Домашнее хозяйство как субъект экономической деятельности. Содержание финансов домохозяйств

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование сущности финансов населения, доходов и расходов домашних хозяйств. Для достижения этой цели решаются задачи:
 Исследования влияния финансов населения на воспроизводство рабочей силы;
 Исследования понятия «финансы населения» и его понимания современными финансистами;
 Исследование и определение места финансов населения в финансовой системе;
 Определение ролей финансов домашних хозяйств в условиях современной глобализации;

Оглавление

Введение 3

1. Сущность и функции финансов домашнего хозяйства Российской Федерации.
1.1.Домашнее хозяйство как субъект экономической деятельности.
Общая характеристика домохозяйств. 4
1.2.Функции финансов домохозяйств Российской Федерации. 5

2.Денежные доходы домохозяйств Российской Федерации и их состав.
2.1. Состав, значение и показатели доходов домашнего хозяйства. 6
2.2. Классификация денежных доходов и структура
денежных доходов Российской Федерации. 9

3.Денежные расходы домохозяйств Российской Федерации и их состав.
3.1. Состав, значение и показатели расходов домашнего хозяйства. 15
3.2. Классификация и структура денежных
расходов Российской Федерации. 17

4.Финансы населения в условиях современной глобализации. 21

Заключение 24

Список литературы 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Кроме того, денежные доходы домохозяйств пополняются за счет натуральных поступлений (например, производимых в подсобных хозяйствах продуктов или выполнения для собственного потребления услуг, а также полученных в порядке поощрения товарно- материальных ценностей от работодателей или государства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Классификация и структура денежных доходов

В основу деления доходов положены разные признаки.

1.      В зависимости от источника дохода они подразделяются на:

      заработную плату и дополнительную оплату трудовой деятельности;

      доходы от предпринимательской деятельности;

      доходы от ценных бумаг;

      арендную плату за переданное во временное пользование имущество;

      страховое возмещение;

      доходы от реализации имущества;

      выплаты из государственных денежных фондов( бюджетов, внебюджетных фондов)

      прочие;

2.В зависимости от равномерности поступления различают доходы:

      регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

      периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);

      случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества);

         3.В зависимости от надежности поступления различают доходы:

      гарантированные (госпенсии, доходы по госзаймам);

      условно-гарантированные (оплата труда);

      негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение)[6]

Государственное регулирование оплаты труда

В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограничена. В течение 2003-2006 гг. государство предприняло попытку ограничить значительное увеличение размера заработной платы на частных предприятиях путем обложения налогом на прибыль фактических расходов на оплату труда, превышающих нормативную величину. Однако эта мера вместо ограничения привела к появлению так называемой «конвертной оплаты», т.е. оплата сверх нормы не включалась вообще в фонд оплаты и с нее не взимался никакой налог. Не достигнув поставленной цели, это мероприятие было ликвидировано.

В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через налоговый механизм.

В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения в декабре 1991 г. принят Закон «О минимальном размере оплаты труда» (МРОТ) в размере 200 руб. в месяц. Согласно закону предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного минимума.

Реальное значение МРОТ из-за инфляции постоянно падает. Правительство Российской Федерации, стремясь несколько оградить минимальную оплату от обесценивания, осуществляет ее индексацию. За период с 1991-1997 г. МРОТ 16 раз повышался, однако, несмотря на изменения, он отстает от темпов инфляции и не соответствует реальному содержанию российской денежной единицы.

Для государственных бюджетных организаций (школ, вузов, больниц, театров) в 1992г. установлена Единая тарифная сетка (ЕТС), определившая уровень оплаты и ее дифференциацию по категориям работников. Она классифицирует работников бюджетной сферы на 18 разрядов и каждому разряду определяет свой коэффициент от 1 до 10,07 (так,8-й разряд имеет коэффициент 2,16). Тарифная ставка первого разряда устанавливалась в момент введения ЕТС в размере 1800 руб., остальные разряды определялись путем умножения тарифной ставки 1-го разряда на коэффициент. За период с момента введения до настоящего момента тарифная ставка 1-го разряда менялась несколько раз и в 2004 гг. составила 90 деноминированных рублей с учетом доплаты. С 1 апреля 2006 г. тарифная ставка 1-го разряда повышается на 20%.

Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды доплат, исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей с учетом разряда и коэффициентов ЕТС. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5-2 раза меньше, чем в промышленности, уже не говоря о финансово-кредитных учреждениях.

Сравнение среднемесячной оплаты работников здравоохранения, образования, культуры, искусства, науки с прожиточным минимумом трудоспособного человека показывает, что она составляет от 95 до 123% этого минимума. Следовательно, денежные доходы такой важной сферы, насчитывающей около 20% всех занятых в экономике, обеспечивают им лишь скромные потребности. Те домохозяйства, члены которых заняты не только в этой сфере, должны ограничивать свои потребности минимумом товаров и услуг. Возможность накопления у данных семей почти полностью отсутствует.

Представительные органы субъектов Российской Федерации, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку, исходя из размеров своего бюджета.

Ограничение максимального размера оплаты труда государство установить не может, так как он зависит от финансовых возможностей работодателей.

В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями  коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринимателей, где работают несколько человек, -договором с отдельным работником.[4]

 

 

 

 

 

Государственные социальные трансферты

К денежным доходам домохозяйств относят также государственные социальные трансферты- пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.

