Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.
Задачи курсовой:
Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства
Рассмотреть виды финансовой политики
Изучить роль государства в жизни общества

Файлы: 1 файл

Финансовая политика государства (1).doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Финансовая политика включает в себя:

Бюджетную политику

Налоговую политику

Денежную политику

Кредитную политику

Ценовую политику

Таможенную политику.[9. 110]

В свою очередь фин. политика государства является лишь средством  осуществления его экономической  и социальной политики, то есть выполняет  вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направления государственной политики – национальное, геопологическое, военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Фин. политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета.[9. 112]

Фин. политика как часть  системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в фин. политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке фин. политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.

В настоящее время  государство может диктовать  цены только на узкий круг продукции, а регулирование кредитной сферы осуществляется исключительно на уровне Банка России. [9. 117]

2.2. Проблемы прогнозирования

Государственной финансовой политике не достаёт прагматичности. Она концентрируется на общих  оздоровительных мерах, часто косметического характера, направленных в основном на нормализацию нормативной базы и отчасти структуры управления финансово-посредническим сектором. Подобный «валовый» подход нейтрален к конкретным проблемам финансовой трансформации в России. Его реализация консервирует структурные сегодняшние особенности российской финансовой системы, не позволяя целенаправленно формировать финансовую структуру. Российская финансовая система нуждается в структурных изменениях, а для этого «валовая» финансовая политика должна быть дополнена элементами «селективности».

Более конкретному обозначению  необходимых элементов селективной  финансовой политики могут помочь краткий  экскурс в типологию финансовых структур и не менее краткий анализ особенностей финансовой трансформации  в России. [3. 6]

Таким образом, главная цель финансовой системы России на ближайшую перспективу – рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовой сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. [3. 15]

III. Перспективы изменения ориентиров финансовой политики

Современная действительность показывает тесную взаимосвязь и  взаимозависимость характера и  эффективности финансовой и экономической  политики. Эта взаимозависимость  реализуется с помощью финансовых, бюджетных, налоговых, кредитных, денежных инструментов, системой законодательства, программированием и прогнозированием социально-экономического развития страны и её регионов, кредитно-денежными учреждениями, прежде всего Центральным банком. [5.61]

Финансовая политика в 2010 году и необходимость новой бюджетно-кредитной стратегии.

Необходима оценка характера типологии и стратегической направленности проектируемой на 2010 год и среднесрочную перспективу бюджетно-налоговой политики и взаимодействующей с ней денежно-кредитной политики основывается на материалах проекта федерального бюджета на 2010 год, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год, программы социально-экономического развития РФ.

Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона "О федеральном бюджете на 2010 г и на плановый период 2011 и 2012 гг".

Как сообщал ранее  ПРАЙМ-ТАСС, доходы федерального бюджета  в 2010 г запланированы в объеме 6 трлн 950 млрд руб, или 16,1 проц ВВП, расходы - 9 трлн 886,9 млрд руб, или 22,9 проц ВВП, дефицит бюджета составит 2 трлн 936,9 млрд руб или 6,8 проц ВВП.

Проект бюджета рассчитан  исходя из среднегодовой цены на нефть  марки Urals в размере 58 долл за баррель, темпов роста ВВП в размере 1,6 проц, объема ВВП - 43 трлн 187 млрд руб, инфляции 10 проц и среднегодового курса доллара в размере 33,9 руб за доллар.

Доходы федерального бюджета в 2011 г запланированы  в объеме 7 трлн 455,7 млрд руб, или 15,5 проц ВВП, расходы - 9 трлн 389,8 млрд руб или 19,5 проц ВВП, дефицит - 1 трлн 934,1 млрд руб  или 4 проц ВВП.

Проект бюджета рассчитан  исходя из среднегодовой цены на нефть  марки Urals в размере 59 долл за баррель, темпов роста ВВП в размере 3 проц, объема ВВП - 48 трлн 072 млрд руб, инфляции 8 проц и среднегодового курса доллара  в размере 34,8 руб за доллар.

Доходы федерального бюджета в 2012 г запланированы  в объеме 8 трлн 069,6 млрд руб, или 15 проц ВВП, расходы - 9 трлн 681 млрд руб, или 18 проц ВВП, дефицит - 1 трлн 611,4 млрд руб, или 3 проц ВВП.

Проект бюджета рассчитан  исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в размере 60 долл за баррель, темпов роста ВВП в размере 4,3 проц, объема ВВП - 53 трлн 712 млрд руб, инфляции 7 проц и среднегодового курса доллара в размере 36,4 руб за доллар.

Прогнозируемый объем  Резервного фонда на начало 2010 года составляет 1 трлн 811,7 млрд руб. Резервный фонд будет полностью израсходован в 2010 г на покрытие дефицита федерального бюджета. Прогнозируемый объем Фонда национального благосостояния на начало 2010 г составляет 2 трлн 812,9 млрд руб, 2011 г - 2 трлн 536,3 млрд руб, 2012 г - 1 трлн 787,7 млрд руб.

Объем чистых заимствований  в 2010 г составит 1 трлн 120,9 млрд руб, в 2011 г - 1 трлн 360,7 млрд руб, в 2012 г - 916,6 млрд руб. Привлечение средств на внутреннем рынке от размещения государственных  ценных бумаг запланировано в 2010 г в сумме 844,1 млрд руб, погашение - 275,7 млрд руб. Размещение государственных ценных бумаг на внешнем рынке планируется в сумме 602,9 млрд руб, погашение - 50 млрд руб.

В 2011 г привлечение  на внутреннем рынке ценных бумаг  составит 957,5 млрд руб, погашение - 208,9 млрд руб. На рынке внешних заимствований  будут размещены ценные бумаги на сумму 719,2 млрд руб, погашение составит 107,1 млрд руб.

В 2012 г заимствования  на внутреннем рынке ценных бумаг составят 755,4 млрд руб, погашение - 518,9 млрд руб. На внешнем рынке планируется разместить ценные бумаги на 728 млрд руб, погасить - на 47,9 млрд руб.

В проекте федерального бюджета на 2010 г зарезервированы 70 млрд руб на антикризисные меры, которые будут распределяться по решениям правительства. Также проектом бюджета предусмотрен обмен ОФЗ, выпущенных для повышения капитализации российских банков, в объеме до 250 млрд руб. Эти ценные бумаги будут обмениваться на привилегированные акции кредитных организаций.

В 2010-2012 гг предполагается снижение доходов федерального бюджета  с 17,2 проц к ВВП в 2009 г до 16,1 проц в 2010 г, 15,5 проц в 2011 г, с дальнейшим снижением  в 2012 г до 15 проц к ВВП.

Основными факторами, оказывающими влияние на изменение доходов федерального бюджета к ВВП, являются:

- замена единого социального  налога страховыми взносами, поступающими  напрямую во внебюджетные фонды,  в результате чего ненефтегазовые  доходы снизились в 2010 г по  сравнению с 2009 г;

- увеличение прогнозных цены на нефть марки Urals и курса доллара по отношению к рублю более низкими темпами по сравнению с ростом ВВП, а также снижение налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти, которые привели к уменьшению нефтегазовых доходов к ВВП в 2011-2012 гг по сравнению с 2010 г;

- уменьшение в 2010-2012 гг прогноза поступлений по  разовым платежам за пользование  недрами;

- разовые доходы, учтенные  в 2009 г, в том числе связанные  с возвратом в федеральный  бюджет средств имущественного  взноса РФ государственными корпорациями "Российская корпорация нанотехнологий" и "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в сумме 85,4 млрд руб, зачислением в федеральный бюджет неиспользованных остатков средств межбюджетных трансфертов субъектам РФ в сумме 74,5 млрд руб и централизацией счетов ФТС России в сумме 100 млрд руб.

Планируется постепенное  снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 проц к ВВП в 2009 г  до 22,9 проц в 2010 г, 19,5 проц в 2011 г и  до 18 проц к ВВП в 2012 г.

В номинальном выражении  изменение бюджетных расходов к  предыдущему году характеризуются  снижением в 2010 г на 0,4 проц, в 2011 г - на 5 проц, и повышением в 2012 г на 3,1 проц, а в реальном выражении - снижением соответственно на 9,5 проц, 12,1 проц и 3,6 проц.

