Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.
Задачи курсовой:
Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства
Рассмотреть виды финансовой политики
Изучить роль государства в жизни общества
Финансовая политика включает в себя:
Бюджетную политику
Налоговую политику
Денежную политику
Кредитную политику
Ценовую политику
Таможенную политику.[9. 110]
В свою очередь фин. политика
государства является лишь средством
осуществления его
Фин. политика как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в фин. политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке фин. политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.
В настоящее время государство может диктовать цены только на узкий круг продукции, а регулирование кредитной сферы осуществляется исключительно на уровне Банка России. [9. 117]
Государственной финансовой политике не достаёт прагматичности. Она концентрируется на общих оздоровительных мерах, часто косметического характера, направленных в основном на нормализацию нормативной базы и отчасти структуры управления финансово-посредническим сектором. Подобный «валовый» подход нейтрален к конкретным проблемам финансовой трансформации в России. Его реализация консервирует структурные сегодняшние особенности российской финансовой системы, не позволяя целенаправленно формировать финансовую структуру. Российская финансовая система нуждается в структурных изменениях, а для этого «валовая» финансовая политика должна быть дополнена элементами «селективности».
Более конкретному обозначению
необходимых элементов
Таким образом, главная цель финансовой системы России на ближайшую перспективу – рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовой сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. [3. 15]
Современная действительность
показывает тесную взаимосвязь и
взаимозависимость характера и
эффективности финансовой и экономической
политики. Эта взаимозависимость
реализуется с помощью
Финансовая политика в 2010 году и необходимость новой бюджетно-кредитной стратегии.
Необходима оценка характера типологии и стратегической направленности проектируемой на 2010 год и среднесрочную перспективу бюджетно-налоговой политики и взаимодействующей с ней денежно-кредитной политики основывается на материалах проекта федерального бюджета на 2010 год, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год, программы социально-экономического развития РФ.
Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона "О федеральном бюджете на 2010 г и на плановый период 2011 и 2012 гг".
Как сообщал ранее ПРАЙМ-ТАСС, доходы федерального бюджета в 2010 г запланированы в объеме 6 трлн 950 млрд руб, или 16,1 проц ВВП, расходы - 9 трлн 886,9 млрд руб, или 22,9 проц ВВП, дефицит бюджета составит 2 трлн 936,9 млрд руб или 6,8 проц ВВП.
Проект бюджета рассчитан исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в размере 58 долл за баррель, темпов роста ВВП в размере 1,6 проц, объема ВВП - 43 трлн 187 млрд руб, инфляции 10 проц и среднегодового курса доллара в размере 33,9 руб за доллар.
Доходы федерального бюджета в 2011 г запланированы в объеме 7 трлн 455,7 млрд руб, или 15,5 проц ВВП, расходы - 9 трлн 389,8 млрд руб или 19,5 проц ВВП, дефицит - 1 трлн 934,1 млрд руб или 4 проц ВВП.
Проект бюджета рассчитан исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в размере 59 долл за баррель, темпов роста ВВП в размере 3 проц, объема ВВП - 48 трлн 072 млрд руб, инфляции 8 проц и среднегодового курса доллара в размере 34,8 руб за доллар.
Доходы федерального бюджета в 2012 г запланированы в объеме 8 трлн 069,6 млрд руб, или 15 проц ВВП, расходы - 9 трлн 681 млрд руб, или 18 проц ВВП, дефицит - 1 трлн 611,4 млрд руб, или 3 проц ВВП.
Проект бюджета рассчитан исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в размере 60 долл за баррель, темпов роста ВВП в размере 4,3 проц, объема ВВП - 53 трлн 712 млрд руб, инфляции 7 проц и среднегодового курса доллара в размере 36,4 руб за доллар.
Прогнозируемый объем Резервного фонда на начало 2010 года составляет 1 трлн 811,7 млрд руб. Резервный фонд будет полностью израсходован в 2010 г на покрытие дефицита федерального бюджета. Прогнозируемый объем Фонда национального благосостояния на начало 2010 г составляет 2 трлн 812,9 млрд руб, 2011 г - 2 трлн 536,3 млрд руб, 2012 г - 1 трлн 787,7 млрд руб.
Объем чистых заимствований в 2010 г составит 1 трлн 120,9 млрд руб, в 2011 г - 1 трлн 360,7 млрд руб, в 2012 г - 916,6 млрд руб. Привлечение средств на внутреннем рынке от размещения государственных ценных бумаг запланировано в 2010 г в сумме 844,1 млрд руб, погашение - 275,7 млрд руб. Размещение государственных ценных бумаг на внешнем рынке планируется в сумме 602,9 млрд руб, погашение - 50 млрд руб.
В 2011 г привлечение на внутреннем рынке ценных бумаг составит 957,5 млрд руб, погашение - 208,9 млрд руб. На рынке внешних заимствований будут размещены ценные бумаги на сумму 719,2 млрд руб, погашение составит 107,1 млрд руб.
