Финансовая система Российской Федерации и её структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:45, реферат

Краткое описание

Объектом данной работы является финансовая система РФ. Предметом являются финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….............3
1.Финансовая система РФ …………………………………………........................5
1.1Сущность и функции финансовой системы …………………………………..5
1.2Структура финансовой системы………………………………………..............9
1.3Государственные и муниципальные финансы как элемент финансовой системы……………………………………………………………………………...12
1.4Финансы организаций и населения как элемент финансовой системы…….16
Заключение………………………………………………………………….............21
Список использованной литературы……………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Финансы - Доклад.docx

— 67.45 Кб (Скачать)

Часто в экономической литературе встречаются  мнения о том, что финансы выражают перераспределительные отношения (в основном бюджетные), и, следовательно, функция финансовой системы состоит в перераспределении.

         Некоторые исследователи выделяют  следующие функции финансовой системы:

- обеспечение  способов перемещения экономических  ресурсов во времени, через  границы государств и из одних  отраслей в другие;

- обеспечение  способов управления рисками;

- обеспечение  способов клиринга и осуществления  расчётов, способствующих торговле (расчетно-платежная функция);

- обеспечение  механизма объединения финансовых  ресурсов и разделения владения  в различных предприятиях (паевого  участия в капитале);

- информационная  поддержка (снабжение ценовой  информацией, позволяющей координировать  децентрализованный процесс принятия  решений разных отраслях экономики).

При этом предполагается, что основной функцией любой системы является управление. С помощью финансовой системы  реализуются также функции экономической  категории «финансы», обуславливающие  целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Таким  образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью  денежных отношений какого-либо характера. Таким образом, финансовая система - это сложное финансово-экономическое  образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений  между ними.

Никто и ничто так больно не чувствует  кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Роль финансовой системы в экономике

страны  очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Структура финансовой системы РФ.

 Финансы  государства структурно можно  представить следующим образом  (рис. 1): 

Рис. 1. Структура государственных и  муниципальных финансов. 

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение  и использование государственных  и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики  нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных  актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции  и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация  общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка  культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических  задач. Выполняя распределительную  функцию, государственные и муниципальные  финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами  и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых  правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

 Структура  финансовой системы РФ с точки  зрения управления включает (рис. 2.):

 - основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

 - вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг). 

рис. 2. Элементы финансовой системы РФ.

 Институциональная  структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

 На  федеральном уровне институциональная  структура включает:

 - комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

 - Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

 - Центральный банк Российской Федерации;

 - Счетную палату Российской Федерации;

 - Федеральную таможенную службу;

 - Федеральную службу по финансам и рынкам;

 - Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

 - На уровне субъектов РФ:

 - комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам                   исполнительной власти;

 - министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

 - главные управления Банка России субъектов Федерации;

 - Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

 - Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

 - Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

 - Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

 На  муниципальном уровне:

 - комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;

 - управления (департаменты, отделы) финансов;

 - аппарат Департамента контроля Минфина России;

 - городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;

 - городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;

 - городские (районные) налоговые службы;

 - счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;

 - городскую (районную) таможню.

 На  уровне хозяйствующих субъектов  управление финансами осуществляется  финансовой службой (отделом), дирекцией  по финансам, департаментом финансов.

 Финансовая  система Российской Федерации  в соответствии со структурным  делением финансовой системы  в экономически развитых странах  включает следующие звенья:

 - государственный бюджет;

 - государственные внебюджетные фонды;

 - государственный кредит;

 - фонд страхования;

 - фондовый рынок;

 - финансово-кредитную систему;

- финансы предприятий различных форм собственности. 
 
 
 
 
 

1.3 Государственные и муниципальные финансы как элемент финансовой системы

     Государственные и муниципальные финансы —  это совокупность экономических  отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования  централизованных фондов финансовых ресурсов.

     Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные  с обеспечением централизованными  источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной  сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей  развития социально ориентированной  экономики.

     Государственные и муниципальные финансы функционируют  в рамках финансовой системы государства  и являются ее центральным звеном (рис. 3).

      Рис. 3. Состав государственных и  муниципальных финансов 

     Финансы как экономическая категория  зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня (прежде всего государственный и муниципальный бюджеты) основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

     Важным  методологическим фактором является определение  принципов организации и функционирования государственных и муниципальных  финансов, позволяющее выявить направления  воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

     Государственные и муниципальные финансы опираются  на информационные потоки. Принятие государственных  решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен  как в момент принятия решения, так  и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

     Государственные и муниципальные финансы имеют  четкую целевую ориентацию. Они затрагивают  определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они  ориентированы на решение государственных  и муниципальных задач.

     Состояние государственных и муниципальных  финансов — один из основных показателей  устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

     Государственные и муниципальные финансы ориентированы  на следующие основные принципы:

     - единства законодательной и нормативной базы;

     - открытости и прозрачности;

     - разграничения полномочий и предметов ведения;

     - целевой ориентированности;

     - научного подхода к реализации намеченных целей;

     - экономичности и рациональности;

     - управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

     Достижение  целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

     Финансовая  система состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и  уровней. Особенностью финансов как  сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной  базы, так как любой финансовый институт создается на основе нормативных  актов и действует в ее пределах.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации и её структура