Финансовая Система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
I. Финансовая система – важнейшая структура национальной экономики...............................................................................................................4

Сущность и принципы организации финансовой системы……….4
1.2. Государственный бюджет – особенности формирования………….....7
1.3. Финансовый контроль. Управление финансами………………..11
II. Финансовая система Казахстана…………………………….14
2.1. Состав доходов и расходов государственного бюджета РК……15
2.2. Анализ финансовой системы РК………………………………………18
2.3. Проблемы совершенствования в посткризисном периоде

Заключение……………………………………………………………..23

Список использованной литературы…………………………………25

Файлы: 1 файл

финансы_курсовик.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

   Проект  закона о республиканском бюджете  на предстоящий финансовый год вносится Правительством РК в Парламент РК не позднее 1 сентября. Утверждение  республиканского бюджета происходит на совместном заседании палат Парламента РК не позднее 1 декабря текущего года.

   Исполнение  бюджета начинается 1 января и завершается 31 декабря текущего финансового  года.

   Правительство РК обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов.  

   4.1. Состав доходов и расходов государственного бюджета РК.

   Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения.

   Обе категории имеют специфическое  общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

   Состав  и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления  бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях.

   При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и  методы формирования доходов и осуществления  расходов. Состав и структура доходов  государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств.

   Структура бюджета строится на основе бюджетной  классификации и состоит из следующих  разделов:

   1)доходы:

   - налоговые поступления;

   - неналоговые поступления;

   - поступления от продажи основного  капитала;

   - поступления трансфертов;

   2)затраты;

   3)операционное  сальдо;

   4)чистое  бюджетное кредитование:

   - бюджетные кредиты;

   - погашение бюджетных кредитов;

   5)сальдо  по операциям с финансовыми  активами:

   - приобретение финансовых активов;

   - поступления от продажи финансовых  активов государства;

   6)дефицит  (профицит) бюджет;

   7)финансирование  дефицита (использование профицита) бюджета:

   - поступление займов;

   - погашение займов;

   - движение остатков бюджетных  средств.

   Доходами  бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основах.

   Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные  Налоговым кодексом Республики Казахстан.

   Неналоговые поступления - обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные  законодательными актами РК.

   Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:

   - от продажи государственного  имущества;

   - от продажи товаров из государственного материального резерва;

   - от продажи земельных участков, находящихся в государственной  собственности или предоставления  их в постоянное или временное  пользование;

   - от продажи нематериальных активов,  принадлежащих государству.

   Поступления трансфертов - безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.

   Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они  подразделяются на следующие виды:

   1) затраты, обеспечивающие деятельность  государственных учреждений;

   2) затраты, связанные с организацией  и проведением мероприятий, не  носящих постоянного характера;

   3) затраты на государственный заказ  - оплата государственными учреждениями  товаров (работ, услуг), полученных  от физических, юридических лиц и крестьянских хозяйств на основе гражданско-правовых сделок в рамках реализации бюджетных программ;

   4) денежные выплаты физическим  лицам - затраты, связанные с  платежами физическим лицам в  денежной форме в соответствии  с законодательными актами РК, кроме денежных выплат работникам за труд;

   5) иные виды затрат на выполнение  обязательств государства. 

   Операционное  сальдо - разница между доходами и затратами бюджета.

   Чистое  бюджетное кредитование - разница  между бюджетными кредитами и  их погашением.

   В зависимости от срока предоставления бюджетные кредиты подразделяются на следующие виды: краткосрочные - до 1 года; среднесрочные - от 1 года до 5 лет; долгосрочные - от 5 до 30 лет.

   Cальдо  по операциям с финансовыми  активами - разница между суммами  приобретения финансовых активов и поступлений от продажи финансовых активов государства.

   Динамика  доходов и расходов государственного бюджета за 2006 - 2009 годы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Диаграмма 1.

     

   Анализ  данных диаграммы показывает, что значительный рост доходов государственного бюджета наблюдается в республике в 2009 году и составил 2098,5 млрд. тенге. Это было обусловлено ростом нефтедоходов, в частности корпоративного подоходного налога. За год поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога выросли в 2,2 раза составив 834,3 млрд. тенге, или 39,8 % доходов бюджета. В 2006 году было принято решение о том, что все нефтедоходы должны поступать в Национальный фонд РК, а с Нацфонда предусмотреть трансферты в республиканский бюджет. В результате использования этого механизма в 2006-2007 году в определенной степени уменьшились поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога.

