Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:39, реферат
Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей.
Содержание
1. Сущность и типы финансовой политики государства
1.1 Содержание и сущность финансовой политики
1.2 Типы финансовой политики
1.3 Финансовая политика и роль государства в развитии общества
1.4 Результативность и эффективность финансовой политики
2. Сущность, состав и назначение местных бюджетов
Список используемой литературы
Долгосрочная финансовая политика государства носит долговременный и часто скрытый характер. Она охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная политика зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный.
Первый, – выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса.
Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой политики в рамках принятого политического курса.
Основными проблемами долгосрочной финансовой политики государства являются:
– система финансово-кредитных органов управления;
– бюджетная система и бюджетное устройство страны;
– кредитная система страны и ее сеть;
– пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития;
– укрепление национальной безопасности рубля и подготовка реформ;
– политика в области национальных рублевых и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней;
– выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством;
– выбор и корректировка политики в области государственного кредита. Долгосрочная государственная финансовая политика призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.
Самостоятельность государственной финансовой политики часто проявляется в предложении и выборе конкретных путей и средств достижения поставленных наверху целей и задач. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьих-либо политических, социальных, экономических финансов. Императивность – важнейшая составляющая государственной финансовой политики. В силу разных условий она может усиливаться и ослабевать, но никогда не исчезает. Государственный императив – важная компонента, учитываемая в ходе формирования и реализации децентрализованной финансовой политики.
С
ростом внешнего и внутреннего государственного
долга самостоятельность
Сама
по себе финансовая политика не может
быть плохой или хорошей. Она оценивается
в соответствии с тем, насколько
она соответствует интересам
общества.
1.2
Типы финансовой политики
На современном этапе известны три типа финансовой политики: классическая, планово – директивная, регулирующая. Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории.
1)
Классическая теория
Основные направления:
– невмешательство государства в экономику,
– сохранение свободной конкуренции,
– использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.
Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе).
2)
Планово – директивная теория
выводила на передовые позиции
отношения планомерности,
Планово-директивная финансовая политика проводилась; практически во всех бывших социалистических странах. Показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.
Основана на государственной собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.
Ее
цель – обеспечение максимальной
концентрации финансовых ресурсов у
государства для их последующего
перераспределения в
Основная
задача финансового механизма –
создание инструментов при помощи которых
производится изьятие всех неиспользуемых
в соответствии с государственным
планом ресурсов. Изьятие средств
производилось у
Управление
финансами осуществлялось из единого
центра Министерства финансов, которое
занималось всеми вопросами использования
финансового механизма в
3) Регулирующая теория, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово – кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и другие). Регулирующая финансовая политика получила развитие во многих странах мира с конца 20-х XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.
В ее основу были положены труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883–1946) и его последователей.
Основывалась на необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.
Финансовая
политика наряду с ее традиционными
задачами стала преследовать цель использования
финансового механизма для
Основной
инструмент вмешательства в экономику
– государственные расходы, за счет
которых формируется
Кардинально изменилась система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.
Большое
внимание в финансовом механизме
уделяется системе
Изменяется система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.
В
целом кейнсианская регулирующая финансовая
политика обеспечила в 30–60-х годах
стабильный экономический рост, высокий
уровень занятости и
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, существенно его ограничила.
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения обьема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.
Следует
отметить, что различные разновидности
регулирующей финансовой политики тесно
взаимосвязаны между собой. Поэтому
одинаковые или похожие инструменты
финансового механизма
1.3
Финансовая политика
и роль государства
в развитии общества
Содержание финансовой политики, её основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации фин. политики, то есть конкретных форм организации финансовых отношений.
Основные направления в теории финансов по вопросу о роли государства в развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии А. Смитом и Д. Риккардо, и английским экономистом Дж. Кейнсом и их последователями.
1)
Суть концепции
2)
В конце двадцатых годов