Финансовая политика государства и бюджетные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:28, реферат

Краткое описание

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Финансовая политика государства: сущность, состав и типы 4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики 4
1.2 Содержание финансовой политики 8
1.3 Типы финансовой политики 12
Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе 17
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2010 г. 17
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2010 года 21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2010 г. 23
Глава 3. Основные направления РФ в среднесрочной перспективе (2011-2013гг.) 25
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

7) учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

Реализация финансовой политики также  должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

На построение финансовой политики государства оказывает влияние  и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-командной системы управления финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования интересам государства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями государственного плана.

В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.

1.3 Типы финансовой  политики

В зависимости от степени законодательного или административного регламентирования финансовых отношений, характеризуемой той долей дохода, который распределяется и потребляется в соответствии с действующими законами или административных решений, различают три типа финансовой политики:

  1. жесткая регламентация;
  2. умеренная регламентация;
  3. политика минимальных ограничений.

Жесткая регламентация состоит в том, что преобладающая часть финансовых отношений регулируется государством. Права предприятий и граждан в осуществлении финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, установленными законами или административными решениями. Такая политика проводится в условиях или административной экономики и соответствующей ей финансовой модели, или в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Подобная финансовая политика малоэффективна, поскольку подрывает стимулы к производительной деятельности, ведь финансовым продуктом деятельности - доходом - больше распоряжается государство, чем его собственники - юридические и физические лица. Такая политика, как правило, предусматривает довольно высокий уровень бюджетной централизации ВВП.

Умеренная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений - взаимоотношения с государством, отдельные элементы взаимоотношений на кредитных, фондовом, валютном и страховом рынках. Умеренная регламентация может уравновесить интересы государства и общества вообще и интересы отдельных юридических и физических лиц. Она обеспечивает юридическим и физическим лицам достаточные стимулы для продуктивной деятельности и вместе с тем дает возможность государству влиять на социально-экономическое развитие общества.

Политика минимальных  ограничений направлена на формирование максимальной заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности и граждан в эффективном хозяйствовании. В данном случае в основном регламентируются только взаимоотношения с государством, которые вдобавок сводятся к минимуму. Преобладающая часть финансовых отношений в таких условиях регламентируется на договорных началах между отдельными субъектами.4

В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика, она делится на такие виды:5

- политику стабилизации;

- политику экономического  роста; 

- политику сдерживания  деловой активности.

 Политика стабилизации направлена на поддержание макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Ее реализация базируется на обеспечении стабильных объемов финансовых ресурсов при постоянных пропорциях распределения и перераспределения полученных доходов. Различают две разновидности этой политики, которые довольно существенно отличаются одна от другой. Первая - это политика стабилизации после экономического спада, которая носит стимулирующий характер. Вторая - политика стабилизации в период экономического подъема, которая имеет ограничительное направление.

Политика экономического роста направлена на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом его потенциала. Она нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться тремя основными способами - через возрастание государственных расходов, снижение уровня налогообложения и проведение политики «дешевых денег». Использование государственных расходов как стимула роста ВВП отражает прямое государственное влияние на основе финансирования экономических потребностей. Это финансирование отображает приток дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов производства. Снижение уровня налогообложения ведет к увеличению массы внутренних ресурсов предприятий. Политика «дешевых денег» состоит в минимизации процентных ставок по кредитам и расширяет возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов.

Политика сдерживания  деловой активности используется для регулирования экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики вследствие чрезмерных темпов экономического роста. Она осуществляется такими же способами, как и политика экономического роста, только в обратном направлении - сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения, установление высоких процентных ставок по кредитам.

По характеру  реализации финансовая политика делится на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная политика предусматривает осуществление государством определенных мероприятий, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные мероприятия, стимулирующие или сдерживающие, применяются в соответствии с ситуацией, которая складывается в данное время в экономике и финансах. Без осуществления этих мероприятий ситуация улучшиться не может.

Недискреционная политика состоит в использовании определенных финансовых инструментов – «вмонтированных стабилизаторов», которые автоматически регулируют ситуацию в экономике.

Функции «вмонтированных стабилизаторов» выполняют перво-наперво налоги, а также социальные государственные выплаты, разные субсидии. Вместе с тем полной сбалансированности с помощью вмонтированных стабилизаторов достичь тяжело. Поэтому в финансовой практике используются одновременно и «вмонтированные стабилизаторы», и средства дискреционной политики.

Дееспособность финансовой политики зависит от эффективности  деятельности государства на каждом этапе и правильности принятых решений, ее формирование начинается с четкого определения целей и постановки обоснованных задач. Исходя из этого осуществляется выбор типа финансовой политики - жесткая или умеренная регламентация, или политика минимальных ограничений, дискреционная или встроенных стабилизаторов. На этой основе выбираются направления реализации (решается, какие задачи обеспечиваются средствами монетарной, а что - фискальной политики) и инструменты реализации, и способы обеспечения координированности их действий.

На основе сформированной политики осуществляются конкретные мероприятия  в сфере финансов. При этом очень  важно обеспечить действенность  финансовых инструментов, ведь результативность финансовой политики зависит как  от ее обоснованности, так и от того, как реализуются механизмы ее осуществления. В связи с этим крайне важным является контроль за ходом реализации выработанной финансовой политики. Финансовые отношения и финансовая деятельность настолько сложны и многофакторны, что любые изменения в экономической среде могут или изменить действие финансовых инструментов, или направить их в другую сторону. Это, в свою очередь, может привести к совсем другим результатам, по сравнению с теми, которые ожидались от данной финансовой политики.

 

Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе

2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2010 г.

 

При определении  целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики. Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен.

Для повышения  эффективности и результативности бюджетной политики Правительству  Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.

1) Бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.

Одной из базовых  предпосылок решения этой задачи является безусловное соблюдение установленных в 2007 году Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы,  использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации совместно  с Банком России должно принять исчерпывающие  меры по обеспечению снижения инфляции.  

2) Необходимо  усилить роль бюджета в стимулировании  роста экономики и повышении  уровня жизни населения на  долгосрочную перспективу.

Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета и  бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов  на 15-летний период, а по отдельным  направлениям – на более отдаленную перспективу.

К 1 августа текущего года необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и  установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики.

На федеральном  уровне должна быть сформирована система  мониторинга эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям. Следует в ближайшее время сформировать современную правовую и методическую базу средне- и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития страны.

3) Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.

Здесь необходим  широкий комплекс мер, в том числе  упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более  эффективное управление пенсионными  накоплениями.

Важную роль может сыграть система софинансирования пенсионных накоплений с использованием средств Фонда национального благосостояния. Следует завершить все подготовленные мероприятия по её введению в действие до конца текущего года.

4) Эффективное расходование бюджетных средств за счёт перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объёма предоставляемых услуг установленным в задании требованиям. Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

5) Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления.

С 1 января 2009г. должны в полном объёме вступить в  силу положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации  и местными бюджетами.

6) Практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счёт бюджетных средств.

С 2010 года соответствующие  нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть реализованы полностью. Эти нормы в максимально возможной степени следует применять и в переходный период.

7) Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты.

В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.

Информация о работе Финансовая политика государства и бюджетные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