Финансовые аспекты формирования и использования оборотных средств предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Поведение потребителя - это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.

Файлы: 1 файл

Основная часть .docx

— 3.14 Мб (Скачать)

Введение

Поведение потребителя - это  деятельность, направленная непосредственно  на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.

Сколько существует человечество, столько существуют и его потребности. По мере развития человечества происходит увеличение набора и качества его  потребностей, что предопределяет и  требования к товарам и услугам, которые имеют место или необходимы обществу и каждому индивиду.

Объектом “Поведения потребителей”  в индивидуалистической традиции является человек. В социологической - одна из сфер общественной жизни - процесс потребления, существующий наряду с производством, распределением. Но предметом выступает  не весь человек, а лишь его поведение, и не во всех его проявлениях, а  только на рынке и только в качестве потребителя. С точки зрения социологической  традиции предметом представляется поведение различных социальных общностей в процессе потребления.

Под анализом потребителя  исследователи понимают систему  методов изучения существующих и  прогнозирования будущих нужд, запросов и предпочтений потенциальных потребителей, выявление факторов, влияющих на изменения  запросов и предпочтений, на поведение  потребителей на рынке в целом, выявление  причин возникновения неудовлетворенных  потребностей. Анализ потребителя складывается из изучения следующих элементов:

  • участников рынка (кто осуществляет покупки на рынке?);
  • предметов рынка (какие продукты и предметы покупаются и продаются на рынке, какие неудовлетворенные потребности существуют?);
  • целей, которые ставят перед собой участники рынка (почему они покупают?);
  • организаций, присутствующих на рынке (кто взаимодействует с потребителями на рынке?);
  • операционных процессов рынка (как осуществляются покупки?);
  • возможностей приобретения (когда осуществляются покупки?);
  • каналов сбыта (где осуществляются покупки?).

Качество исследований поведения  потребителя предполагает применение системного анализа, т. к. он позволяет  рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Специалисты обращают внимание на тот факт, что через научные  исследования можно понять мотивацию  и поведение потребителей. Моделирование  поведения потребителя - одна из ключевых проблем, как теоретиков, так и  практиков. С помощью модели специалисты  стремятся ответить на основные вопросы: почему покупатель ведет себя в этой ситуации так, а в другой - по иному?; какие факторы доминируют в механизме  принятия решения о первой и повторных  покупках или отказе от них?

Модель — это упрощенное представление реальности с включением только тех ее аспектов, которые  представляются важными для создателя  модели. Другие аспекты, которые находятся  вне его сферы интересов, могут  игнорироваться. При моделировании  поведения потребителя исследователь  исключает из анализа те аспекты  человеческого поведения, которые  не имеют отношения к потребительскому поведению или представляются несущественными.

Изучая поведение потребителей, мы создаем идеальные модели, вычленяя из реальности только то, что считаем  причинами и их следствиями. Поэтому  главная функция модели - объяснительная. Упрощая реальность, мы с помощью  модели стремимся ответить на вопрос: почему покупатель ведет себя в этой ситуации так, а в иной по-другому? Социальные процессы могут моделироваться по-разному.

Они подчеркивают, что “понимание мотивации и поведения потребителя  и их учет при разработке товаров  и мероприятий по их продвижению  на рынок- это не вопрос выбора, а  абсолютная необходимость для выживания  в условиях конкуренции”. Причем “потребитель независим в своем выборе, однако маркетинг может повлиять и на мотивацию, и на поведение, если предлагаемое изделие или услуга рассчитана на удовлетворение нужд и ожиданий потребителя”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Равновесие потребителя

РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ  — структура расходов потребителя  на покупку набора товаров, при которой  максимизируется общая полезность этого набора, что имеет место  при равенстве предельных полезностей  товаров, входящих в набор.

В случае потребления лишь двух благ бюджет индивида представляется равенством M = PAQA + PBQB.  
Решим его относительно QA, тогда                                           (ур.1.1)

Уравнение (1.1) называют уравнением бюджетной линии, все точки которой представляют доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ. Из выражения (1.1) следует, что бюджетная линия имеет отрицательный наклон; угол ее наклона определяется соотношением цен, а отдаленность от начала координат - величиной бюджета. Если при фиксированном бюджете и неизменной цене блага А цена блага В снижается, то наклон бюджетной линии уменьшается: 1 > 0 (рис. 1.1). Если при фиксированных ценах благ увеличивается бюджет потребителя, то бюджетная линия отодвигается от начала координат параллельно самой себе.

Для определения ассортимента покупок, обеспечивающего потребителю максимальную удовлетворенность при заданных ценах и бюджете, достаточно на его  карте безразличия провести бюджетную  линию, (рис. 1.2).


 

 
 

Рис. 1.1 Бюджетные линии                              Рис. 1.2 Равновесие потребителя

 

Точка касания бюджетной  линии с наиболее отдаленной кривой безразличия указывает на искомый Q*A,Q*B набор покупаемых благ. Формальным признаком достижения потребителем максимальной удовлетворенности при заданном бюджете является равенство абсолютного значения предельной нормы замещения двух благ соотношению их цен:

(усл. 1.2) 
так как в точке касания кривой безразличия с бюджетной линией наклон первой (MRSB,A) равен наклону второй (РBA).

Предельная норма замещения  двух благ характеризует субъективную оценку эквивалентности этих благ для  конкретного потребителя, а соотношение  их цен - объективную (рыночную) оценку. Когда обе эти оценки совпадают, потребитель достигает максимальной удовлетворенности при своем  бюджете, т.е. оказывается в состоянии  равновесия (см. рис. 1.2). Условие (1.2) эквивалентно второму закону Гессена.

Если каждый вид товара продается по единой для всех цене, то в соответствии с условием (1.2) в состоянии равновесия предельная норма замещения любой пары благ у всех потребителей будет одинаковой независимо от индивидуальных предпочтений и бюджетов.

Точка касания бюджетной  линии с наиболее отдаленной кривой безразличия указывает на искомый  набор покупаемых благ. Это иллюстрируют рис. 1.2 и 1.3.

 

 

 


 

 

 
 
Рис. 1.3. Изменение предпочтений индивида с ростом благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Кривые «цена  потребление» и «индивидуальный  спрос» 
2.1.Кривая «цена-потребление»

Рассматривая кривую "доход  — потребление", мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход. Теперь предположим в качестве постоянной  величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например блага X. Допустим, что цена блага X снижается, т. е. Р1х > Р2х > P3х > Р4х и т.д. Например, 1 единица блага X стоила 100 долл., а теперь она стоит 50 долл. Это значит, что за 100 долл. покупатель может купить 2 единицы блага X. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX2 в положение NX3 (рис. 2.1.1). Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX4, NX5 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U1,U2, U3, U4 с бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую "цена—потребление".

На базе этой кривой может  быть легко построена кривая спроса (см. рис. 2.1.1б), в этом случае на оси ординат откладывается цена товара Х (Рх), а на оси абсцисс — количество блага X.

Рис. 2.1.1. Кривая "цена—потребление" (а) и построение кривой спроса (б)

 

При анализе кривой "доход  — потребление" мы рассматривали  влияние изменения дохода, при  анализе кривой "цена — потребление" — влияние изменения цен на относительную замену одного блага  другим. Выясним теперь, в какой  степени изменение спроса на благо X вызвано изменением цены, а в  какой — реального дохода.

 

2.2.Кривая «индивидуальный  спрос»

Индивидуальный спрос  – это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.

Кривая индивидуального  спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят  купить по соответствующей цене в  данный момент.

Геометрическая форма  кривой (отрицательный наклон) отражает обратную зависимость объема спроса (Q) и цены (P), а также снижающейся  предельной полезности каждой дополнительной единицы покупаемого товара, что  объясняет падение его цены (рис.2.2.1).

На индивидуальный спрос  влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в  семье потребителя, его социальный уровень, система ценностей, уровень  задолженности.

 Рис. 2.2.1. Кривая спроса

 
Движение по кривой спроса (D) показывает, как изменение цены (P) влияет на изменение  объема спроса (Q). При этом положение  кривой спроса D остается прежним, т.е. спрос на товар не изменился.

Механизм функционирования рынка обязывает анализировать  ситуации, в которых действует  множество потребителей и производителей.

Понятие спроса на определенный товар отражает поведение массового  потребителя. Объем рыночного спроса на данный товар слагается из спроса множества субъектов, выступающих  в качестве покупателей в определенный промежуток времени.

2.3.Случаи построения  кривых взаимодополняющих благ

Свойство товаров или  услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Примером взаимодополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами . Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной прямой (рис. 2.3.1). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага X и Y, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии HG и MN. Поэтому предельная норма замещения

равняется нулю. MRS = 0. Однако чаще имеет место относительная  взаимодополняемость, которая может  быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис. 2.3.2. В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок кривой от точки С до точки D. Снижение цен на один

из взаимодополняемых  товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается  спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означаем, что снижение цен  на один из взаимодополняемых товаров  ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким  образом, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Рис. 2.3.1. Абсолютная (жесткая) Взаимодополняемость

Величину обратной связи  можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности ЕD, показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

EDxy = (dQx/Qx)/(dPy/Py), (2.3.1)

где Qx — величина спроса на благо X;

Рy — цена блага Y.

Рис. 2.3.2. Относительная взаимодополняемость

Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ (ЕDхy < 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности ЕDхy = -∞. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо X. Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ.

 

2.4.Случаи построения  кривых для взаимозаменяемых  благ

Свойство благ (товаров  или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные)за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино —театр —цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами. Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис. 2.4.1). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.

Информация о работе Финансовые аспекты формирования и использования оборотных средств предприятий