Финансовавая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:39, реферат

Краткое описание

Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей.

Оглавление

Содержание
1. Сущность и типы финансовой политики государства
1.1 Содержание и сущность финансовой политики
1.2 Типы финансовой политики
1.3 Финансовая политика и роль государства в развитии общества
1.4 Результативность и эффективность финансовой политики
2. Сущность, состав и назначение местных бюджетов
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

фин и кред.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     Долгосрочная  финансовая политика государства носит  долговременный и часто скрытый  характер. Она охватывает фундаментальные  проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная политика зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный.

     Первый, – выражается в невозможности  проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса.

     Второй  фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой политики в рамках принятого политического  курса.

     Основными проблемами долгосрочной финансовой политики государства являются:

     – система финансово-кредитных органов управления;

     – бюджетная система и бюджетное устройство страны;

     – кредитная система страны и ее сеть;

     – пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития;

     – укрепление национальной безопасности рубля и подготовка реформ;

     – политика в области национальных рублевых и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней;

     – выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством;

     – выбор и корректировка политики в области государственного кредита. Долгосрочная государственная финансовая политика призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.

     Самостоятельность государственной финансовой политики часто проявляется в предложении и выборе конкретных путей и средств достижения поставленных наверху целей и задач. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьих-либо политических, социальных, экономических финансов. Императивность – важнейшая составляющая государственной финансовой политики. В силу разных условий она может усиливаться и ослабевать, но никогда не исчезает. Государственный императив – важная компонента, учитываемая в ходе формирования и реализации децентрализованной финансовой политики.

     С ростом внешнего и внутреннего государственного долга самостоятельность государственной  финансовой политики сужается в связи  с необходимостью выполнения ряда условий, например, внешних кредитов для реструктуризации задолженности и получения новых кредитов. Вместе с этим реальная самостоятельность государственной финансовой политики вне внешних обязательств есть степень свободы перераспределять в рамках принятых политических решений и своеобразно сложившейся финансово-экономической ситуации. Например, представленный и утвержденный Государственной Думой Федеральный бюджет может быть составлен и исполнен по-разному. Можно заложить в проект удовлетворение одной потребности от существующей на 50%, а другой на 30%, а реально профинансировать эти потребности на 90 или все 100% назначений. Подобные комбинации многочисленны.

     Сама  по себе финансовая политика не может  быть плохой или хорошей. Она оценивается  в соответствии с тем, насколько  она соответствует интересам  общества. 
 
 
 

     1.2 Типы финансовой политики 

     На  современном этапе известны три  типа финансовой политики: классическая, планово – директивная, регулирующая. Основу каждой из них составляли соответствующие  экономические теории.

     1) Классическая теория практически  отводила государству «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», – достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя. Классическая политика являлась основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823) и их последователей.

     Основные  направления:

     – невмешательство государства в экономику,

     – сохранение свободной конкуренции,

     – использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

     Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов  по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.

     Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе).

     2) Планово – директивная теория  выводила на передовые позиции  отношения планомерности, систему  директивных планово – распределительных  функций государства на основе жёсткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий, а также отраслевых министерств в пропорциях, строго определённых планом. Это предусматривало жёсткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.

     Планово-директивная  финансовая политика проводилась; практически  во всех бывших социалистических странах. Показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

     Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой.

     Основана  на государственной собственности  на средства производства, что позволяет  осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

     Ее  цель – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у  государства для их последующего перераспределения в соответсвии  с основными направлениями государственного плана.

     Основная  задача финансового механизма –  создание инструментов при помощи которых  производится изьятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным  планом ресурсов. Изьятие средств  производилось у государственных  предприятий, населения и органов местной власти.

     Управление  финансами осуществлялось из единого  центра Министерства финансов, которое  занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве.

     3) Регулирующая теория, предусматривает  вмешательство государства в  циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово – кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и другие). Регулирующая финансовая политика получила развитие во многих странах мира с конца 20-х XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.

     В ее основу были положены труды по экономической  теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883–1946) и его последователей.

     Основывалась  на необходимости вмешательства  и регулирования государством циклического развития экономики.

     Финансовая  политика наряду с ее традиционными  задачами стала преследовать цель использования  финансового механизма для регулирования  экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

     Основной  инструмент вмешательства в экономику  – государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.

     Кардинально изменилась система налогов. Главным  механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.

     Большое внимание в финансовом механизме  уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

     Изменяется  система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием  бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

     В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30–60-х годах  стабильный экономический рост, высокий  уровень занятости и эффективную  систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.

     В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, существенно его ограничила.

     Финансовый  механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения обьема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.

     Следует отметить, что различные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно  взаимосвязаны между собой. Поэтому  одинаковые или похожие инструменты  финансового механизма применяются  в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции. 

     1.3 Финансовая политика  и роль государства  в развитии общества 

     Содержание  финансовой политики, её основные направления  зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации фин. политики, то есть конкретных форм организации финансовых отношений.

     Основные  направления в теории финансов по вопросу о роли государства в  развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии  А. Смитом и Д. Риккардо, и английским экономистом Дж. Кейнсом и их последователями.

     1) Суть концепции основоположников  классической политэкономии А. Смита и Д. Риккардо сводилась к невмешательству государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Следуя этим принципам, финансовая политика до конца двадцатых годов двадцатого столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета формировались в основном за счёт косвенных налогов.

     2) В конце двадцатых годов двадцатого  века возобладала кейнсианская  теоретическая концепция, обосновывающая  необходимость усиления роли  государства в развитии экономики  через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой фин. политики являлись государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических и социальных задач: повышение занятости населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.

Информация о работе Финансовавая политика