Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа
Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.
Введение………………………………………………………………………2
I. Финансовая система – важнейшая структура национальной экономики...............................................................................................................4
Сущность и принципы организации финансовой системы……….4
1.2. Государственный бюджет – особенности формирования………….....7
1.3. Финансовый контроль. Управление финансами………………..11
II. Финансовая система Казахстана…………………………….14
2.1. Состав доходов и расходов государственного бюджета РК……15
2.2. Анализ финансовой системы РК………………………………………18
2.3. Проблемы совершенствования в посткризисном периоде
Заключение……………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………25
На реализацию пенсионной реформы в 2008 году было перечислено Государственному выплатному центру по пенсиям из государственного бюджета 36 млрд. тенге. На 2006 год закладывался дефицит бюджета в размере 5,5% к ВВП в результате предоставления трансфертов из бюджета Пенсионному фонду на 52 млрд. тенге и выплату социальных пособий на 23 млрд. тенге. Таким образом, бюджетная политика приобретает еще более социальную ориентацию.
Приоритетными направлениями расходования государственных средств будут образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. В целом, доля расходов на социальные программы по проекту бюджета на 2008 год составила 61,5% всех расходов государства.
Для
решения социальных задач республики
уже в 2000 году правительством Республики
Казахстан были предприняты серьезные
шаги по укреплению доходной части государственного
бюджета. Основными направлениями в данной
области явились усиление контроля за
поступлениями налогов и работа с отдельными
налогоплательщиками, совершенствование
методов администрирования за сбором
налогов, модернизация и компьютеризация
налоговых служб республики. Однако эти
меры не дали быстрого эффекта и в 2007 году
финансовые возможности государственного
бюджета были ограничены. В этой связи,
основной акцент в бюджетной политике
этого года был направлен на более эффективное
управление государственной собственностью,
рациональное использование государственных
финансов, усиление контроля за целевым
расходованием средств налогоплательщиков.
Работа в этом направлении будет проводиться
постоянно и систематически. Состояние
государственного бюджета на 1 октября
2010 года представлено в таблице 1.
Государственный бюджет на 1 октября 2010 года
Таблица 1.
Единица измерения: млн. тенге
Наименование | Кассовое исполнение |
I. ДОХОДЫ | 2 992 860,1 |
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 1 970 491,5 |
Налоговые поступления | 1 970 491,5 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 59 139,60 |
Неналоговые поступления | 59 139,60 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА | 38 229,00 |
Поступления от продажи основного капитала | 38 229,00 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ | 925 000,00 |
Поступления трансфертов | 925 000,00 |
II. ЗАТРАТЫ | 3 155 007,8 |
Государственные услуги общего характера | 155 388,60 |
Оборона | 139 728,60 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность | 249 111,30 |
Образование | 552 685,60 |
Здравоохранение | 395 777,60 |
Социальная помощь и социальное обеспечение | 684 824,90 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 231 231,90 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство | 156 566,70 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование | 53 816,20 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн | 143 556,80 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность | 21 436,00 |
Транспорт и коммуникации | 252 782,10 |
Прочие | 43 270,30 |
Обслуживание долга | 74 831,10 |
III. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ | 81 143,70 |
БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ | 83 759,80 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн | 81 808,00 |
Прочие | 1 951,80 |
ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ | 2 616,10 |
Погашение бюджетных кредитов | 2 616,10 |
IV. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ | 204 203,50 |
ПРИОБРЕТЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ | 204 350,80 |
Государственные услуги общего характера | 500,2 |
Образование | 20 499,50 |
Здравоохранение | 1 800,00 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 4 983,60 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство | 8 354,40 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн | 35 551,50 |
Транспорт и коммуникации | 13 767,80 |
Прочие | 118 893,90 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА | 147,2 |
Поступления от продажи финансовых активов государства | 147,2 |
V. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА | -447 494,80 |
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА) БЮДЖЕТА | 447 494,80 |
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ | 737 836,80 |
Поступления займов | 737 836,80 |
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ | 220 063,30 |
Погашение займов | 220 063,30 |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ | -70 278,60 |
Несмотря на дополнительную нагрузку на государственный бюджет в связи с реформированием системы пенсионного обеспечения и появлением весомых расходов по обслуживанию госдолга, правительство выделило в бюджете 2010 года значительно большую сумму для инвестиционных программ, чем в предыдущих годах. Если в 2008 году бюджетные инвестиции предусматривались в размере 19,9 млрд. тенге, то в следующем из бюджета в приоритетные инвестиционные проекты за счет внешних источников было направлено 34 млрд. тенге, или около 400 млн. долл., что, в свою очередь, стимулировало значительный рост платежеспособного спроса и подъем экономики республики.
