Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 21 века
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства………………………4
1.2 Организация финансовой политики государства…………………………………….6
Глава 2. Типы финансовой политики государства
2.1 Классическая……………………………………………………………………………7
2.2 Регулирующая………………………………………………………………………….8
2.3 Планово-директивная………………………………………………………………….9
Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса………………………………………10
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года……………………….15
Заключение…………………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 54.24 Кб (Скачать)

2.2 Регулирующая

Бурное развитие производительных сил поставило  перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов 20-го столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем  большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся  переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского  экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов  в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным  механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные  ставки. Этот налог обеспечивает изъятие  у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что  позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком  уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется  системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство  активно развивает применение долгосрочных и среднесрочный займов. Рынок судных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система  управления финансами. Вместо единого  органа управления возникает несколько  самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета  и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30 - 60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

В 70-х годах в  основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения  национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как  источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно  взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового  механизма применяются в различных  странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

 

2.3 Планово-директивная

Применяется в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства, плановая система  управления позволяет осуществить  прямое директивное руководство  всеми сферами экономики и  социальной жизни, в том числе  и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у  государства (в первую очередь у  центральных органов власти и  управления) для их последующего перераспределения  в соответствии с основными направлениями  государственного плана.

Основной задачей  финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых  производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным  планом финансовых ресурсов. Расходы  бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным  планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами  использования финансового механизма  в народном хозяйстве. Государство  полностью финансировало из бюджета  потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные  отношения. Таким образом, государство  непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Условия эффективности  финансовой политики - своевременно и  в необходимом объеме задействовать  финансовые инструменты, а также  должны быть подготовлены целый ряд  законодательных и нормативных  актов, направленных на расширение экономических  свобод, создание благоприятных условий  для дальнейшего развития предпринимательства.

Успех политики зависит  от качественной разработки механизма  согласования и реализации интересов  различных слоев общества, и имеющихся  у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования  всесторонних факторов воздействия  на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, состояния общественного  сознания и психологии.[7, c.65]

Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе

3.1 Финансовая политика РФ в  условиях кризиса

Особенностью современной  сложной ситуации в мировой экономике  является наложение друг на друга  сразу двух кризисов: кризиса международных  кредитно-денежных отношений и кризиса  в финансовом секторе США. Оба  эти кризиса связаны между  собой, и хотя их совпадение во времени - случайность, но развитие и обострение каждого их них закономерно и  даже неизбежно. Причины, лежащие в  основе каждого из этих кризисов, вполне очевидны и загадок для беспристрастного наблюдателя не составляют.

Первый кризис «созрел» на двух подрывных зарядах, заложенных в нынешний механизм международных  кредитно-денежных отношений.

Первый заряд - это  возведение в статус «международных валютных резервов» денежной единицы  одного государства (эмитируемой даже не государством, а просто сообществом  частных банков-акционеров ФРС США). Второй - отказ американского государства  каким-либо образом обеспечивать товарную основу этой денежной единицы (через  отмену гарантированного золотого содержания доллара).

В результате желание  всякого государства накапливать  свои валютные резервы требовало  дополнительной эмиссии американских долларов.

В самом этом явлении  нет ничего страшного; так любые два лица (или государства, например, США и Евросоюз, которые взаимно снабжают друг друга и все остальные страны валютными «резервами» в долларах и евро) могут выпустить в пользу друг друга по векселю на сумму, например, в 1 млрд. дол., и затем оба они могут пустить эти векселя в свободный коммерческий оборот (в оплату своих закупок, как залог для приобретения имущественных активов, и т.д.). Денежный и товарный обороты этих двух лишних миллиардов долларов никак не пострадают - при условии, что ни у кого не возникнет сомнений в: а) готовности и способности эмитентов погасить эти векселя в срок; б) неизменности стоимостной величины каждого из этих векселей.

Но США как  раз именно это и сделали - сняли  с себя и со своих банков всякие обязательства за эмитируемые ими  доллары. В итоге все страны - владельцы долларовых «валютных» резервов принуждены были иметь в своем обороте и рассчитываться по своим долгам неденежными (и нетоварными) долговыми обязательствами некоторой неопределенной группы лиц (деньги, как известно, представляют товар - универсальный эквивалент (измеритель) стоимости, а банкиры с Уолл-Стрит, контролирующие деятельность ФРС, как единое общество никак себя не идентифицируют). Это - второй подрывной заряд, заложенный США под мировую валютно-кредитную систему, уже только по своему произволу, даже без формальных консультаций с другими странами. [8]

Однако и в  этом еще не было бы ничего страшного, если бы все страны хранили свои «резервы» в виде долларовых бумажных банкнот в своих сейфах (как  это и сейчас делают граждане разных стран, которые держат на руках примерно 460 миллиардов наличных долларов США). На самом же деле получалось так, что  эти страны взялись помещать свои доллары на счета в тех же американских банках, которые эти доллары и  эмитировали (впрочем, осуждать их трудно, поскольку они стремились как-то минимизировать свои потери от снижения товарного «наполнения» американского  доллара). Американские же банки в  этом случае столкнулись с проблемой  размещения этих лишних долларов (изначально американским рынком никак не востребованных). Вот эти банки и пустились  во все тяжкие: финансирование «пузырей»  на фондовом рынке, льготное кредитование диктаторских режимов во всем мире, раздача дешевых ипотечных кредитов практически без всякого контроля за заемщиками и т.д.

Но - что самое  негативное - именно за счет этих средств  американские банки и другие финансовые институты стали формировать  международные «горячие деньги», которые  начали кочевать по фондовым и валютным рынкам разных стран, раскачивая и ввергая  их в постоянные подъемы и кризисы. И, кстати, эти же «горячие деньги», как неконтролируемые никаким государством денежные фонды, явились и источником, и средством финансирования незаконной торговли оружием, наркотиками, деятельности террористических организаций (в международной  прессе уже немало писалось о неких анонимных организациях и фондах, совершающих невероятно успешные биржевые операции в привязке к датам совершения особенно громких террористических актов).

Стремясь предотвратить  кризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд. рублей; в сентябре -- 763 млрд. рублей (лимит повышен до 1,5 трлн. рублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков).

В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены  первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот  момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер  вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».

7 октября 2008 года  Президент России Дмитрий Медведев, после совещания с экономическим  блоком правительства, сказал, что  государство предоставит российским  банкам субординированный кредит на сумму до 950 млрд. рублей сроком не менее чем на пять лет. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд. рублей, ВТБ -- до 200 млрд. рублей, Россельхозбанк -- до 25 млрд. рублей; оставшиеся 225 млрд. смогут получить прочие российские банки при условии, что сумма кредита не будет превышать 15 % уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных.

The Financial Times от 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество: «Президент Дмитрий Медведев пообещал выделить примерно 20 миллиардов долларов бюджетных средств для интервенции на фондовом рынке с целью покупки акций. Десятки миллиардов долларов из бюджета были также перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах».

10 октября 2008 года  Государственная дума приняла  ряд законопроектов по стабилизации  финансовой системы. В частности  поправки разрешают размещать  средства Фонда национального  благосостояния во Внешэкономбанке  на депозиты до 31 декабря 2019 года  на общую сумму не более  450 млрд. рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Член комитета Госдумы по экономической политике Наталья Ермакова выразила мнение, что тем самым «законодатель дает Центробанку еще один сильный инструмент для того, чтобы поддерживать ликвидность». Аналитики, опрошенные журналом «Эксперт», позитивно оценили принятые меры: «Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках».

Также 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что  в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка и средства пенсионных накоплений; он также сказал, что кризис может продолжаться «более двух лет», а роста российских активов «нужно будет ждать в течение 3--5 лет».

Информация о работе Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе