Доходы бюджетов: сущность, виды, особенности формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:46, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состава и структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.
Объектом данной контрольной работы является бюджетная система Российской Федерации, а субъектом исследования – доходы бюджета Российской Федерации.
Задачами работы:
рассмотреть определение доходов бюджета, как одной из главных составляющих бюджетной системы РФ;
изучить бюджетную классификацию доходов бюджета;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
I.Понятие и характеристика доходов бюджета.
Налоговые доходы бюджета
1.1 Сущность и классификация налоговых доходов бюджета…………4
Доходы федерального бюджета…………………………………..…...8
Доходы регионального бюджета………………………………….…14
1.4 Доходы местного бюджета…………………………………………..16
Неналоговые доходы бюджета
2.1Классификация неналоговых доходов бюджета…………………….18
2.2Неналоговые доходы различных уровней бюджетной системы…...21
II.Анализ доходов бюджета РФ за 2008- 2010 год.
Заключение………………………………………………………………………….25
Литература…………………………….……………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 34.40 Кб (Скачать)

Контрольная работа

по  дисциплине «Бюджетная система РФ»

на  тему: «Доходы бюджетов: сущность, виды, особенности формирования».  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Выполнила : студ-ка УрГЭУ фак-та ЦДО

гр. ФКПР-09 Хакимова Л.М.  
  
  
  
  
  
  
  
                              

               Первоуральск -2011

Содержание    

Введение………………………………………………………………………3     

I.Понятие и характеристика доходов бюджета.

  1. Налоговые доходы бюджета

1.1 Сущность и классификация  налоговых доходов бюджета…………4

    1. Доходы федерального бюджета…………………………………..…...8
    2. Доходы регионального бюджета………………………………….…14

1.4 Доходы местного бюджета…………………………………………..16

  1. Неналоговые доходы бюджета

2.1Классификация неналоговых  доходов бюджета…………………….18       

2.2Неналоговые доходы  различных уровней бюджетной  системы…...21

II.Анализ доходов бюджета РФ за 2008- 2010 год.     

Заключение………………………………………………………………………….25     

Литература…………………………….…………………………………………….26  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
     

Введение.    

Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные  доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости  общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают  объектом дальнейшего распределения  сконцентрированной в руках государственной  стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.1 Таким образом, доходы бюджеты являются важнейшей часть бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной мной работы.    

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состава и структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.    

Объектом  данной контрольной работы является бюджетная система Российской Федерации, а субъектом исследования – доходы бюджета Российской Федерации.    

Задачами  работы:

  1. рассмотреть определение доходов бюджета, как одной из главных составляющих бюджетной системы РФ;
  2. изучить бюджетную классификацию доходов бюджета;
  3. подробно исследовать основные виды доходов;
  4. выяснить состояние доходов бюджета всех уровней на сегодняшний день.

 

  
  
  
     

Понятие и характеристика доходов бюджета.     

 Федеральный бюджет  РФ является основным финансовым  планом государства, утверждаемым  Федеральным собранием (принимается  Государственной думой и одобряется  Советом Федерации) и имеющим  статус федерального закона. Через  федеральный бюджет мобилизуются  финансовые ресурсы, необходимые  для последующего их перераспределения  и использования для целей  государственного регулирования  экономического развития страны  и реализации социальной политики  на территории всей России.    

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.     

В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов  бюджета РФ, остается распределение  налоговых доходов и неналоговых  отчислений между местными и федеральным  бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма.     

Доходы  бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая  за счет перераспределения части  национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.  
Главным источником доходов бюджетов разных уровней является ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход.     

Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем  доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней  власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.     

Налоги  являются главным методом перераспределения  национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета.  С помощью налогов формируется основная часть бюджета — примерно 80—90% доходов бюджета в разных странах составляют налоги. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.    

Вторым  по своему финансовому значению доходом  бюджета являются государственные  займы. К займам государство прибегает  при бюджетных дефицитах, которые  предусматриваются при составлении  бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности  в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения  займов: первый - у широких слоев  населения путем свободной продажи  им государственных облигаций и  других ценных бумаг, второй - у  Центрального и коммерческих банков под обеспечение  ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства  ведет к росту государственного долга.    

Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение  займов, выплата по ним процентов  осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.    

При чрезвычайных обстоятельствах, когда  получение налоговых платежей и  займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии  бумажных денег. Этот метод самый  непопулярный, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические  последствия.    

Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством  РФ, за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений (ст. 39 БК). Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах.   
  
 

1.Налоговые  доходы бюджета.

1.1 Сущность и классификация  налоговых доходов  бюджета.     

К налоговым доходам относятся  федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и  сборы, а также пени, предусмотренные  в налоговом  законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью  удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными  и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных  монопольных закупок и продаж иностранной валюты(доходы акцизного типа).    

Все налоги делятся на прямые и косвенные.    

Прямые  налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  предприятий и организаций, поимущественный  налог и ряд других. Косвенные  налоги – это  налоги, взимаемые  в ценах товаров и услуг. Косвенные  налоги включают налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.    

Налоговая система в Российской Федерации  построена в соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (принята часть первая и пять глав части второй), действующими ещё некоторыми положениями Законов  РФ       “Об основах  налоговой системы в Российской Федерации”(принят 27 декабря 1991г.), “О государственной налоговой службе РСФСР” от 21 марта 1991г. и рядом законов о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов. В них определены принципы построения налоговой системы, её структура и состав, права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и контроля за их уплатой.    

В зависимости от органа, который взимает  налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги.    

Охарактеризуем  конкретней федеральные налоги. Первоначально  насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения  в налогообложении. В 1994 г. налог  на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог  на прибыль как другие предприятия  и организации. С 1 января 1994 г. был  введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для  финансовой поддержки отдельных  отраслей народного хозяйства (в  основном угольной промышленности), который  с 1 января 1996 г. был отменён.    

Произошли изменения и в организации  отдельных налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций  отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.     

В настоящее время после изменений  осталось 15 федеральных налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий  и организаций, налог на доходы физических лиц.    

Полностью в федеральный бюджет поступают  таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами (действует  с 24 октября 1995 г.), а также платежи  за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль предприятий  и организаций, налог на доходы физических лиц - это регулирующие доходы, которые  процентных отчислений направляются также  в бюджеты субъектов Федерации  и в местные бюджеты. Налоговые  доходы составляют более 80% всех доходов  федерального бюджета.    

Готовятся предложения об изменении налогообложения  природных ресурсов, имея в виду ввести единый налог на природные  ресурсы вместо ныне действующих  двух налогов - налога о воспроизводстве  минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и налога на пользование природными ресурсами (роялти). Предполагается ввести систему  коэффициентов, обеспечивающих учёт всех особенностей добычи ископаемых, экономические показатели компаний, истощённость природных ресурсов, дебитность скважин, а также увеличить размер поступления от роялти и ВМСБ в федеральный бюджет до 80% вместо 25%, как сегодня.    

В нефтяной отрасли на которую, приходится большая часть платежей за природные ресурсы, предполагается объединить акцизы, которые платят компании, работающие с ресурсами, с налогом на ВМСБ.    

Основное  место в федеральном бюджете  занимают косвенные налоги. В 1997-2000гг. на них приходилось от 62% до 66% общей  суммы доходов федерального бюджета, а в 2001 г.-75% и в 2002г.-72% (без учёта  ЕСН).    

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную  стоимость (НДС), обеспечивающему 42-43% всех доходов бюджета. С фискальной точки  зрения это исключительно эффективный  налог. Принципиальное отличие НДС  от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в  том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.     

В Российской Федерации НДС взимается  с 1 января 1992г. Он заменил действовавшие  два налога - налог с оборота  и налог с продаж.2 Под “добавленной стоимостью” понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость  представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.     

Акцизы  также взимаются через цены товаров  и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция (лечебно-профилактические средства, препараты ветеринарного предназначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке), алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, минеральное сырьё (нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ))  в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.    

Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и  газ.    

Таможенные  пошлины действуют на основе Закона РСФСР “Об основах налоговой  системы РФ” (декабрь 1991г.) и Таможенного  кодекса РФ, принятого в середине июня 1993г. Вопросы таможенного обложения  решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины  в России взимаются в соответствии с таможенным тарифом, введённым  с 1 июля 1993г. в соответствии с Законом  РФ “О таможенном тарифе”(с последующими изменениями).     

Информация о работе Доходы бюджетов: сущность, виды, особенности формирования