Финансовая система. Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- дать определение финансовой системе и ее развитие в России;
- указать принципы построения финансовой системы;
- рассмотрение не только главного звена финансовой системы – бюджетной системы, но и внебюджетные и муниципальные фонды, финансы предприятий, организаций и учреждений, финансы страхования, кредиты;
- сущность финансов;
- функции финансов.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Финансовая система России на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Определение финансовой системы и ее развитие в РФ . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2 Сущность и функции финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.3 Принцип построения финансовой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2. Состав финансовой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.1 Бюджетная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.2 Финансы предприятий, организаций, учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3 Финансы страхования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
2.4 Кредит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Являясь важной составной частью государственных  расходов в целом, расходы бюджета  выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного  фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства.

Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших  – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной  и др. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов:

§  содержание органов государственной власти РФ;

§  осуществление экономической деятельности РФ;

§  другие расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на соответствующий год.

За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы:

·        на социально-культурные мероприятия и науку;

·        развитие экономики;

·        правоохранительную деятельность;

·        другие мероприятия, предусматриваемые в федеральном бюджете.

Расходы бюджета подразделяются также  на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды, в свою очередь, могут  быть:

1.     внутренние – ссуды бюджетам нижестоящего уровня, зарубежные кредиты;

2.     внешние, относящие к компетенции федерального уровня, - государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам.

Бюджеты субъектов РФ

Бюджеты субъектов РФ – это фонды  денежных средств, предназначенных  для реализации задач и функций, возлагаемых на органы государственной  власти соответствующих субъектов РФ[4].

В Российской Федерации 89 субъектов, что означает существование 89 региональных бюджетов. Региональным бюджетом следует  считать консолидированный бюджет, в который входят областной бюджет и бюджеты муниципальных образований.

Областной бюджет – это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюджет по своей структуре зависит  от того, чем является регион:  республикой, краем, областью или округом.

Структура доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует  рассматривать в увязке с их полномочиями в области бюджетных отношений  и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального органа власти и местными бюджетам.

Формирование доходной части региональных бюджетов происходит за счет трех групп  доходов:

1.     налоговые доходы – федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы;

2.     неналоговые доходы – доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций;

3.     безвозмездные перечисления – поступления средств от бюджетов других уровней, поступления от нерезидентов, поступления от организаций.   

Целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых создаются и консолидируются в федеральном бюджете это:

-         федеральный дорожный фонд Российской Федерации;

-         федеральный экологический фонд Российской Федерации;

-         фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

-         фонд развития Федеральной пограничной службы РФ;

-         фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

-         фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

-         федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной  службы налоговой полиции Российской Федерации.

Основные параметры бюджета  Нижегородской области на 2006 год 

(млн. рублей)

   

Наименование показателей

консолидированный бюджет

в т.ч. областной бюджет

ДОХОДЫ  БЮДЖЕТА                              

44 140

31 834

Собственные доходы 

39 515

27 257

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета

4 626

4 626

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА                              

44 140

31 834

Дефицит (-), профицит (+)

0

0

Государственный и мунципальный долг

9 332

8 632


 

 

Сегодня основным источником доходов  бюджетов штатов США является налог  на продажу – 29% от доходной части. А  индивидуальный подоходный налог составляет 17%. Недостаток собственных средств штатов порывается за счет финансовой поддержки из федерального бюджета (23% от доходной части) и поступлений из бюджетов местных органов власти(»1,5%).

Неналоговые доходы консолидированного бюджета поступили в сумме  539,3 млн. рублей, что составляет  118% к уточненному плану на 1 квартал   (дополнительные поступления  к плану составили 81,3  млн. рублей).  

Доходы целевых бюджетных фондов  поступили в сумме 543,1 млн. рублей, что составляет  116% к плану на 1 квартал.

Финансовая помощь из федерального бюджета поступила в сумме  925,9 млн. рублей, что составляет  29% к годовому плану и 87% к плану 1 квартала.  В том числе дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поступила в сумме 504,5 млн. рублей, дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 98,4 млн. рублей,   субвенции из фонда компенсаций – 243,5 млн. рублей,  субсидии  из фонда софинансирования – 53,7 млн. рублей.

В бюджетном кодексе предусматривается  перечень конкретных расходов, финансируемых  исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

- обеспечения функционирования  органов законодательной и исполнительной  власти субъекта РФ;

- обслуживание и погашение государственного  долга субъекта РФ;

- проведение референдумов в  субъекте РФ;

- обеспечение реализации региональных программ;

- содержание и развитие учреждений  и организаций жилищно-коммунального  хозяйства;

- прочие цели, связанные с реализацией  полномочий субъекта РФ.

Расходы консолидированного бюджета  исполнены в сумме  7 314,4  млн. рублей, что составляет  18% к уточненному плану на год и 74% к плану 1 квартала. Наибольший удельный вес в расходах  консолидированного бюджета составляют:  образование – 1 845,4 млн. рублей (25% в общих расходах); здравоохранение и спорт – 1 336,2  млн. рублей (18%); социальная политика – 1 011,7 млн. рублей (14%); жилищно-коммунальное хозяйство – 720,3 млн. рублей (10%); общегосударственные вопросы – 682,5 млн. рублей (9%).

На выплату заработной платы  работникам бюджетной сферы области  направлено 2 408,3  млн. рублей.

Расходы областного бюджета  исполнены  в 1 квартале  в сумме 5 303,1  млн. рублей, что составляет  21% к уточненному плану на год и  79%  к плану 1 квартала.

Наибольший удельный вес в расходах  областного  бюджета составляют: межбюджетные трансферты - 1 666,6 (31% в общих расходах);  национальная экономика – 941,1 млн. рублей (18%); здравоохранение и спорт – 850,9 млн. рублей (16%); социальная политика  – 843,4  млн. рублей (16%). 

Финансовая  помощь районам и городам из областного бюджета  перечислена в сумме 1 666,6 млн. рублей, что составляет 92%  к плану на 1 квартал. 

Долг областного бюджета  по состоянию на 1 апреля  2005 года  составил  7 322,9  млн. рублей,  вся сумма  долга является  внутренними обязательствами. 

31 марта 2005 года  Нижегородская область полностью рассчиталась с внешним долгом, выплатив последний пятый транш по Еврозайму в сумме  24,919 млн. долларов США.  С 1 апреля 2005 года  в структуре  государственного долга  Нижегородской области внешний   долг отсутствует.

По состоянию на 1  апреля  в структуре  государственного  долга   8% составляют бюджетные ссуды и кредиты,  полученные из федерального бюджета, 63% – кредиты коммерческих банков, 15% - государственные гарантии, 14% - государственные  ценные бумаги.

Наиболее крупными в составе  расходов бюджетов штатов США являются затраты на просвещение (»35% от расходной части бюджетов), социальное обеспечение (»13%), здравоохранение (»9%), дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.

Расходы бюджетов региональных органов  власти делятся на бюджет текущих  расходов и бюджет развития.

Бюджет развития используется для  кредитования, инвестирования и предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты.

Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии, обеспечении финансирования детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.                                                                28 августа 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»[5]. Этот закон определил роль местного самоуправления и его экономические и финансовые основы. На основании этого закона появилось понятие «муниципальное образование».

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в  которых осуществляется местное  самоуправление, имеются муниципальная  собственность и местный бюджет.

Понятия «местный бюджет», «бюджет  муниципального образования», «бюджет  органов местного самоуправления»  следует рассматривать как синонимы.

Местные бюджеты

Более определенно финансовые аспекты  местного самоуправления были установлены  Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»[6].

Доходы местных бюджетов состоят:

- из закрепленных доходов, включающих  в себя доходы от сдачи в  аренду, штрафы, госпошлины, местные налоги и сборы;

- регулирующих доходов, включающих  в себя федеральные налоги, налоги  субъекта РФ;

- финансовой помощи, включающей  в себя дотации, субвенции,  средства фонда поддержки муниципальных  образований, средства по взаимным  расчетам.

Размеры муниципальных долей (в %) федеральных  налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются  законодательными органами субъектов РФ.

В бюджете г.Нижнего Новгорода  на 2006 г. предлагается увеличить доходы бюджета города на общую сумму 123,1 млн.руб. 

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:

- с решением вопросов местного  значения, установленные законодательством  РФ и законодательством субъекта  РФ;

- осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

- обслуживанием и погашением  долга по муниципальным займам;

- обслуживанием и погашением  муниципального долга по ссудам.

Предлагается увеличить расходы  бюджета города Нижнего Новгорода  на общую сумму расходов 133,5 млн.руб., в том числе:

-за счет увеличения доходной  части бюджета города Нижнего  Новгорода на 123,1млн.руб.;

- за счет увеличения дефицита  бюджета города Нижнего Новгорода  на 10,4 млн.руб.

В состав расходов местных бюджетов США более половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с финансированием государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений. К источникам финансирования расходов местных бюджетов относятся: местные налоги, доходы от услуг коммунального хозяйства и другие не налоговые доходы, дотации из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29% налоговых доходов).

Местные бюджеты  в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года. Изучая расходы местных органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства.

2.2 Финансы  предприятий, организаций, учреждений

Финансы предприятий, организаций, учреждений, как обособленные денежные фонды, находящиеся  в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для  современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. Здесь формируются финансовые потоки, отражающие созданный ВВП, подлежащий в дальнейшем перераспределению через бюджетную систему в производственную и социальную сферу, сферу домашних хозяйств и др.

Финансы предприятий представляют собой систему экономических  отношений, связанных с формированием  и использованием денежных фондов и  накоплений на общегосударственные  цели, финансирование затрат самих предприятий.

Выделяют финансы коммерческих и некоммерческих организаций[7]. Так, коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций[8].

Информация о работе Финансовая система. Сущность и функции финансов