Долговая политика России в условиях мирового финансового кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:35, автореферат

Краткое описание

Разразившийся мировой финансовый кризис заставляет по-новому взглянуть на проблему государственной суверенной и коммерческой задолженности. Кризис вскрыл серьезные проблемы с управлением внешними долгами государств в условиях резких изменений конъюнктуры мирового рынка ссудных капиталов. Традиционные формы заимствований стали практически неосуществимы. В результате несбалансированных и несогласованных действий, отсутствия отлаженных механизмов и методов предотвращения, минимизации и ликвидации последствий финансового кризиса, ведущие экономики мира столкнулись с серьезными экономическими потрясениями, и, как результат, с ростом глобальной нестабильности.

Файлы: 1 файл

автореферат Левин П К.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     - разработаны рекомендации по совершенствованию методологии учета и регулирования внешней задолженности компаний с государственным участием; обоснована необходимость разработки краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной долговой политики в части корпоративных заимствований российских компаний;

     - в рамках совершенствования долговой политики предложены такие инновационные инструменты активного управления государственной суверенной задолженностью Российской Федерации, как: обмен долга на обязательства по осуществлению различных программ в области природопользования и природоохранной деятельности, обмен долга на программы развития и др.

     Практическая  значимость исследования. Основные положения диссертационной работы направлены на широкое использование для дальнейших научных исследований по этой проблеме, совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации, министерств и ведомств, решающих проблемы разработки, совершенствования, реализации долговой политики России, формирования положительного имиджа государства как надежного заемщика на международной арене.

     Самостоятельное практическое значение могут иметь следующие положения диссертационного исследования:

     - выявлены особенности формирования  долговой политики Российской  Федерации, которые могут быть  учтены государственными органами  управления и корпоративными  структурами в процессе разработки стратегии внешних заимствований;

     - обоснована необходимость разработки  системы непротиворечивых показателей  с целью проведения эффективного  государственного контроля и  мониторинга внешних заимствований  корпоративного сектора на предмет  их соответствия проводимой государством денежно-кредитной политике;

     - разработаны рекомендации по внедрению в практику инновационных инструментов управления государственной суверенной задолженностью: конверсия долга в активы, проведения программ природоохранной деятельности, обмен долга на программы развития; а также использованию опыта авторитетных международных неправительственных организации – WWF, The Nature Conservancy, Conservation International и др. для повышения эффективности управления внешним долгом.

       Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена в рамках комплексной темы «Инновационное развитие России: социально-экономическая стратегия и финансовая политика» по межкафедральной подтеме «Внешнеэкономические аспекты инновационного развития: мировой опыт и российская практика».

     Положения диссертационной работы использовались в практической деятельности Департамента платежного баланса Центрального банка  Российской Федерации (Банка России). Результаты диссертационного исследования использовались при совершенствовании учебных курсов «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», спецкурсов по проблемам долговой политики России, глобальных проблем современности, а также спецкурсов по проблемам деятельности международных экономических организаций, что подтверждено соответствующими документами.

     Основные  выводы исследования прошли апробацию  в ходе различных научно-практических конференций, «круглых столов», в частности: на «круглом столе» «Внешнеэкономические аспекты инновационного развития экономики России», организованном ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва, 18 января 2009 г.); на «круглом столе» аспирантов на тему: «Мировой финансово-экономический кризис и перспективы инновационного развития экономики России: финансовый, кредитный, валютный аспекты, проводимом Институтом финансовых рынков и прикладной экономики ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва, 20 марта 2010 г.); на II международной научно-практической конференции ученых, аспирантов и студентов на тему: «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд» по направлению «Мировая экономика и международные экономические отношения», организованной «Центром развития научного сотрудничества»                (г. Новосибирск, 1 июня 2010 г.).

      Публикации. Основные положения диссертационной работы изложены в 5 опубликованных работах общим объемом 2,77 п.л. (авторский объем – 2,77 п.л.), в том числе три работы авторским объемом 1,91 п.л. опубликованы в журналах, определенных ВАК.

      Объем и структура работы отражает цель и задачи диссертационного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 157 страниц. 

     II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ.

      Во  введении обоснована актуальность темы исследования, показана степень её разработанности, сформулированы цель и задачи, научная новизна и  практическая значимость исследования.

      В соответствии с поставленными задачами диссертантом рассматриваются следующие группы проблем.

      1. Определение роли и места России как суверенного заемщика в условиях мирового финансового кризиса. Рассматривая долговую политику России в условиях начавшегося в 2008 году мирового финансового кризиса, целесообразно обратиться к методологическим основам объекта исследования. На практике отнесение государственного долга к категории внешнего или внутреннего зависит от валюты и источника заимствования. Используется так же деление долга на внутренний рублевый и внешний валютный. Центральный Банк Российской Федерации относит к внешнему долгу обязательства по государственным ценным бумагам, принадлежащим нерезидентам, в том числе и номинированным в российских рублях.

      Для государств со свободно конвертируемой валютой механизм обслуживания как внутреннего, так и внешнего долга одинаков. Если часть долга номинирована в иностранной валюте, его обслуживание не влечет за собой каких-либо трудностей,  поскольку национальная валюта  может быть конвертирована в соответствующую иностранную. В странах, в которых национальная валюта не является свободно конвертируемой, система обслуживания государственного внешнего долга предполагает накопление резервов в валюте платежа для осуществления операций по внешнему долгу. Подобная ситуация требует от государства решения ряда специфических вопросов, связанных с наличием источников погашения внешней задолженности, прежде всего разработки программ развития экспортных отраслей, сокращения импорта, развития импортозамещения, наличия механизма мобилизации внутренних валютных ресурсов и др.

      В текущих условиях вновь активизировалась дискуссия о сущности понятия  «внешний долг», о его структуре  и видах. В зарубежной экономической литературе с недавних пор стало использоваться такое понятие как «непредвиденный долг» (contingent debt). Под данным определением понимается условный долг (например, связанный с выдачей государственных гарантий под займы коммерческих структур), выполнение обязательств по которому может осуществиться только в случае наступления определенных событий в будущем. То есть фактически речь идет о детализации понятия «государственный внешний долг».

      В диссертационном исследовании используется следующая система показателей  внешней задолженности страны1:

      - размер  внешней задолженности;

      - удельный  вес страны в общем объеме мирового внешнего долга;

      - темпы  прироста внешнего долга;

      - показатель  долга на душу населения;

      - отношение  внешнего долга к экспорту;

      - отношение  внешнего долга к ВВП.

        В мировой практике количественная оценка рыночных рисков применительно к внешнему долгу проводится с помощью стресс-тестов, которые представляют собой процедуру моделирования будущих ситуаций, при которых значение показателей, влияющих на величину рисков, искусственно принимаются равными наихудшим из возможных ожидаемых значений. В соответствии с принятой международной практикой оценки и минимизации рисков в долговой сфере, которая нашла отражение в рекомендациях МВФ, МБРР, а также рабочей группы ИНТОСАИ по государственному долгу2 определено, что проблема накопления суверенной задолженности в настоящее время является значительной угрозой для функционирования мировой экономики.

      Необходимо  разработать и реализовать системный подход к поддержанию устойчиво безопасного уровня внешних заимствований экономически развитых стран (США, Германия, Италия, Испания и др.). Существующая система экстренной помощи государствам, испытывающим сложности при обслуживании и погашении внешних долгов, показала недостаточную гибкость при принятии решений, обострив проблему поддержания стабильности мировой экономики. Подобная ситуация предопределяет необходимость активного вовлечения наднациональных институтов и органов управления (в т.ч. ЕЦБ, МВФ, ОЭСР и др.) в процесс регулирования государственной суверенной задолженности.

      Анализируя  основные показатели, характеризующие долговую нагрузку на страны, можно сделать вывод о том, что у России она не достигла критического уровня. В связи с независимой долговой политикой Россия занимает особое место на мировом рынке ссудного капитала. Применительно к параметрам, с которыми Россия вошла в мировой финансовый кризис в разрезе долговой политики, выбранная стратегия развития, как представляется, оправдывает себя по сравнению с долговой политикой  других стран, испытывающих большие проблемы с величиной внешней задолженности и отсутствием надежных источников ее погашения. Многие страны оказались не готовы к продолжительному мировому финансово-экономическому кризису. Ограниченный доступ к международному рынку ссудных капиталов также негативно сказался на внешних долгах стран мира (в т.ч. Греции, Исландии, Португалии и др.), лишив их возможности дешевого рефинансирования или привлечения новых кредитов на приемлемых, докризисных условиях. Представляется, что стабильное послекризисное развитие национальных экономик и мировой экономики в целом во многом связано с эффективным использованием различных долговых инструментов.

      2. Современные тенденции формирования суверенного долга Российской Федерации.

      Особенности формирования внешнего долга России связаны с тем, что Российская Федерация стала правопреемницей СССР. Изначально советский долг был распределен между всеми государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве. Как известно, договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР устанавливал, что республики имели право требования на долю в активах лишь при условии принятия на себя части долга СССР. Не все республики подписали данный Договор и Меморандум от    28 октября 1991 г. Так, Молдова и Туркменистан подписали только Меморандум, а Узбекистан и Азербайджан не подписали ни один из данных документов по состоянию на конец декабря 1991 года.  Необходимо отметить, что предельным сроком правопреемства была определена дата - 1 декабря 1991 года. Более того, если с вышеперечисленными республиками еще велись переговоры, то Литва, Латвия и Эстония не собирались присоединяться к названным документам. Договором устанавливался специальный орган, ответственный за выполнение условий договора странами, подписавшими его.

      Российское  руководство выбрало несколько  иной путь решения данного вопроса, а именно принятие всех обязательств по долгу бывшего СССР в обмен на все активы России за рубежом.

      Переходный  период в долговой политике России можно также назвать и одним из самых сложных этапов, поскольку он приходится на временной интервал с конца 1998 года до 2001 года. Для данного периода характерно наложение посткризисных проблем на проблемы управления государственным долгом. Основные затруднения Россия испытывала на внутреннем рынке, что послужило толчком для усугубления ситуации на внешнем рынке заимствований. Несовершенство долговой политики выражалось в стремлении добиваться дальнейших отсрочек платежей по внешним заимствованиям, а также неоптимальной реструктуризации внешних заимствований или объявления дефолта.

      Новый этап в долговой политике России начался  в момент отказа Парижского клуба  кредиторов от дальнейшей реструктуризации её долга. После внесения изменений в государственный бюджет на 2001 год Россия проявила себя как стабильное, гибкое государство, сократив неоправданно высокие государственные расходы, увеличив при этом доходную часть бюджета, что позволило не только выплачивать проценты по кредитам, но также и погашать основную часть задолженности.

Информация о работе Долговая политика России в условиях мирового финансового кризиса