Финансовая система Российской Федерации и её структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:45, реферат

Краткое описание

Объектом данной работы является финансовая система РФ. Предметом являются финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….............3
1.Финансовая система РФ …………………………………………........................5
1.1Сущность и функции финансовой системы …………………………………..5
1.2Структура финансовой системы………………………………………..............9
1.3Государственные и муниципальные финансы как элемент финансовой системы……………………………………………………………………………...12
1.4Финансы организаций и населения как элемент финансовой системы…….16
Заключение………………………………………………………………….............21
Список использованной литературы……………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Финансы - Доклад.docx

— 67.45 Кб (Скачать)

     Финансовые  институты могут рассматриваться  на разных уровнях:

     - федеральный - представлен федеральными финансовыми институтами, которые состоят из Центрального аппарата и территориальных органов;

     - субъектный - представлен субъектными финансовыми институтами. Их сфера деятельности ограничена с одной стороны федеральными финансовыми институтами, и полномочиями субъектов в финансовой сфере - с другой.

     - муниципальный – местные финансовые институты, муниципальные образования.

     Экономическая роль государства в современных условиях заключается в реформировании отношений собственности, вертикали федеративного устройства, институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.

     Экономическая роль государства проявляется в  следующих функциях:

     - регулирующая функция обусловлена тем, что

     - существуют области функционирования государства, в которых оно занимает ведущие позиции (например, оборона, социальная помощь и т.п.),

     - государство реализует экономическую политику через институциональную систему,

     - государство является собственником и взаимодействует с различными структурами предпринимательского сектора экономики

     - перераспределительная функция. Созданный национальный доход является объектом перераспределения между его производителями и потребителями. Для реализации этой функции решающую роль в федеративном государстве играет распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и её субъектами в социально-экономической сфере. Механизмом такого перераспределения служат налоговая и бюджетная системы.

     - социальная функция. Государство поддерживает социальную справедливость и определенный уровень общественного благосостояния, гарантирует прожиточный минимум, соответствие роста заработной платы и производительности труда, обеспечивает занятость населения. Для реализации этой функции решающую роль играет финансово-экономический потенциал государства. Реализация этой функции связана с расширением спроса общественного сектора экономики. Механизмом реализации этой функции служат: система социальных трансфертов, социальные программы развития на федеральном, региональном и местном уровнях, системы государственной социальной защиты государственных минимальных социальных стандартов, адресной социальной помощи.

     - контрольная функция. Государство создает ориентиры социально-экономического развития общества, задает параметры экономического и социального роста, определяет условия предпринимательской деятельности, формирует долгосрочные, среднесрочные и текущие экономические и социальные программы, выполнение которых и служит объектом контроля. Реализация этой функции обеспечивается через органы государственного контроля, в том числе финансового, а также институциональные системы. Механизмом реализации этой функции является система показателей и критериев, зафиксированная в правовых актах различного уровня, система санкций, поощрений и льгот, выбор приоритетов социально-экономического развития общества.

     В последнее время много говорится  о смене курса реформ, а точнее — об адекватных подходах к финансовой стратегии развития общества. Современная  ситуация в Российской Федерации ярко свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики. Главными проблемами в области государственных и муниципальных финансов являются:

     - сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

     - совершенствование налоговой системы;

     - повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;

     - совершенствование бюджетного федерализма;

     - обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики, укрепление финансового контроля и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4 Финансы организаций и населения как элемент финансовой системы

     Первичные доходы сферы финансов частных и  государственных предприятий, а  также доходы граждан создают  основу системы финансов любого государства. Вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система  финансов состоит из двух укрупненных  подсистем (сфер):

     - государственных и муниципальных финансов;

     - финансов хозяйствующих субъектов.

     Как уже говорилось ранее, классификационным  признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием  имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов. Так, непосредственно  участники общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием  услуг. Для осуществления своей  деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс  производства, необходимая сумма  денежных средств. Таким образом, для  субъектов хозяйствования будут  характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность  процесса производства товаров и  оказания услуг.

     Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Являясь звеном финансовой системы на уровне отдельной семьи, они представляют собой экономические  денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Финансы домохозяйства не являются приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

     Население (граждане) вступает в отношения  своими денежными средствами с общегосударственной  финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные  отношения связаны с оплатой  труда населению, выплатами из накопительной  пенсионной системы денежных средств, получением материальных и нематериальных благ, с другой стороны, население  своими денежными средствами выплачивает  налоги, оплачивает услуги государственных  и других учреждений и организаций  производственной и непроизводственной сфер.

     Финансы населения являются элементом децентрализованных финансов. и имеют важное и всевозрастающее значение:

     - для обеспечения социальной стабильности общества;

     - для формирования классовой структуры общества;

     - как источник пополнения бюджета (во всем мире в бюджетах растет доля подоходного налога с физических лиц);

     - как источник инвестиций в развитие экономики страны;

     - как источник финансирования внутреннего долга правительства;

     - для формирования страхового фонда страховщиков и др.

     Финансы населения наименее регламентированы по сравнению с финансами хозяйствующих  субъектов или органов власти. Лишь в достаточно редких случаях  граждане обязаны фиксировать свои финансы. Вследствие этого органы статистики большую часть выводов по финансам населения делают на основании статотчетности хозяйствующих субъектов, либо путем экспертной оценки данных выборочного обследования домохозяйств. Такие данные получаются путем проведения опросов, достоверность которых по объективным причинам оставляет желать лучшего. Именно поэтому перепись населения приобретает общегосударственную значимость, а в перечень вопросов включают специальные, которые позволяют оценить достоверность полученных ответов.

     Сущность  финансов населения находит свое проявление в функциях. На сегодня  они выполняют две базовые  функции:

     - обеспечение жизненных потребностей семьи создает реальные условия существования данной семьи;

     - распределительная функция финансов населения охватывает первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи.

     Финансовые  отношения домашнего хозяйства  включают две группы:

     - отношения между данной хозяйственной единицей и другими звеньями финансовой системы (государственными финансами - бюджетами и внебюджетными фондами, и финансами коммерческих организаций и предприятий), создавая первичные доходы в виде заработной платы, пенсий, пособий и т.п.;

     - отношения между членами домохозяйств, когда средства распределяются и обособляются, образуя обособленные денежные фонды. Эта функция включает три последовательные ступени: формирование, распределение и использование денежных фондов.

     Обе функции финансов населения взаимосвязаны  и действуют одновременно, дополняя друг друга.

     Финансы субъектов хозяйствования выступают  исходным финансовой системы, так как  именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов, и начинаются прочие распределения  и перераспределения стоимости. Группировка финансовых отношений  внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники  формирования финансовых ресурсов и  порядок их использования.

     Финансы предприятий имеют определенный иерархический уровень и составляют основу финансовой системы страны. Это децентрализованные финансы.

     Гражданский кодекс (ГК) РФ признает юридическим  лицом организацию, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ГК РФ установлено, что самостоятельный баланс или смета необходимы для юридического лица.

     Представляется  возможным назвать финансами  предприятий замкнутые перераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица, с определенной целью или некоторым множеством целей (адаптации к изменению рыночной среды, обеспечения конкурентных преимуществ, ускорения научно-технического прогресса, гармонизации отношений в коллективе и др.), в реальных условиях функционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц.

     В условиях рынка финансы субъектов  хозяйствования представляют собой  денежные отношения, связанные с  формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы  формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления  и др.); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с  ценными бумагами; средства, поступающие  в порядке перераспределения (бюджетные  субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.).

     Известна  точка зрения, что финансовые отношения  возникают при распределении  выручки предприятий. Приверженцы  этого подхода считают, что финансы  предприятий опосредуют процессы деления  выручки на составные части, имеющие  специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на добавленную  стоимость, акцизы и др.

     Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

     От  состояния финансов предприятий  зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование  финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции  не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

     В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости  предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального  назначения, изыскивают необходимые  им средства для расширения производства продукции, используя кредитные  ресурсы и возможности финансового  рынка. Развитие предпринимательской  деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны  государства и вместе с тем  повышению ответственности за фактические  результаты работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Подводя итоги, можно сказать, что финансовая система – это совокупность различных  сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации и её структура