В 2012 г заимствования на внутреннем рынке ценных бумаг составят 755,4 млрд руб, погашение - 518,9 млрд руб. На внешнем рынке планируется разместить ценные бумаги на 728 млрд руб, погасить - на 47,9 млрд руб.
В проекте федерального бюджета на 2010 г зарезервированы 70 млрд руб на антикризисные меры, которые будут распределяться по решениям правительства. Также проектом бюджета предусмотрен обмен ОФЗ, выпущенных для повышения капитализации российских банков, в объеме до 250 млрд руб. Эти ценные бумаги будут обмениваться на привилегированные акции кредитных организаций.
В 2010-2012 гг предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2 проц к ВВП в 2009 г до 16,1 проц в 2010 г, 15,5 проц в 2011 г, с дальнейшим снижением в 2012 г до 15 проц к ВВП.
Основными факторами, оказывающими влияние на изменение доходов федерального бюджета к ВВП, являются:
- замена единого социального
налога страховыми взносами, поступающими
напрямую во внебюджетные
- увеличение прогнозных цены на нефть марки Urals и курса доллара по отношению к рублю более низкими темпами по сравнению с ростом ВВП, а также снижение налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти, которые привели к уменьшению нефтегазовых доходов к ВВП в 2011-2012 гг по сравнению с 2010 г;
- уменьшение в 2010-2012
гг прогноза поступлений по
разовым платежам за
- разовые доходы, учтенные в 2009 г, в том числе связанные с возвратом в федеральный бюджет средств имущественного взноса РФ государственными корпорациями "Российская корпорация нанотехнологий" и "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в сумме 85,4 млрд руб, зачислением в федеральный бюджет неиспользованных остатков средств межбюджетных трансфертов субъектам РФ в сумме 74,5 млрд руб и централизацией счетов ФТС России в сумме 100 млрд руб.
Планируется постепенное снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 проц к ВВП в 2009 г до 22,9 проц в 2010 г, 19,5 проц в 2011 г и до 18 проц к ВВП в 2012 г.
В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуются снижением в 2010 г на 0,4 проц, в 2011 г - на 5 проц, и повышением в 2012 г на 3,1 проц, а в реальном выражении - снижением соответственно на 9,5 проц, 12,1 проц и 3,6 проц.
Формирование расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в проц к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов:
- выделение расходных обязательств РФ, обусловленных действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме /публичных и приравненных к ним расходных обязательств/, основными из которых являются:
- обеспечение
- пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;
- социальные пособия и компенсации с их индексаций исходя из прогнозного уровня инфляции в 2010, 2011 и 2012 гг;
- сохранение объема
стипендиального фонда для
- финансовое обеспечение судебной системы;
- обслуживание государственного долга РФ;
- выполнение международных
и налоговых обязательств
- предоставление субвенций субъектам РФ на выполнение "делегированных" полномочий;
- выделение бюджетных
ассигнований на реализацию
- обеспечение федеральных
обязательств по оплате труда /
- обеспечение
- реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование";
- поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций;
- развитие транспортной системы;
- поддержка агропромышленного комплекса и развитие села;
- обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих;
- подготовка особо
значимых международных
- предоставление дотаций
на выравнивание бюджетной
- определение объемов
бюджетных ассигнований на
Раздел "Межбюджетные трансферты" в проекте федерального бюджета на 2010 г сохраняет первое место по объему расходов, которые составят 3 трлн 720,1 млрд руб против 3 трлн 544,6 млрд руб в 2009 г. При этом сократятся трансферты субъектам РФ с 1 трлн 123,7 млрд руб в 2009 г до 1 трлн 474,2 млрд руб в 2010 г, а трансферты государственным внебюджетным фондам вырастут с 2 трлн 070,4 млрд руб в 2009 г до 2 трлн 596,4 млрд руб в 2010 г /в том числе 1 трлн 166,3 млрд руб на покрытие дефицита бюджета ПФР/.
Расходы по разделу "Общегосударственные вопросы" составят 1 трлн 332,4 млрд руб. Их доля возрастает, в основном за счет увеличения расходов на обслуживание государственного долга РФ /101,5 млрд руб/, бюджетных ассигнований на обеспечение судебной системы /0,6 млрд руб/ и на имущественный взнос в госкорпорацию "Олимпстрой" /102,0 млрд руб/.
Расходы на национальную оборону в 2010 г возрастут на 3,4 проц - до 1 трлн 253,2 млрд руб, в том числе расходы на финансирование гособоронзаказа увеличатся на 1,2 проц по сравнению с 2009 г. Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность запланированы в проекте федерального бюджета на 2010 г в объеме 1 трлн 056,7 млрд руб.
В 2010 г планируется значительное сокращение объема и доли расходов на национальную экономику, что обусловлено сокращением бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2010 год в рамках антикризисных мер, а также оптимизацией расходов на реализацию федеральных целевых программ и субсидирование экономики. Расходы по этому разделу запланированы в объеме 1 трлн 218,1 млрд руб.