Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов
Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 17:50, реферат
Краткое описание
Цель работы состоит в том, чтобы изучить роль денежных доходов и сбережений населения в финансовой системе Республики Беларусь, выявить проблемы, найти пути их решения. В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи исследования: 1) Рассмотрение денежных доходов населения как элемента финансовых ресурсов; 2) Изучение понятия сбережения населения и мотивов их формирования; 3) Анализ динамики доходов населения в Республике Беларусь.
Оглавление
Введение 3 1 Денежные доходы населения 4 2 Денежные сбережения населения 6 3 Динамика и структура денежных доходов населения Республики Беларусь 9 Заключение 12 Список использованных источников 13
Обобщив факторы, рассмотренные ранее,
можно сделать следующие выводы:
сбережения населения
представляют собой часть денежных доходов
населения, предназначенная для удовлетворения
потребностей в будущем;
они имеют три основные
формы: вклады в коммерческие банки и ценные
бумаги, валютные сбережения, денежные
остатки на руках;
сбережения, выступающие
как кредит, предоставляются населением
государству в виде отсрочки потребления
материальных благ;
в западной экономической
науке были выявлены основные явления,
характеризующие поведение населения
относительно сбережений;
домашние хозяйства
осуществляют сбережения исходя из определенных
мотивов;
обеспечение старости
обычно рассматривается как основной
мотив сбережений. Они имеют форму вкладов
в сбербанки, облигаций государственных
займов, заключения договоров по смешанному
страхованию жизни;
для целей предосторожности
и покупки дорогостоящей продукции, как
правило, сбережения создаются в виде
договоров страхования, срочных вкладов
в сберегательные банки и облигаций Государственного
займа.
3 Динамика и структура денежных
доходов населения Республики Беларусь
В Республике Беларусь финансовая система
играет активную роль в воспроизводственном
процессе. Государство оказывает значительное
влияние на уровень и качество жизни населения
как путем прямого финансирования социального
развития и распределения создаваемых
доходов между членами общества, так и
опосредованно — на основе направления
движения финансовых потоков между отраслями
и секторами экономики. Целью функционирования
финансовой системы страны является повышение
благосостояния общества. В 2014 году доля
государственных трансферт составила
20,7% расходов консолидированного бюджета
[5].
Согласно
данным Национального банка Республики
Беларусь В 2014 году общий объем денежных
доходов населения составил 522,1 трлн. рублей
и по сравнению с 2013 годом увеличился на
18% при росте потребительских цен на товары
и услуги за этот период на 18,1%. В таблице
1 приведена динамика денежных доходов
населения Республики Беларусь в 2014 году.
Таблица 1 – Денежные
доходы населения в Республике Беларусь
за 2014 г
Сумма,
млрд. рублей
Темпы роста к соответствующему
периоду
предыдущего года, процентов
Номинальный
реальный
Реальный
располагаемый
Ноябрь
38541,6
123,4
107,0
январь-ноябрь
393338,0
137,8
116,3
116,1
Декабрь
46057,8
127,7
109,6
январь-декабрь
439395,8
136,6
115,5
115,4
Примечание
– Источник: [3]
Реальные денежные доходы населения
в 2014 году по сравнению c 2013 годом увеличились
на 15,5 %, в 2013 году по сравнению c 2012 годом
- на 21,9 %. В течение 2013 года темп роста реальных
денежных доходов населения постепенно
снижался, в то время как в 2013 году наблюдалась
обратная тенденция.
Заработная плата является основным
источником доходов населения. В январе
2014 г. номинальная начисленная средняя
заработная плата работников составила
5 322,4 тыс. рублей, что на 21,6 % выше уровня
января 2013 г. удельный вес которых в общем
объеме денежных доходов населения в 2014
году составил 84,7% [3].
Социальная политика государства также
предполагает выплату пенсий. В органах
по труду, занятости и социальной защите
в январе 2014 г. на учете состояло 2 537,3 тыс.
пенсионеров, средний размер назначенной
пенсии сохранился на прежнем уровне -
2 206,8 тыс. рублей, что в 2,5 раза превышает
бюджет прожиточного минимума для пенсионеров.