Основными приоритетами государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного строительства. В. перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными донорами.
Начиная с 1998 года, Министерство финансов отказывается от прямых кредитов Национального Банка. Для финансирования дефицита бюджета были использованы только неинфляционные источники и рыночные методы заимствования на внутренних и внешних финансовых рынках.
В 1997 году не было допущено ни одного дефолта по государственным финансовым обязательствам, что серьезно укрепило имидж нашей страны как надежного партнера в международных делах. Впервые в истории Казахстана в ноябре 1996 года ему присвоен международный кредитный рейтинг, позволивший уже через месяц осуществить уверенную дебютную эмиссию евробондов в сумме 200 млн. долл. США на мировых финансовых рынках.
По уровню привлечения прямых иностранных инвестиций на душу населения республика уверенно входит в первую пятерку центрально- и восточноевропейских стран, а также СНГ. Совокупный приток прямых иностранных инвестиций, по данным Европейского банка реконструкции и развития, в экономику Казахстана за период 2006-2007 гг. составил 2761 млн. долл. США. К сожалению, в ближайшем будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится. Нужны передовой опыт, новые технологии и ноу-хау, управленческий и маркетинговые навыки. Вот почему мы прилагаем много усилий для создания благоприятного инвестиционного климата в стране.
Можно подчеркнуть, что Казахстан имеет в настоящее время достаточно совершенную законодательную и институциональную базу для эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций. Мы имеем сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов – их всего 13 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. 6Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.
Привлекая инвестиции в экономику страны, мы решаем и еще одну важную социальную проблему – сохранение занятости населения. Это весьма актуально для Казахстана, поскольку в 2008 году статистическими органами республики признано официально безработными – 391,7 тыс. чел. или 4,1% от экономически активного населения.
Еще один фактор – это структурные реформы. Согласно планам правительства, все радикальные реформы должны быть завершены в ближайшие два года.
Транзитный статус
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.
Помимо функционального критерия классификации финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.
Звенья
как соподчиненный ряд
В рыночных отношениях функционирование экономики товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степени. Основные регуляторы — спрос и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, которые направляются на возмещение израсходованных средств производства, оплату труда. А стоимость прибавочного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономическим интересам всех участников общественного производства, воспроизводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и ресурсов.
Для осуществления переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий.
Государственный бюджет в качестве инструмента управления экономикой оказывает интегрированное воздействие на общественное производство как фин.документ, как экономический рычаг; и как стимул.
Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. В нем находят взаимосвязь различные виды доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, а расходная - объединяет все виды производимых займов. Т.е. госбюджет - это экономическая категория, которая выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта.
Государственный бюджет является инструментом осуществления государственной политики и основным источником денежных средств для реализации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в настоящее время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным образом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета. Важным вопросом при составлении госбюджета являются направления расходования бюджетных средств, связанные с проведением финансово-бюджетной политики.
На уровне микроэкономики структуру финансовой системы составляют первичные финансы - на предприятиях и в домашних хозяйствах. Их финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходование таких средств. Доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения).
Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий и населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов.
Общественные финансы играют важную роль в росте государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок.
Под конец хотелось бы сделать личные выводы по данной работе: