Финансовавая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:39, реферат

Краткое описание

Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей.

Оглавление

Содержание
1. Сущность и типы финансовой политики государства
1.1 Содержание и сущность финансовой политики
1.2 Типы финансовой политики
1.3 Финансовая политика и роль государства в развитии общества
1.4 Результативность и эффективность финансовой политики
2. Сущность, состав и назначение местных бюджетов
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

фин и кред.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     Вмешательство государства вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки обложения. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределении национального дохода.

     По  существу различие между двумя этими  теоретическими концепциями в финансовом аспекте сводилось к различной оценке бюджетного дефицита. Если первая концепция исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция допускала возможность бюджета дефицита и более того отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста.

     И действительно в 30 – 60х гг. XX века так называемая кейнсианская финансовая политика в западных странах доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства в  экономику и усиления регулирующей функции государства в усложнялась организация финансовых отношений. Политика дефицитного финансирования государственных расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов и превращению его во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государства. В результате ещё более усилившаяся роль финансов в перераспределении национального дохода.

     3) в 70-х годах особенности фин.  политики определялись неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу.

     Расширялась сфера воздействия государства  и усиливалась его роль в переливе капитала, что влияло на структурную перестройку и на социальные факторы развития.

     В настоящее время финансовая политика развитых капитальных государств находится  под воздействием современных теорий, фактически представляющих собой конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные государства используют различные элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской системы государственного регулирования.

     4) В советском государстве в  последующем и во всех странах  социалистической ориентации финансовая политика формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса и В.И. Ленина. Марксистско-ленинкая теория о сущности и функциях социалистического государства предопределяла главный принцип фин. политики современного государства – финансовую централизацию.

     Финансовая  централизация стала необходимой, так как функции государства  расширились настолько, что основными  из них стали хозяйственно – организаторская  и культурно – воспитательная.

     Современное государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы. Роль государства в развитии общества значительно возросла, так как оно непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития. Это было обусловлено переходом частной формы собственности к государственной (общенародной).

     Финансовая  централизация выражалась и в  том, что государство непосредственно  и монопольно стало регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчётов и кредитные отношения. Таким образом, все стоимостные элементы системы управления фактически объединились в одну административно – командную систему управления всем производственным процессом.

     Такая финансовая политика гарантировала  переход от одной системы общественных отношений к другой, совершенно новой для истории человечества системе общественных отношений, решение социально-экономических проблем, встающих перед советским государством на различных этапах его существования.

     При разработке финансовой политики принципиальным является то, что в основе распределения и перераспределения финансовых ресурсов лежит:

     1) выбор субъектов распределительных  отношений, то есть владельцев  и распределителей финансовых  ресурсов;

     2) определение степени централизации финансовых ресурсов в распоряжении государства в зависимости от функций государства и степени самостоятельности юридических лиц и населения в удовлетворении своих потребностей;

     3) определение первоочередных общественных  потребностей и меры их удовлетворения и соответственно приоритетных направлений использования финансовых ресурсов;

     4) выбор источников и методов  формирования финансовых ресурсов.

     Государственная финансовая политика – понятие многоплановое. И если в целом её сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на исторических этапах развития общества теоретических концепций, дифференциация её по элементам стоимостных отношений зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных её звеньев.

     Всё большее значение в конце XX века приобретает международная финансовая политика. В её основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных  отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях. Особенно большое значение в настоящее время приобретает финансовая политика таких международных финансовых организаций, как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.

     Финансовая  политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже изменяющегося внешнего государственного долга. 

     1.4. Результативность и эффективность финансовой политики

     Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач.

     Сама  по себе финансовая политика не может  быть плохой или хорошей. Важно, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и способствует достижению поставленных целей, решению конкретных задач.

     Для оценки финансовой политики данного  правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь программу общественного развития с выделением интересов всего общества или отдельных его групп, характеристики перспективных и более близких задач с определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать и успешно проводить финансовую политику и дать ее объективную оценку.

     Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу факторов воздействия на ход реализации политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии.

     Финансовая  политика в большинстве случаев  дает вполне конкретный результат в  течение короткого периода. В бюджетной сфере выражается прежде всего в суммах полученных доходов, в изменениях приоритетов, объемов и направлений финансирования хозяйственных комплексов и секторов экономики. В кредитно-денежной сфере это может быть рост или снижение остатков средств на расчетных счетах, изменение остатков ссудной задолженности по краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам, изменение массы денег, обслуживающих кругооборот потребительских товаров, и т.п.

     Определение эффективности проводимой финансовой политики — крупная научная и  практическая проблема. Объективных финансовых критериев, полно и точно отражающих эффективность финансовой политики, не выработано. Финансовые мероприятия сами по себе производны от состояния экономики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность финансовой политики состоит прежде всего в том, насколько безболезненно для хозяйства мобилизованы доходы и насколько результативно они потрачены.

     Важным  показателем тех условий, которые создает в экономике государственная финансовая политика, выступает экономический рост. Производность от состояния экономики есть фундаментальный принцип, лежащий в основе проведения эффективной финансовой политики. Его объективно-закономерный характер требует более полного учета в период реформ. В производности финансовых мероприятий заключен важный момент для проведе-ния финансовой политики, имеющий большой выход в практику. Следствие никогда не устраняет причину. Границы воздействия финансовых мероприятий на экономику предопределены их производностью, паллиативностью. Но вместе с этим финансы, деньги, кредит органично вплетены в систему производствен-ных отношений, в условиях товарно-денежных отношений не-посредственно обслуживают их и в стоимостном плане во мно-гом определяют. 
 
 

     2. Сущность, состав и назначение местных бюджетов 

     Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории "публичные финансы.

     Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

  • формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

     В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы РФ заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

     Доходы  местных бюджетов также как и  доходы других уровней бюджетов формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов. К последним относятся  доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

     Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих  территорий. В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
 
      
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Информация о работе Финансовавая политика