Федеральное казначейство: задачи, функции и взаимодействие с финансово-банковской системой

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – показать, что же такое Федеральное казначейство, главные его задачи и функции, а также провести анализ взаимодействия Федерального казначейства с банковской системой.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие Федерального казначейства;
- проанализировать особенности функционирования системы Федерального казначейства;
- рассмотреть задачи и функции Федерального казначейства;
- провести анализ взаимодействия Федерального казначейства и банковской системы Российской Федерации.
Предметом исследования выступает система федерального казначейства.
Объектом исследования является государственная финансово-банковская система Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….….3
1. СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА………………………………………………………………….…...6
1.1. Структура органов Федерального казначейства……….…….……….…6
1.2. Задачи Федерального казначейства………….…….…….……………....11
1.3. Функции Федерального казначейства……………...………………..…..12
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА С БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ…..………………………….…………………...….….16
2.1. Взаимодействие Федерального казначейства с банковской системой Ханты-Мансийского автономного округа…………………………………...16
2.2. Выполнение Федеральным казначейством полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов в 2011 году…………..…………...…22
2.3. Возможности совершенствования взаимодействия органов Федераль-ного казначейства с банковской системой Российской Федерации….….…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..……………………...…………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАРТУРЫ……..….…..31

Файлы: 1 файл

Курсовая на печать.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Для оптимизации  работы органов Федерального казначейства при кассовом обслуживании исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) разработаны и  направлены в органы Федерального казначейства примерная форма соглашения об открытии автономным учреждениям лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства и примерная форма соглашения об открытии и ведении органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений).

Федеральным казначейством проведен мониторинг кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в соответствии с приказом Федерального казначейства от 22 декабря 2011 г. № 616 «О предоставлении информации о результатах осуществления органами Федерального казначейства кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), а также о количестве лицевых счетов, открытых автономным и бюджетным учреждениям бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в органах Федерального казначейства» (по состоянию на 1 января 2012 года).

По результатам  проведенного Федеральным казначейством  мониторинга кассового обслуживания бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) установлено, что отдельные субъекты Российской Федерации продолжают нарушать бюджетное законодательство Российской Федерации в части передачи бюджетных полномочий.

В частности, Бюджетным кодексом не предусмотрена возможность исполнения отдельных бюджетных полномочий финансовых органов муниципальных образований финансовыми органами субъектов Российской Федерации, равно как и передача отдельных бюджетных полномочий субъекта Российской Федерации (муниципального образования) уполномоченному органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

По состоянию на 1 января 2011 года указанные положения Бюджетного кодекса нарушались в семи субъектах  Российской Федерации.

В течение 2011 года в четырех субъектах Российской Федерации Соглашения об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъек-та Российской Федерации (местного бюджета) и Регламенты о порядке и условиях обмена информацией между финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и органом Федерального казначейства, заключенные с нарушением положений Бюджетного кодекса, приведены в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации.

2.3. Возможности совершенствования взаимодействия органов Федерального казначейства с банковской системой Российской Федерации

В настоящее  время происходят два взаимосвязанных  процесса — развитие платежной системы  Банка России в соответствии с  Концепцией развития платежной системы Банка России  на период до 2015 года, одобренной решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (протокол № 16 от 16 июля 2010 года), и реформирование системы бюджетных платежей, осуществляемое в соответствии с разделом XI «Реформирование системы бюджетных платежей» Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г.  № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года».

В условиях проводимых Центральным банком Российской Федерации мероприятий по оптимизации своей расчетной сети, а также по развитию платежной системы в направлении централизации осуществления расчетных операций Центральным банком Российской Федерации и Федеральным казначейством осуществляются мероприятия по переводу счетов по учету средств государственного сектора из подразделений Центрального банка Российской Федерации через счета, открытые Федеральному казначейству.

Таким образом, в ходе реформирования системы бюджетных платежей предполагается централизовать на едином казначейском счете, открытом Федеральному казначейству в подразделении Банка России, счета всех публично-правовых образований, включая государственные внебюджетные фонды, а также счета неучастников бюджетного процесса.

Основной  задачей в этом направлении является организация расчетного обслуживания всех публично-правовых образований  во взаимодействии с платежной системой Банка России и с применением  передовых расчетных механизмов и технологий, позволяющих минимизировать наличный денежный оборот в государственном секторе, а также обеспечение учетной функции Федерального казначейства.

Перспективная система бюджетных платежей будет  представлять единую, многоуровневую, централизованную на федеральном уровне систему расчетов в государственном секторе, основанную на многосервисной системе расчетов Центрального банка Российской Федерации.