Пенсионной системой в России охвачено 38,3 млн. престарелых, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. Идет процесс ухудшения демографической ситуации. В настоящее время соотношение работающих и пенсионеров составляет 1,7:1, а к 2010 г., по некоторым вопросам, это соотношение может достигнуть 1:1  (в то время как в развитых странах- 2,2-2,4:1). На 1 января 1999 г. средний размер месячных пенсий с учетом компенсационных выплат составил 403 руб., что к величине прожиточного минимума равно 72,1%.В 2006 г. этот размер был поднят в среднем до 521 руб., в том числе трудовых пенсий- до 526 руб., социальных пенсий- до 394,5 руб. Пенсии выплачиваются из внебюджетного социального Пенсионного фонда.

Кроме пенсий российские граждане из Фонда социального страхования Российской Федерации получают пособия. Наибольший удельный вес занимают пособия по временной нетрудоспособности и пособия на детей. Лица, потерявшие работу, получают пособие по безработице  из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который с 1 января 2001 года будет ликвидирован.

В России все большая доля населения  становится бедняками. Бедность- это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных (биологических) потребностей - жилья, питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литературе признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В России прожиточный минимум был официально введен в 1997 г., хотя расчеты его отдельными экономистами делались и раньше.

Обследование бюджетов домохозяйств показывает, что бедность носит многопрофильный характер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, образовательным уровнем и др. Доля бедных домохозяйств в сельской местности выше, чем в городе (в 2007 г. 36,3 и 28,3% соответственно). Малоимущие и крайне бедные домохозяйства – это семьи, воспитывающие трех и более детей. Так, доля бедных домохозяйств ниже прожиточного уровня (в семьях которые воспитывают трех и более детей) составила в 2006 г. 69,2%. Особенно удручающее положение в домохозяйствах, в составе которых имеются безработные -60% таких домохозяйств находятся за чертой бедности. В то же время  домохозяйства одиноких пенсионеров были в несколько лучших условиях. Их доля ниже прожиточного уровня  составила всего 15%.

Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово- экономической защите населения, но и в правом и организационном стимулировании индивидуально- трудовой деятельности и семейного бизнеса.

Структура доходов и расходов Пермского края.

В 4 квартале 2007 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 33,3% всего денежного дохода, на такую же долю наименее обеспеченного-1,6 %. При этом среднедушевые денежные доходы в этих группах составили соответственно 52445 и 2404 рубля.

В то же время, среднедушевые денежные доходы ниже среднего показателя в целом по региону имели 66,4% населения края.

Уровень бедности, то есть доля населения со среднедушевым денежными доходами ниже прожиточного минимума по оценке составил 13,1 %.

Денежные доходы населения края за 2007 г. по предварительным данным составили 433036,6 млн. рублей (13214 рублей в среднем на душу в месяц), по сравнению с предыдущим годом увеличились на 19%.

Реальные (скорректированные на ИПЦ) и реальные располагаемые (за вычетом обязательных платежей и скорректированные на ИПЦ) денежные доходы населения края увеличились соответственно на 8,2% и 7%.

Денежные расходы населения края в 2007 г. составили 368271,7 млн. рублей (11238 руб. в расчете на душу в месяц), превысив уровень 2006 г. на 15,3 %. На покупку товаров и оплату услуг население потратило 278264,6 млн. рублей (8491 руб. на душу в месяц)-на 20,2 % больше,чем в прошлом году (Приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Денежные расходы домохозяйств и их состав

3.1 Состав, значение и показатели расходов домашних хозяйств

Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль в экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок. Кроме того, большое значения домохозяйства как субъекта предложения важнейших производственных ресурсов - труда и предпринимательской деятельности. Наконец, члены семьи, занимаясь воспитанием детей, выступают главными потребителями социально- культурной сферы, которая финансируется государством.

Члены домохозяйств, расходуя свои средства, удовлетворяют разнообразные потребности.  Это возможно двумя путями:

1)Использованием денежных доходов на приобретение товаров и услуг;

2)Натуральным самообеспечением, происходящим за счет собственной трудовой деятельности отдельных членов хозяйства;

В настоящее время наблюдается снижение платежеспособного спроса населения страны. Сокращение общественного производства и инфляционный процесс вызвали у домохозяйств резкое повышение экономической активности. Проблема выживания сегодня состоит для значительной части российского общества (почти четверть нашего населения живет ниже прожиточного минимума). В этих условиях все ресурсы общества, в том числе и каждого домохозяйства, мобилизируются для поддержания существования. При общем спаде общественного производства вновь получает развитие натуральное и полунатуральное хозяйство. Семейные коллективы, чтобы существовать, производят продукцию на личном подсобном  и приусадебных участках, занимаются индивидуально- трудовой и предпринимательской деятельностью, в том числе семейной торговлей; выполняют различные платные услуги.

Хотя натуральное и полунатуральные хозяйства менее эффективны, чем общественные, и не способны обеспечивать полным набором всех товаров и услуг, но они поддерживают необходимый минимальный уровень семейного бюджета и спасают домохозяйства от бедности и нищеты. О значительной материальной поддержке домохозяйств внутренними силами свидетельствует относительно высокая и все увеличивающаяся доля продукции и услуг, создаваемая семьями в ВВП (от 12 до 15%ВВП).

Данные показывают, что натуральное самообеспечение за последние годы возросло, а с учетом государственных социальных трансфертов в натуральной форме занимает почти четвертую часть потребления домашнего хозяйства. Однако денежные расходы играют доминирующую роль в общем объеме конечного потребления.

Денежные расходы домохозяйства – фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением. Они выполняют очень важную роль по воспроизводству рабочей силы отдельных членов домашнего хозяйства.[1]

В современных условиях в России происходит снижение реальных расходов из-за уменьшения доходности определенных групп населения. Наряду с другими факторами это приводит к качественным изменениям в обществе: ухудшению здоровья населения, сокращению продолжительности жизни, падению уровня рождаемости.

 

Информация о работе Домашнее хозяйство как субъект экономической деятельности. Содержание финансов домохозяйств