Реальный размер назначенной пенсии в
январе 2014 г. по сравнению с январем
2013
г. увеличился на 1,9 %, по сравнению с
декабрем 2013 г. уменьшился на
1,6
%. Бюджет прожиточного минимума для пенсионеров
в ценах сентября 2014 г. в расчете на месяц
на период с 1 ноября 2014 г. по 31 января 2015
г. составляет 1 072,2 тыс. рублей.
Согласно данным на январь 2015 года в органах
по труду, занятости и социальной защите
на учете состояло 2 565,1 тыс. пенсионеров.
Средний размер пенсий по возрасту составил
2 745,4 тыс. рублей, по инвалидности – 2 415,1
тыс. рублей, по случаю потери кормильца
– 1 762,3 тыс. рублей, социальных пенсий
– 1 269 тыс. рублей.
Пособия по безработице также являются
одним из инструментов социальной поддержки
граждан, признанных безработными, путем
выплаты им определенной суммы денежных
средств. Средний размер пособия на одного
безработного в январе 2014 г. увеличился
со 146,5 тыс. рублей до 152 тыс. рублей, или
13,5 % от бюджета прожиточного минимума
в среднем на душу населения.
Государственная адресная социальная
помощь в 2014 году была предоставлена 200,7
тыс. человек. Ежемесячное социальное
пособие в среднем по 181 тыс. рублей было
выплачено 70,3 тыс. человек, единовременное
социальное пособие в среднем по 644,3 тыс.
рублей получили 28,7 тыс. человек.
Объем средств, направленных на финансирование
социальной сферы (здравоохранение, физическая
культура, спорт, культура и средства массовой
информации, образование, социальная политика)
составил 42,3 % от всех расходов консолидированного
бюджета [6].
Часть доходов домашние хозяйства сберегают
с целью их использования на удовлетворение
потребностей в будущем. В 2014 году сбережения
населения в Республике Беларусь составили
7,2% доходов.
Склонность населения к сбережениям
в банковских вкладах в 2014 году была
ниже аналогичного показателя прошлого
года на 3%. Данный фактор можно объяснить
увеличением покупки населением облигаций,
номинированных в иностранной валюте,
в связи с более привлекательной доходностью
по ним.
Вклады
населения в национальной и иностранной
валютах в банках Республики Беларусь
на 1 февраля 2014 составили 106,7 трлн. рублей,
увеличившись за январь в номинальном
выражении на 4,2%, в реальном - на 2,6%.
Особой формой сбережений в современных
условиях является сертификат как особый
вид облигаций Государственного займа,
размещаемый среди мелких и средних держателей.
Сертификат может выступать в качестве
свидетельства об участии в займе и на
право получения облигаций. В нашей республике
сертификат получает развитие как письменное
свидетельство банка о депонировании
денежных средств, удостоверяющее право
на получение депозита и размера причитающегося
процента. Своеобразной формой обязанностей
является акция — ценная бумага, свидетельствующая
о внесении определенного пая в капитал
акционерного общества и дающая право
на получение части прибыли в виде дивиденда.
Физическое или юридическое лицо может
быть участником создания уставного фонда
совместного предприятия, внося очередную
сумму в этот фонд. Доход, полученный по
результатам совместной деятельности,
распределяется между учредителями этого
предприятия в соответствии с принятым
уставом [2].
В январе 2015 г. номинальная начисленная
средняя заработная плата работников
организаций республики составила 6 023,2
тыс. рублей и по сравнению с декабрем
2014 г. уменьшилась на 11,5%, или на 782,8 тыс.
рублей.
В бюджетных организациях номинальная
начисленная средняя заработная плата
в январе 2015 г. составила 4 825,8 тыс. рублей
и в сравнении с декабрем 2014 г. уменьшилась
на 11,6%, или на 631,2 тыс. рублей. Реальная
заработная плата в январе 2015 г. по сравнению
с январем 2014 г. увеличилась на 4,4%, по сравнению
с декабрем 2014 г. уменьшилась на 13,7%.
