Финансовая Система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
I. Финансовая система – важнейшая структура национальной экономики...............................................................................................................4

Сущность и принципы организации финансовой системы……….4
1.2. Государственный бюджет – особенности формирования………….....7
1.3. Финансовый контроль. Управление финансами………………..11
II. Финансовая система Казахстана…………………………….14
2.1. Состав доходов и расходов государственного бюджета РК……15
2.2. Анализ финансовой системы РК………………………………………18
2.3. Проблемы совершенствования в посткризисном периоде

Заключение……………………………………………………………..23

Список использованной литературы…………………………………25

Файлы: 1 файл

финансы_курсовик.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

   На  реализацию пенсионной реформы в  2008 году было перечислено Государственному выплатному центру по пенсиям из государственного бюджета 36 млрд. тенге. На 2006 год закладывался дефицит бюджета в размере 5,5% к ВВП в результате предоставления трансфертов из бюджета Пенсионному фонду на 52 млрд. тенге и выплату социальных пособий на 23 млрд. тенге. Таким образом, бюджетная политика приобретает еще более социальную ориентацию.

   Приоритетными направлениями расходования государственных средств будут образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. В целом, доля расходов на социальные программы по проекту бюджета на 2008 год составила 61,5% всех расходов государства.

   Для решения социальных задач республики уже в 2000 году правительством Республики Казахстан были предприняты серьезные шаги по укреплению доходной части государственного бюджета. Основными направлениями в данной области явились усиление контроля за поступлениями налогов и работа с отдельными налогоплательщиками, совершенствование методов администрирования за сбором налогов, модернизация и компьютеризация налоговых служб республики. Однако эти меры не дали быстрого эффекта и в 2007 году финансовые возможности государственного бюджета были ограничены. В этой связи, основной акцент в бюджетной политике этого года был направлен на более эффективное управление государственной собственностью, рациональное использование государственных финансов, усиление контроля за целевым расходованием средств налогоплательщиков. Работа в этом направлении будет проводиться постоянно и систематически. Состояние государственного бюджета на 1 октября 2010 года представлено в таблице 1. 

   Государственный бюджет на 1 октября 2010 года

   Таблица 1.

   Единица измерения: млн. тенге

   Наименование    Кассовое  исполнение
   I. ДОХОДЫ    2 992 860,1
   НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ    1 970 491,5
   Налоговые поступления    1 970 491,5
   НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ    59 139,60
   Неналоговые поступления    59 139,60
   ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА    38 229,00
   Поступления от продажи основного капитала    38 229,00
   ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ    925 000,00
   Поступления трансфертов    925 000,00
   II. ЗАТРАТЫ       3 155 007,8
   Государственные услуги общего характера    155 388,60
   Оборона    139 728,60
   Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность    249 111,30
   Образование    552 685,60
   Здравоохранение    395 777,60
   Социальная  помощь и социальное обеспечение    684 824,90
   Жилищно-коммунальное хозяйство    231 231,90
   Культура, спорт, туризм и информационное пространство    156 566,70
   Топливно-энергетический комплекс и недропользование    53 816,20
   Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного  мира, земельные отн    143 556,80
   Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность    21 436,00
   Транспорт и коммуникации    252 782,10
   Прочие    43 270,30
   Обслуживание  долга    74 831,10
   III. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ    81 143,70
   БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ    83 759,80
   Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного  мира, земельные отн    81 808,00
   Прочие    1 951,80
   ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ    2 616,10
   Погашение бюджетных кредитов    2 616,10
   IV. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ    204 203,50
   ПРИОБРЕТЕНИЕ  ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ    204 350,80
   Государственные услуги общего характера    500,2
   Образование    20 499,50
   Здравоохранение    1 800,00
   Жилищно-коммунальное хозяйство    4 983,60
   Культура, спорт, туризм и информационное пространство    8 354,40
   Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного  мира, земельные отн    35 551,50
   Транспорт и коммуникации    13 767,80
   Прочие    118 893,90
   ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА    147,2
   Поступления от продажи финансовых активов государства    147,2
   V. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА    -447 494,80
   VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРОФИЦИТА) БЮДЖЕТА    447 494,80
   ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ    737 836,80
   Поступления займов    737 836,80
   ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ    220 063,30
   Погашение займов    220 063,30
   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ    -70 278,60
 

   Несмотря  на дополнительную нагрузку на государственный  бюджет в связи с реформированием  системы пенсионного обеспечения и появлением весомых расходов по обслуживанию госдолга, правительство выделило в бюджете 2010 года значительно большую сумму для инвестиционных программ, чем в предыдущих годах. Если в 2008 году бюджетные инвестиции предусматривались в размере 19,9 млрд. тенге, то в следующем из бюджета в приоритетные инвестиционные проекты за счет внешних источников было направлено 34 млрд. тенге, или около 400 млн. долл., что, в свою очередь, стимулировало значительный рост платежеспособного спроса и подъем экономики республики.

   Основными приоритетами государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного  строительства. В. перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными донорами.

   Начиная с 1998 года, Министерство финансов отказывается от прямых кредитов Национального Банка. Для финансирования дефицита бюджета  были использованы только неинфляционные источники и рыночные методы заимствования  на внутренних и внешних финансовых рынках.