   В целом за анализируемый период доходы государственного бюджета в основном формируются за счет налоговых поступлений, удельный вес их в общем объеме доходов в среднем составляет более 90 %. При этом значительное налоговое поступление обеспечивается за счет корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость. С 2006 года увеличение поступления НДС связано с ростом объемов импорта. Сегодня более 70 % суммы поступления НДС в бюджет составляют товары, импортируемые на территорию РК.

   В 2007 году расходы бюджета по сравнению  с 2006 годом увеличены в 1,4 раза и  составили в сумме 3113,5 млрд. тенге. В республике в последние годы определенные средства бюджета были направлены на поддержку реального сектора экономики. В 2004 году общая сумма бюджетных средств на реальный сектор составила 256,6 млрд. тенге, а в 2007 году - 653,3 млрд. тенге и увеличилась по сравнению с 2004 годом в 2,6 раза. При этом затраты бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство возросли в 3 раза, на развитие промышленности, архитектурной и строительной деятельности - 6,5 раза.

   Социальные  затраты государственного бюджета  за 2007 год составили 1379,4 млрд. тенге и по сравнению с 2004 годом увеличились в 2,2 раза. При этом на образование затраты возросли в 2,4 раза, здравоохранение - 2,3 раза, социальную помощь и обеспечение - 1,9 раза.  
 

   4.2. Анализ финансовой системы РК.

   По  мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.

   В Казахстане за девянадцать лет независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства. Если в 1993 году инфляция составляла свыше двух тысяч процентов, то в 2001 году она снизилась до 23,7%, а сегодня составляет около 7-9 %.  Произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

   В 1996 году впервые  за последние годы был обеспечен рост валового внутреннего  продукта по сравнению с предыдущим годом на 0,5 %. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, достигавшая в середине 1994 года 450-480%, снизилась более чем в 20 раз. 

   Проведение  рациональной политики государственных  расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета.

   В свою очередь, это позволило заложить прочный фундамент обеспечения  финансовой стабилизации экономики: созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения.

   Одним из основных разделов правительственной  программы по углублению реформ на 1996-1998 годы являлось реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и ее адаптация к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были направлены прежде всего на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.

   С целью привлечения иностранного капитала для расширения производства и приобретения навыков по маркетингу и управлению в 1995- 1996 годы осуществлялась передача ряда крупных предприятий черной и цветной металлургии, химической отрасли иностранным инвесторам. Можно, конечно, как угодно критиковать правительство за эти меры, тем более что никто не застрахован от ошибок в таком чрезвычайно сложном и абсолютно новом для нас деле, но факт остается фактом. Этими предприятиями только за 1996 год произведено продукции более чем на 190 млрд. тенге, что составляет почти 28% от общего объема промышленной продукции.

   По  сравнению с соответствующим периодом 2005 года возросло производство стали (на 6%), проката готового (на 7%), меди рафинированной (в 1,4 раза), магния и магниевых сплавов (в 1,5 раза), свинца в концентрате (на 5,8%), глинозема (на 5,8%). Возросло также производство железной руды и чугуна. Но самое главное – здесь удалось сохранить занятость, избежать крупных социальных конфликтов и сейчас предпринимаются меры по усилению контроля за налоговыми поступлениями от этих предприятий. Ключевой задачей правительства остается создание реального собственника, что позволит расширить доходную базу бюджета. В 2000 году значительно ускорились темпы проведения приватизации в соответствии с отдельными индивидуальными проектами. В настоящее время почти все крупные предприятия находится в частных руках. На данном этапе проводится большая работа по завершению приватизации объектов по индивидуальным проектам.

   Вместе  с тем, как и в других странах  с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы за последние  годы у нас сдерживалось снижением  уровня государственных доходов, как следствие жесточайшего кризиса и высокой инфляции в предыдущие годы, ухудшения финансового состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого налогового администрирования и сложностей с налогообложением растущего частного сектора. К примеру, доходы государственного бюджета к уровню ВВП снизились с 22,3% а 2008 году до 16,9% в 2009 году, в том числе налоговых поступлений с 15,6% до 11% к ВВП.

   Основная  доля налоговых поступлений в  2008 году была обеспечена за счет налогов с потребителей – 40,7% к общей сумме налогов.

   В 2008 году доходы бюджета составят 15,3% к ВВП, в том числе налоговые - 11,7%, в 2009 год соответственно - 16,4% и 12,2% к уровню ВВП.

   Для решения крупных проблем, относящихся к общей политике в области государственных расходов, в 2007 году были начаты крупномасштабные реформы: по оптимизации сети и структуры социальной сферы, реорганизации системы центральных и местных исполнительных органов, реформированию жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты и пенсионного обеспечения населения.

Информация о работе Финансовая Система РК