Перспективная система Федерального казначейства позволит при управлении государственными финансовыми ресурсами: повысить уровень финансового контроля и  ликвидности средств государственного сектора за счет консолидации средств на едином счете, открытом Федеральному казначейству в платежной системе Банка России; сократить операционные издержки за счет уменьшения количества произведенных транзакций; улучшить качество мониторинга на предмет прозрачности и отслеживаемости операций.

В рамках данного  направления в 2011 году Федеральным  казначейством осуществлены следующие  мероприятия: организованы и проведены  встречи с представителями Центрального банка Российской Федерации. В ходе указанных встреч обсуждены вопросы совершенствования взаимодействия органов Федерального казначейства и подразделений Центрального банка Российской Федерации, минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления, ликвидности федерального бюджета в платежной системе Банка России и механизма централизованного предоставления ликвидности в режиме реального времени; 17 мая 2011 года утвержден Межведомственный план мероприятий по реализации вопросов взаимодействия Федерального казначейства и Центрального банка Российской Федерации; при активном участии Федерального казначейства разработаны Федеральные законы от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе»; разработан синопсис Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года.

Помимо этого  подготовлен ряд поправок в действующее законодательство в целях реализации мероприятий по оптимизации состава клиентов Банка России, не являющихся кредитными организациями в соответствии с целями и функциями Банка России, утвержденными Центральным банком Российской Федерации и Федеральным казначейством 24 июня 2010 года (в редакции от 8 июля 2011 года): внесены изменения в приказ Минфина России от 23 апреля 2009 г. № 36н «Об утверждении Порядка направления Федеральным казначейством и его территориальными органами представлений о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым участникам бюджетного процесса в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» в части, предусматривающей наделение органов Федерального казначейства полномочиями по приостановлению операций по счетам для учета средств от приносящей доход деятельности; подготовлен и направлен в Минфин России проект поправок в Бюджетный кодекс, предусматривающий внесение изменений в статьи 155 и 156 Бюджетного кодекса в части возможности перевода счетов по обеспечению получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации наличными денежными средствами на обслуживание в кредитные организации; подготовлены и направлены в Минфин России предложения о внесении изменений в часть 24 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», направленных на перевод получателей бюджетных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части средств, поступающих во временное распоряжение, на обслуживание через органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

Вывод: По развитию платежной системы в направлении централизации осуществления расчетных операций Центральным банком Российской Федерации и Федеральным казначейством осуществляются мероприятия по переводу счетов по учету средств государственного сектора из подразделений Центрального банка Российской Федерации через счета, открытые Федеральному казначейству.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как следует  из проведенного исследования,  в  России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляются органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Основными задачами Федерального казначейства являются:

- организация, осуществление и контроль над исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;

- регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль над поступлением и использованием внебюджетных средств;

- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

- составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;

- управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ;

- разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проекта бюджетной классификации, учет государственной казны РФ.

Итак, органы казначейства осуществляют организацию  исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Особое место в их работе занимает реализация предварительного, текущего и последующего контроля, который позволяет минимизировать основной вид нарушений бюджетного законодательства – использование бюджетных средств не по назначению и, в конечном счете, увеличить эффективность их расходования. Казначейство возникает как более зрелая и совершенная альтернатива «банковской» системе исполнения бюджета. Это происходит вполне закономерно: более совершенные институты приходят на смену устаревшим, неэффективным.

Приоритетная  роль федерального казначейства в консолидации финансовых ресурсов как субъекта управления бюджетной собственностью обусловливается (на основе положений Бюджетного кодекса) главенствующей ролью казначейства среди других бюджетных учреждений в осуществлении полномочий по владению, пользованию и распоряжению бюджетной собственностью. Это позволяет обеспечить полную прозрачность бюджетной системы, исключить нецелевое использование бюджетных средств и повысить эффективность межбюджетных отношений.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовая база:

 

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства РФ. –  2009. –   № 4. – Ст. 445.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 03.12.2011) //Собрание законодательства РФ.- 03.08.1998.- N 31.-Ст. 3823.
  3. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»  (ред. от 30.11.2011, с изм. от 06.12.2011)// Собрание законодательства РФ.- 10.05.2010.- N 19.-Ст. 2291.
  4. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»//  Собрание законодательства РФ.- 05.12.2011.- N 49 (ч. 1).-Ст. 7049
  5. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»// Собрание законодательства РФ.- 06.11.2006.- N 45.-Ст. 4626
  6. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 марта 2004 г.- N 11 - Ст. 945.
  7. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1147)// Собрание законодательства Российской Федерации от 6 декабря 2004 г. -N 49.- Ст. 4908.

Информация о работе Федеральное казначейство: задачи, функции и взаимодействие с финансово-банковской системой