Формирование расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной  системы к сокращению бюджетных  расходов в проц к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов:

- выделение расходных  обязательств РФ, обусловленных  действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме /публичных и приравненных к ним расходных обязательств/, основными из которых являются:

- обеспечение сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда РФ;

- пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;

- социальные пособия  и компенсации с их индексаций  исходя из прогнозного уровня  инфляции в 2010, 2011 и 2012 гг;

- сохранение объема  стипендиального фонда для обучающихся  в федеральных учебных заведениях на уровне 2009 г;

- финансовое обеспечение  судебной системы;

- обслуживание государственного  долга РФ;

- выполнение международных  и налоговых обязательств федеральных  бюджетных учреждений, выступающих  в договорных отношениях от  имени РФ;

- предоставление субвенций субъектам РФ на выполнение "делегированных" полномочий;

- выделение бюджетных  ассигнований на реализацию приоритетных  направлений государственной политики, основными из которых являются:

- обеспечение федеральных  обязательств по оплате труда /денежному довольствию, денежному вознаграждению, денежному содержанию, заработной плате/ военнослужащих и приравненных к ним лиц, лиц, замещающих государственные должности РФ, включая судей РФ, федеральных государственных гражданских служащих, прокурорских работников и следователей, работников федеральных бюджетных учреждений с сохранением действующих в текущем году условий оплаты труда указанных работников;

- обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной  деятельности;

- реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование";

- поддержка высокотехнологичных  отраслей и научно-технических  инноваций;

- развитие транспортной  системы;

- поддержка агропромышленного  комплекса и развитие села;

- обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих;

- подготовка особо  значимых международных мероприятий  /проведение XXII Олимпийских зимних  игр и XI Паралимпийских зимних  игр 2014 г в г Сочи, XXVII Всемирной  летней универсиады 2013 г в Казани, саммита АТЭС во Владивосток в 2012 г/;

- предоставление дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности  субъектов РФ и межбюджетных  субсидий социального характера,  в том числе на реализацию  региональных программ, предусматривающих  дополнительные мероприятия, направленные  на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ;

- определение объемов  бюджетных ассигнований на исполнение  других расходных обязательств  с уточнением сроков решения  поставленных задач, концентрации  ресурсов на наиболее значимых  мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от непервоочередных расходов.

Раздел "Межбюджетные трансферты" в проекте федерального бюджета на 2010 г сохраняет первое место по объему расходов, которые  составят 3 трлн 720,1 млрд руб против 3 трлн 544,6 млрд руб в 2009 г. При этом сократятся трансферты субъектам РФ с 1 трлн 123,7 млрд руб в 2009 г до 1 трлн 474,2 млрд руб в 2010 г, а трансферты государственным внебюджетным фондам вырастут с 2 трлн 070,4 млрд руб в 2009 г до 2 трлн 596,4 млрд руб в 2010 г /в том числе 1 трлн 166,3 млрд руб на покрытие дефицита бюджета ПФР/.

Расходы по разделу "Общегосударственные  вопросы" составят 1 трлн 332,4 млрд руб. Их доля возрастает, в основном за счет увеличения расходов на обслуживание государственного долга РФ /101,5 млрд руб/, бюджетных ассигнований на обеспечение  судебной системы /0,6 млрд руб/ и на имущественный взнос в госкорпорацию "Олимпстрой" /102,0 млрд руб/.

Расходы на национальную оборону в 2010 г возрастут на 3,4 проц - до 1 трлн 253,2 млрд руб, в том  числе расходы на финансирование гособоронзаказа увеличатся на 1,2 проц по сравнению с 2009 г. Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность запланированы в проекте федерального бюджета на 2010 г в объеме 1 трлн 056,7 млрд руб.

В 2010 г планируется  значительное сокращение объема и доли расходов на национальную экономику, что обусловлено сокращением бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2010 год в рамках антикризисных мер, а также оптимизацией расходов на реализацию федеральных целевых программ и субсидирование экономики. Расходы по этому разделу запланированы в объеме 1 трлн 218,1 млрд руб.

Информация о работе Финансовая политика государства