   В 1997 году не было допущено ни одного дефолта  по государственным финансовым обязательствам, что серьезно укрепило имидж нашей  страны как надежного партнера в  международных делах. Впервые в  истории Казахстана в ноябре 1996 года ему присвоен международный кредитный рейтинг, позволивший уже через месяц осуществить уверенную дебютную эмиссию евробондов в сумме 200 млн. долл. США на мировых финансовых рынках.

   По  уровню привлечения прямых иностранных  инвестиций на душу населения республика уверенно входит в первую пятерку центрально- и восточноевропейских стран, а также СНГ. Совокупный приток прямых иностранных инвестиций, по данным Европейского банка реконструкции и развития, в экономику Казахстана за период  2006-2007 гг. составил 2761 млн. долл. США. К сожалению, в ближайшем будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится. Нужны передовой опыт, новые технологии и ноу-хау, управленческий и маркетинговые навыки. Вот почему мы прилагаем много усилий для создания благоприятного инвестиционного климата в стране.

   Можно подчеркнуть, что Казахстан имеет  в настоящее время достаточно совершенную законодательную и  институциональную базу для эффективного привлечения и использования  иностранных инвестиций. Мы имеем  сегодня наиболее либеральный налоговый  режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов – их всего 13 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. 6Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.

   Привлекая инвестиции в экономику страны, мы решаем и еще одну важную социальную проблему – сохранение занятости  населения. Это весьма актуально  для Казахстана, поскольку в 2008 году статистическими органами республики признано официально безработными – 391,7 тыс. чел. или 4,1% от экономически активного населения.

   Еще один фактор – это структурные  реформы. Согласно планам правительства, все радикальные реформы должны быть завершены в ближайшие два года.

     Транзитный статус казахстанской  экономики, движущейся от административной  системы к рыночной, перейдет  в разряд более устоявшихся.  Для этого есть все условия.  Это и законодательная база  рынка, и инвестиционные пакеты, и способ организации бюджетной, налоговой, валютной и антиинфляционной политики, и, наконец, способ организации самих отношений не только в экономике, но и в обществе. В республике создан достаточно прочный задел для устойчивого роста экономики в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Финансовая  система является системой интеграционного  типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.

   Помимо  функционального критерия классификации  финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.

   Звенья  как соподчиненный ряд классификации  содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

   В рыночных отношениях функционирование экономики товарно-денежные отношения  регулируются государством в гораздо  меньшей степени. Основные регуляторы — спрос и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, которые направляются на возмещение израсходованных средств производства, оплату труда. А стоимость прибавочного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономическим интересам всех участников общественного производства, воспроизводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и ресурсов.

   Для осуществления переориентации экономики  необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий.

   Государственный бюджет в качестве инструмента управления экономикой оказывает интегрированное воздействие на общественное производство как фин.документ, как экономический рычаг; и как стимул.

   Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. В нем находят взаимосвязь различные виды доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, а расходная - объединяет все виды производимых займов. Т.е. госбюджет - это экономическая категория, которая выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта.

   Государственный бюджет является инструментом осуществления государственной политики и основным источником денежных средств для реализации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в настоящее время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным образом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета. Важным вопросом при составлении госбюджета являются направления расходования бюджетных средств, связанные с проведением финансово-бюджетной политики.

   На  уровне микроэкономики структуру финансовой системы составляют первичные финансы - на предприятиях и в домашних хозяйствах. Их финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходование таких средств. Доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения).

   Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий и населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов.

   Общественные  финансы играют важную роль в росте  государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок.

   Под конец хотелось бы сделать личные выводы по данной работе:

  • Главная проблема в финансовой сфере, по моему мнению, заключается в том, что количественный рост доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет доходов от нефтедобывающей промышленности, что может привести к глубокому экономическому спаду, так как вся финансово-экономическая система зависит от котировки данного сырья на мировом рынке;
  • В Казахстане все еще так и не развита система кредитования малого бизнеса. Данная сфера экономики очень важна в рыночной экономике, так как на примере развитых стран видно, что она составляет большую часть ВВП. Сельское хозяйство после развала СССР оказалась в тяжелом положении, поэтому приоритетной задачей государства на данный момент заключается в кредитовании через банки второго уровня данной отрасли.
  • В Казахстане уже началось развитие таких важных финансовых инструментов как кредит, депозит и лизинг. В условиях рыночной экономики их роль заключается в ускорении формирования начального капитала, что очень важно в Казахстане, где ощущается нехватка в инвестициях.
  • Финансовый контроль в Казахстане осуществляют финансовая полиция и Министерство Финансов. На данный момент нормативно-правовая база касающиеся финансовых отношений все еще реформируется, но уже сложившихся положений достаточно для регулирования финансовых процессов в РК.
  • На сегодняшний день остро стоит вопрос о профиците государственного бюджета. Это говорит о плохо продуманной стратегии расходования средств.
  • Кроме того, несмотря на многократные повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, в нашей республике по-прежнему сильна дифференциация денежных доходов населения. Урегулирование этого вопроса в будущем может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет РК.

Информация о работе Финансовая Система РК