Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 17:50, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы изучить роль денежных доходов и сбережений населения в финансовой системе Республики Беларусь, выявить проблемы, найти пути их решения.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи исследования:
1) Рассмотрение денежных доходов населения как элемента финансовых ресурсов;
2) Изучение понятия сбережения населения и мотивов их формирования;
3) Анализ динамики доходов населения в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 3
1 Денежные доходы населения 4
2 Денежные сбережения населения 6
3 Динамика и структура денежных доходов населения Республики Беларусь 9
Заключение 12
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 44.66 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Кафедра финансов и финансового менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Теория финансов  

на тему: Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

 

Проверил

 

 

 

 

 

МИНСК 2014

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование и использование финансовых ресурсов тесно связано с уровнем и динамикой доходов населения, решением социальных задач. Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему специфических финансовых методов, государство оказывает регулирующее влияние и на уровень его доходов.

 Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов.

Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.

Объектом исследования являются денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов.

Предметом исследования является система экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием денежных доходов и сбережений населения.

  Цель работы состоит в том, чтобы изучить роль денежных доходов и сбережений населения в финансовой системе Республики Беларусь, выявить проблемы, найти пути их решения.

 В соответствии с поставленной  целью, определены следующие задачи  исследования:

1) Рассмотрение денежных доходов  населения как элемента финансовых  ресурсов;

2) Изучение понятия сбережения  населения и мотивов их формирования;

3) Анализ динамики доходов населения в Республике Беларусь.

 Данная тема является актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе.

 

1 Денежные доходы  населения 

 

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей.

Доходы населения – это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домашними хозяйствами.

Денежные доходы населения – это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходов распространена больше, чем натуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных доходов выше, чем у богатых [5].

Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.

Номинальный доход – это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход – это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.

Реальный доход – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы и цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом:

 

РД = (НД – НП)/I     (1.1)

 

где РД – реальные доходы, р.;

НД – номинальные доходы, р.;

НП – налоги и обязательные платежи, р.;

I – индекс потребительских цен.

 

Все доходы населения можно подразделить на две большие группы: заработная плата и неденежные доходы. Заработная плата, или ставка заработной платы, – это цена, выплачиваемая за использование труда. Она бывает денежной, или номинальной, и реальной. Номинальная заработная плата-это сумма денег, полученная работником за определённый промежуток времени. Располагаемая заработная плата – это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в ФСЗН. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате.

Заработная плата выполняет насколько функций, самые главные из них – воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.

Основными источниками безденежных доходов населения являются общественные фонды потребления и личные подсобные хозяйства.

Финансово-кредитная система государства оказывает влияние на уровень доходов населения:

  1. с помощью конкретных финансовых и кредитных методов через выполнение специфических функций контроля (за заработной платой, организацией сбережений и страхования и др.);
  2. используя средства финансово-кредитной системы посредством перераспределения аккумулируемых доходов.

Наиболее типичной формой воздействия финансово-кредитной системы на доходы населения является бюджетное финансирование, которое осуществляется путем предоставления денежных ресурсов на удовлетворение потребностей. Такие денежные выплаты имеют государственное значение и гарантируются Конституцией. Источником для удовлетворения таких потребностей являются общегосударственные и бюджетные средства (здравоохранение, культура, образование и т.д.). Существуют потребности, которые за счет общегосударственных средств удовлетворяются частично (отдых, охрана, здоровье). Определенные потребности удовлетворяются за счет нецентрализованных денежных фондов, формируемых из средств предприятия или самих работников [4].

Большое воздействие на доходы населения оказывает кредитная система. Предоставление ссуд Правительству, а также потребительский кредит непосредственно могут влиять на доходы населения и их увеличивают. В условиях инфляции, задолженность населения по существу превращает ссуды в источник его доходов [5].

Бюджетные средства используются форме ассигнований или дотаций. Прямые ассигнования из государственного бюджета предоставляются на текущие и капитальные затраты в отрасли, которые предоставляют услуги населению бесплатно или на льготных условиях. К ним относят образование, здравоохранение. Дотации выделяются планово-убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли), отраслям, обслуживающим население (на возмещение разницы в ценах) [4].

В целях снижения потерь населения в условиях перехода к рынку, в бюджете предусмотрена значительная доля расходов, косвенно влияющая на доходы населения. Такие расходы имеют форму надбавок к закупочным ценам, субсидий сельскохозяйственным предприятиям, компенсаций за горючее, снижения налога на добавленную стоимость для сельскохозяйственных предприятий, выплаты компенсаций за счет пенсионного фонда и др.

Деятельность государства в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе [1].