В органах по труду, занятости и социальной
защите в январе 2015 г. На учете состояло
2 565,1 тыс. пенсионеров. Средний размер
пенсий по возрасту составил 2 745,4 тыс.
рублей, по инвалидности – 2 415,1 тыс. рублей,
по случаю потери кормильца – 1 762,3 тыс.
рублей, социальных пенсий – 1 269 тыс. рублей.
Таким образом, государство осуществляет
меры по повышению материального положения
отдельных слоев населения, обеспечению
оптимальных условий жизни, гарантии в
завтрашнем дне. Целью функционирования
финансовой системы страны является повышение
благосостояния общества. В стране наблюдается
рост реальных денежных доходов. Правительство
эффективно осуществляет социальную политику,
охватывая более широкие слои населения
и обеспечивая необходимую материальную
помощь. В структуре денежных доходов
домашних хозяйств 7,2% поступлений используются
в качестве сбережений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив денежные доходы и сбережения
населения в системе финансовых ресурсов,
можно сделать следующие выводы:
Денежные доходы населения – это сумма
денежных средств, получаемых домохозяйствами
за определенный промежуток времени и
предназначенных для приобретения благ
и услуг в целях личного потребления.
Финансово-кредитная
система оказывает влияние на уровень
доходов населения через выполнение специфических
функций контроля (за заработной платой,
организацией сбережений и страхования
и др.) и посредством перераспределения
аккумулируемых доходов.
Наиболее типичной
формой воздействия финансово-кредитной
системы на доходы населения является
бюджетное финансирование, которое осуществляется
путем предоставления денежных ресурсов
на удовлетворение потребностей. Бюджетные
средства используются форме ассигнований
или дотаций.
Сбережения населения
представляют собой часть денежных доходов
населения, предназначенная для удовлетворения
потребностей в будущем. Они имеют три
основные формы: вклады в коммерческие
банки и ценные бумаги, валютные сбережения,
денежные остатки на руках.
Сбережения, выступающие
как кредит, предоставляются населением
государству в виде отсрочки потребления
материальных благ.
В западной экономической
науке были выявлены основные явления,
характеризующие поведение населения
относительно сбережений.
Домашние хозяйства
осуществляют сбережения исходя из определенных
мотивов. Обеспечение старости обычно
рассматривается как основной мотив сбережений.
Они имеют форму вкладов в сбербанки, облигаций
государственных займов, заключения договоров
по смешанному страхованию жизни.
Для целей предосторожности
и покупки дорогостоящей продукции, как
правило, сбережения создаются в виде
договоров страхования, срочных вкладов
в сберегательные банки и облигаций Государственного
займа.
В 2014 году доля государственных
трансферт составила 20,7% расходов консолидированного
бюджета.
Правительство
Республики Беларусь осуществляет меры
по повышению материального положения
отдельных слоев населения, обеспечению
оптимальных условий жизни, гарантии в
завтрашнем дне. Целью функционирования
финансовой системы страны является повышение
благосостояния общества. В стране наблюдается
рост реальных денежных доходов. Государство
эффективно осуществляет социальную политику,
охватывая более широкие слои населения
и обеспечивая необходимую материальную
помощь. В структуре денежных доходов
домашних хозяйств 7,2% поступлений используются
в качестве сбережений.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Балабанов, И.Т. Финансы и государство/
И.Т. Балабанов, Мн: Финансы и статистика, 2007. – 52 с.
Брылева, Н.П. Сохранение и увеличение денежных сбережений населения – важнейшая задача банковской системы Республики Беларусь / Н.П. Брылева [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://slavgorod.mogilev-region.by/dfiles/000254_407775doc. - Дата доступа: 10.03.2015.
Доходы и расходы населения [Электронный ресурс]: Социально-экономическое положение
Республики Беларусь в январе-октябре 2014 г. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/wages_oct.php.
- Дата доступа: 10.03.2015
Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 49 с.
Национальная экономика Беларуси:
учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.
Основные тенденции в экономике
и денежно-кредитной сфере Республики
Беларусь [Электронный ресурс]: Аналитическое обозрение Министерства финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies. . - Дата доступа: 09.03.2015.