Денежный оборот РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:52, доклад

Краткое описание

Сложные экономические процессы в народном хозяйстве привели к тому, что основные принципы организации безналичных расчетов не выдерживаются (такие как срочность, обеспеченность, акцепт). Утратили свою значимость или не в полной мере используются некоторые формы расчетов (вексельная, аккредитивная, расчеты чеками). Из общего безналичного платежного оборота расчеты платежными поручениями составляют 80%, аккредитивами 3%, инкассо 5%, чеки 1%, зачет взаимных требований 2%, платежными требованиями-поручениями 7%, векселями 2%; сократилась до минимума доля телеграфных и почтовых платежей. Большую часть денежной базы составляют наличные деньги. Структура денежной базы представлена в таблице 2.1.

Файлы: 1 файл

фин и кр.docx

— 39.40 Кб (Скачать)

Правительство РФ в  соответствии с Конституцией РФ [п. "б" ст.114] как исполнительный орган  страны "обеспечивает проведение в  Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики". Особая роль в осуществлении денежной политики государства возлагается  в соответствии со ст.75 Конституции  РФ на Центральный банк РФ. Данной статьей  на ЦБ РФ возложены исключительное право денежной эмиссии, а также  основная функция по организации  денежного обращения России, которую  он должен осуществлять независимо от других органов государственной  власти, - защита и обеспечение устойчивости российского рубля.

Конкретизация целей, задач, полномочий и ответственности  Центрального банка РФ по регулированию  денежного обращения России дана в федеральных законах "О Центральном  банке" и "О банках и банковской деятельности", где также установлен используемый им при этом нормативный  инструментарий. Ключевые законодательные  моменты данных федеральных законов  о роли и месте ЦБ РФ (Банка  России) в организации и регулировании  национального денежного обращения  были рассмотрены в предыдущем параграфе  данной главы. Однако обзор прав, обязанностей, основных методов и инструментов, закрепленных федеральным банковским законодательством за Банком России, не дает представления о порядке  оперативного регулирования денежного  обращения страны, документах, определяющих этот порядок.

Оперативное регулирование  Банком России денежного обращения  в Российской Федерации, возложенное  на него Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется путем разработки ЦБ РФ нормативных положений и  установления правил осуществления  расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства - Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.

Банк России, выполняя установленные ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:

· Положение "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 г. № 14-П; [2]

· Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;

· Положение "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56.

Центральным по своей  значимости является Положение № 14-П, которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка  России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного  банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. В данный нормативный  документ заложены четыре базовых метода регулирования наличного денежного  обращения в РФ:

ь прогнозирование;

ь лимитирование;

ь системное банковское контролирование;

ь ответственность  за невыполнение лимитов.

Положением № 14-П  определено, что в кассах предприятий  могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых  обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается  учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим  кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Предприятия обязаны  сдавать в учреждения банков все  наличные деньги сверх установленных  лимитов остатка наличных денег  в кассе. Они могут хранить  в своих кассах наличные деньги сверх  установленных лимитов только для  выдачи на заработную плату, выплаты  социального характера и стипендии  и, как правило, не свыше трех рабочих  дней.

На коммерческие банки  Положением № 14-П кроме установления лимитов кассы своим клиентам возлагаются и следующие обязанности:

ь обеспечения своевременной  выдачи клиентам наличных денег для  их нужд;

ь проверка соблюдения предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

ь проверка соблюдения предприятиями лимитов расчетами  наличными деньгами;

ь ежегодное прогнозирование  кассовых оборотов наличных денег.

Как правило, выдача наличных денег банками своей клиентуре  производится за счет текущих поступлений  денежной наличности в их операционные кассы 
 
 
 
 
 
 

2.2 Безналичный оборот  в России

При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Безналичный оборот преобладает  во всех странах и обслуживается  чеками, кредитными карточками, платежными поручениями, электронными средствами платежа, векселями, сертификатами  и т.п.

Безналичный денежный оборот находит выражение в безналичных  расчетах, которые представляют собой  платежи, осуществляемые путем документооборота в виде материального обращения  письменных документов и электронных  средств.

Принципы организации безналичных расчетов.

Безналичный платежный  оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Соблюдение данных принципов позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым  требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

Главный регулирующий орган платежной системы - Банк России. Среди трех его основных задач  значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены  установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых  при этом документов, координация, регулирование  и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Общий порядок осуществления  расчетов на территории России регулируется Гражданским кодексом [1, ст.861-885], а  также Положением Центрального банка  РФ "О безналичных расчетах в  Российской Федерации"

В связи с массовостью  расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к  оформлению расчетных документов согласно утвержденным стандартам. Расчетные  документы действительны в течение 10 календарных дней, не считая дня  их выписки.

Второй принцип организации расчетов - осуществление их преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).

Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж; реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).

Пятый принцип - срочность платежа - вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части ГК РФ [1, ст. 190-195].

Значение принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться  за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.

Важнейший (шестой) принцип организации безналичных расчетов - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Формы безналичных расчетов.

Различают три основные разновидности безналичного денежного обращения:

1. Первую разновидность  можно назвать "классической". Она состоит в поручении юридического  или физического лица, даваемом  банку другой кредитной организации,  списать со счета данного лица  в данном банке определенную  сумму и записать ее на счет  другого юридического или физического  лица в этом или ином банке.

2. Вторая разновидность  безналичного денежного обращения  - это расчеты с помощью векселей  и им подобных безусловных  денежных обязательств.

3. Третья разновидность  - это кредитные карточки банков. Они широко распространены в  развитых странах и начинают  достаточно активно использоваться  в Российской Федерации.

Согласно Положению "О безналичных расчетах в Российской Федерации" [3] основными формами  безналичного оборота в нашей  стране являются:

ь расчеты платежными поручениями;

ь расчеты по аккредитиву;

ь расчеты чеками;

ь расчеты по инкассо.

При осуществлении  безналичных расчетов в перечисленных  формах используются следующие расчетные  документы:

ь платежные поручения;

ь аккредитивы;

ь чеки;

ь платежные требования;

ь инкассовые поручения. 
 

 
Дата Денежная  масса М21 Темпы прироста денежной массы, %
Всего в том числе к предыдущему 
месяцу
к 01.01.2011
наличные  деньги 
(M0)
безналичные 
средства
01.01.2011 20 011,9 5 062,7 14 949,1 9,6
01.02.2011 19 307,7 4 830,7 14 477,0 -3,5 -3,5
01.03.2011 19 536,7 4 898,0 14 638,7 1,2 -2,4
01.04.2011 19 819,0 4 918,2 14 900,8 1,4 -1,0
01.05.2011 20 048,6 5 071,3 14 977,4 1,2 0,2
01.06.2011 20 196,3 5 079,8 15 116,5 0,7 0,9
01.07.2011 20 745,3 5 192,2 15 553,1 2,7 3,7
01.08.2011 20 850,4 5 306,6 15 543,8 0,5 4,2
01.09.2011 21 083,8 5 343,0 15 740,8 1,1 5,4
01.10.2011 21 497,4 5 420,4 16 077,0 2,0 7,4
 
 

Информация о работе Денежный оборот РФ