Таким образом, в рамках социальной политики, направленной на поддержание нетрудоспособных членов общества, оказание различной экономической, материальной помощи населению и на воспроизводство и стимулирование трудовых ресурсов, государство воздействует на уровень доходов населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Денежные сбережения населения

 

В финансовом обеспечении всего процесса воспроизводства существенное место занимают денежные сбережения населения, которые являются важным элементом финансовых ресурсов.

Сбережения населения представляют собой часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. Эта та сумма денежных средств, которую население сберегает с целью сохранения и приумножения [5].

Население традиционно является основным поставщиком инвестиционных ресурсов, мобилизация сбережений населения является для финансовых посредников (банков, небанковских кредитно - финансовых учреждений) важнейшим условием успешной деятельности. Средства, не потребленные в текущем периоде, приобретают три основные формы: вклады в коммерческие банки и ценные бумаги, валютные сбережения, денежные остатки на руках. Данные формы сбережений различны с точки зрения срочности, мобильности, возможности трансформации в инвестиции [2].

В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населением государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населения не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. В каждом данном случае кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер, но в целом он оказывается постоянным в силу непрерывной возобновляемости источника дополнительных доходов [4].

К настоящему времени в западной экономической науке имеется целый ряд теорий, направленных на объяснение поведения населения относительно сбережений. Большое количество теоретических исследований выявило три основных явления, свойственных всем странам:

1) в конкретно взятый момент времени в конкретной стране группы населения с высоким уровнем дохода откладывают на сбережения большую часть своего дохода, чем группы населения с низким уровнем дохода;

2) внутри конкретно взятой страны коэффициент сбережений населения остается относительно постоянным в течение длительного промежутка времени;

3) в разных странах наблюдаются различные значения коэффициентов сбережений, независимо от относительных величин доходов населения в этих странах [5].

В качестве мотивов сбережений населения выступают следующие факторы:

  • страхование от непредвиденных обстоятельств (на черный день, накопление с целью завещания);
  • покупка дорогостоящих товаров (покупка дорогих вещей, накопить средства на отпуск и т.д.);
  • обеспечение в старости (накопить деньги, чтобы после выхода на пенсию сохранить достигнутый уровень жизни);
  • желание обеспечить детей (или помощь родителей молодым семьям и т.д.);
  • привычки [2].

Обеспечение старости многими рассматривается как основной мотив сбережений. Именно он лежит в основе теории жизненного цикла Модильяни, согласно которой доход колеблется на протяжении всей жизни человека и основной причиной колебания дохода является выход на пенсию. Распределение сбережений и потребления в течение времени зависит от различных факторов, среди которых наиболее важными признаются рыночная ставка процента, степень склонности индивида к риску, индивидуальная шкала полезностей разновременных доходов, эффективность функционирования рынка капиталов. Кроме этого, на решение о сбережениях влияют ожидаемая продолжительность жизни и время выхода на пенсию. Сбережения этой группы обычно имеют форму вкладов в сбербанки, облигаций государственных займов, заключения договоров по смешанному страхованию жизни.

Сбережения с целью предосторожности связаны с ощущением индивидов неопределенности относительно размеров получаемых доходов и точной даты смерти. Поскольку человеку не известно точно, на какой период времени рассчитывать, он создает определенную величину сбережений, поскольку наличие неиспользованных денежных средств в момент смерти для него более предпочтительно, чем недостаток сбережений до наступления такого момента. В результате на уровень сбережений влияет не только ожидаемое временное распределение доходов, но и их абсолютный размер: чем больше уровень дохода индивидуума, тем больше превышение сбережений над нормальным уровнем. Это приводит к повышенному накоплению богатства к моменту выхода на пенсию и, как следствие, к повышенному уровню потребления в старости. Считается, что этот мотив может привести к увеличению национального уровня сбережений только в период расширения экономики (за счет роста численности населения, роста производительности труда или обоих факторов) [2].

Специфическим мотивом личных сбережений является накопление суммы, необходимой для осуществления крупных затрат (покупки дома, автомобиля, оплаты образования и т.п.). Накопление сбережений для этих целей носит временный характер и связано с необходимостью сопоставления моментов получения доходов и их потребления.

Для целей предосторожности и покупки дорогостоящей продукции, как правило, сбережения создаются в виде договоров страхования, срочных вкладов в сберегательные банки и облигаций Государственного займа [2].

Личным сбережениям населения придана определенная специфика, позволяющая утверждать, что прирост их правильно использован для финансирования инвестиционных расходов в рамках государственного бюджета. Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматриваться как один из источников финансовых ресурсов государства, что не противоречит возвратному характеру каждого вклада в Сбербанк; страховую компанию и т. д. В качестве источника финансовых ресурсов государства выступают размещаемые среди населения государственные займы и акции создаваемых государством акционерных предприятий [5].

Информация о работе Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов