Финансовые ресурсы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы на макроуровне (государство), а также познакомиться с основными источниками финансовых ресурсов.
В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность государственных финансовых ресурсов и определить
их состав.
2. Рассмотреть источники формирования и направления использования финансовых ресурсов;

Оглавление

Введение 3
1 Место и роль государственных финансов в экономике 5
1.1 Финансовые ресурсы 5
1.2 Финансовые ресурсы как инструмент государства 7
2 Источники и направления использования финансовых ресурсов 13
2.1 Источники финансовых ресурсов 13
2.2 Направления использования финансовых ресурсов 17
3 Роль заемных ресурсов в экономике 26
Заключение 37
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 228.92 Кб (Скачать)

24 ноября 2008 года был принят Федеральный  закон № 204-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый  период 2010 и 2011 годов», устанавливающий  параметры бюджета на 2009 год:

  • 2009
    • Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.

02 декабря 2009 года был принят Федеральный  закон № 308-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый  период 2011 и 2012 годов», устанавливающий  параметры бюджетов на следующие  три года:

  • 2010
    • Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
  • 2011
    • Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.
  • 2012
    • Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.

13 декабря 2010 года был принят Федеральный  закон № 357-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый  период 2012 и 2013 годов», устанавливающий  параметры бюджетов на следующие  три года:

  • 2011
    • Доходы — 10 303 412 278,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.
  • 2012
    • Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.
  • 2013
    • Доходы — 10 379 889 320,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 12 175 569 320,0 тыс. рублей.

Общими параметрами  бюджета называют суммарные цифры  ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в  значительной степени влияют на цифры  будущих доходов и расходов (Рис.2).

(Рис.2)

Второй год  кряду бюджет РФ будет с большим  дефицитом. Куда будут направлены расходы, какие статьи расходов выросли слишком сильно, а какие чересчур урезались  видно из Рисунка 3.

(Рис.3)

Данные  позволяют охватить взглядом все  расходы федерального бюджета и  сформировать первое впечатление. Также  предлагаем сравнение структуры  расходов по статьям.

Если  анализировать изменения в бюджете  на 2010 год то в разрезе крупных  статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные  вопросы (+23,7%), нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд (или -27%).

Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие  подстатьи расходов изменились значительнее всего.

Приведем  диаграмму лидеров изменений  среди подстатей расходов:

Межбюджетные  трансферты

Интересно, что статья межбюджетных трансфертов  увеличилась на 174 млрд, однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

Национальная  экономика

Статья  «Национальная экономика» оказалась  в самом большом минусе — расходы  по ней снизились более чем  на 500 млрд. Это можно объяснить  снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем  году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

Общегосударственные расходы

Статья  «Общегосударственные вопросы» увеличивается  на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых  в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и  международное сотрудничество (+34,5 млрд), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы»(+113 млрд).

Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и  межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Стоит отметить, что в номинальном выражении  относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям  о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично.

 

3 Роль заемных ресурсов в экономике

Государственный кредит – совокупность экономических  отношений между

государством  в лице его органов власти и  управления, с одной стороны, и

физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство

выступает в качестве заемщика, кредитора и  гаранта.

Основная  форма кредитных отношений, когда  государство выступает в качестве заемщика средств. Если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.

В тех  случаях, когда государство берет  на себя ответственность за погашение

займов  или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая  категория государственный кредит находится на стыке двух

видов денежных отношений – финансов и  кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей:

1)     Если при предоставлении банковского  кредита в качестве обеспечения

обычно  выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе,

незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

2)     На уровне центрального правительства  государственные займы не имеют

конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более

низких  уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность.

3)     Государство привлекает средства на заранее определенный срок.

Функции государственного кредита.

Государственный кредит как финансовая категория  выполняет три функции:

1.Распределительную

2. Регулирующую

3. Контрольную.

1) Через  распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений. Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение.

Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования

расходов, связанных с обслуживанием и  погашением государственного долга.

Источники финансирования этих расходов зависят  от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов в построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга. Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов

вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

     2) Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние

денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет

позаимствованных  за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах,

испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитом, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что  государство берет на себя

погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким

предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве  промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции. Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Информация о работе Финансовые ресурсы государства