Файлы: 1 файл

контольная по финансам - к сдаче.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

ГБОУ ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

 


 

Институт экономики и управления

Кафедра: «Финансы, денежное обращение и кредит»

Заочное отделение

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Финансы

На тему: Финансовый контроль. Органы, осуществляющие

финансовый контроль

Вариант: 3

 

 

Выполнила студентка 21-21-З группы 2 курса Д.В.Володина

Проверил: кандидат экономических наук С.А. Ерух

 

 

 

 

Сургут 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....…3

1. Понятие финансового контроля, его задачи …………..………………..…..4

2. Значение финансового контроля…………………………………………..…4

3. Виды финансового контроля………………...………………………………..6

4. Органы, осуществляющие финансовый  контроль…………………..….......11

4.1. Финансовый контроль со стороны представительной власти……..…….11

4.2. Органы, осуществляющие оперативный контроль  использования государственных средств……………………………………………………………17

4.3. Специализированные органы финансового  контроля…….……………..18

5. Практическое задание………………………………………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы, финансовый контроль, осуществляемый представительными органами государственной власти и местного самоуправления.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

Объектом исследования в данной работе являются органы финансового контроля, действующие в системе сложившихся управленческих и финансово-бюджетных отношений в России, и в первую очередь, в системе государственного финансового контроля

В работе были предприняты попытки раскрыть сущность и значение финансового контроля в экономической политике государства, отметить его роль в создании условий для финансовой стабилизации.

Основная часть работы посвящена проблеме организации контрольной работы, проводимой соответствующими финансовыми органами.

Целью данной контрольной работы является исследование финансового контроля, осуществляемого через систему органов Министерства финансов Российской Федерации т разработка мер, направленных на его совершенствование.

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие финансового контроля, его задачи

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявлении внутренних резервов производства;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

 

2. Значение финансового контроля

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов - собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку:

  • соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;
  • составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
  • финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль;

 3. Виды финансового контроля

Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно-полезную деятельность. В системе управления хозяйственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль.

Таким образом, финансовый контроль - это контроль за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор специальных приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить поставленные задачи.

Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

  •     Как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
  •     Как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Объектом финансового контроля прежде всего являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Любые финансовые нарушения влекут за собой санкции и штрафы.

Финансовый контроль можно разделить (как это и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным российским законодательством разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Не реже одного раза в год соответствующие контрольные финансовые органы проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий и подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический.

Аудиторский контроль, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., - это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).

Основными задачами аудиторского контроля являются следующие:

  • установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам;
  • проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Финансовый контроль, кроме того, можно классифицировать по времени проведения, по субъектам контроля, по сферам финансовой деятельности, по форме проведения и методам проведения.

По времени проведения финансовый контроль можно разделить на:

  • предварительный - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;
  • текущий — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп законодательных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий - в процессе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

 По  субъектам контроля финансовый  контроль классифицируется на:

  • президентский;
  • контроль представительных органов власти и местного самоуправления;
  • контроль исполнительных органов власти;
  • контроль финансово-кредитных органов;
  • ведомственный контроль;
  • внутрихозяйственный;
  • аудиторский.

Поскольку в подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, т. е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на:

  • бюджетный;
  • налоговый;
  • валютный;
  • кредитный;
  • страховой;
  • инвестиционный;
  • контроль за денежной массой.

Информация о работе Финансовый контроль. Органы, осуществляющие финансовый контроль