Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:09, курсовая работа
Деньги – это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны.
Значение проблем денежного обращения возрастает на переломных этапах исторического развития, о чем свидетельствует опыт современной России.
I. Введение. 3
Значение проблем денежного обращения на современном этапе. 3
II. Теоретическая часть. 4
1. Понятие денежного обращения и денежного оборота. 4
2. Налично-денежное обращение в России. 5
3. Безналичное денежное обращение в России. 9
4. Характеристика законов денежного обращения. 18
5. Денежная масса и скорость обращения. 20
6. Методы стабилизации денежного обращения. 23
6.1. Антиинфляционная политика. 23
6.2. Инфляционная политика государства на 2008-2011 гг. 24
III. Заключение. 27
Роль денежного обращения на современном этапе. 27
IV. Список использованной литературы. 29
V. Приложение. 30
Очевидно, что данный показатель трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные.
В большинстве зарубежных стран обычно исчисляются два показателя:
В России в практике статистической работы различают:
Скорость возврата денег в кассы учреждений ЦБ РФ =
Сумма поступающих денег в кассы ЦБ РФ / Среднегодовая масса
денег в обращении;
Скорость
обращения денег в налично-
Сумма поступлений и выдачи наличных денег / Среднегодовая масса
денег в обращении.
Безусловно, что изменение скорости обращения денег зависит от большого числа факторов как общеэкономического, так и монетаристского характера.
Для того чтобы инфляция не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и ресурсы, вынуждено принимать определенные меры. Государственная политика может либо приспособиться к инфляции (например, провести индексацию доходов), либо предпринять меры, противодействующие ее развитию. Для выработки системы действий в условиях инфляционного роста цен и обесценивания денег государство разрабатывает антиинфляционную политику.
Антиинфляционная политика – это комплекс государственных мер по ограничению инфляции, путем регулирования денежно-кредитной и других сфер экономики. Ее целью является ослабление негативных социально – экономические следствий инфляции. Антиинфляционная политика может быть рассчитана на долгосрочную перспективу (стратегическая) или на получение быстрых результатов (тактическая).
Ответственность за антиинфляционную политику возлагается в основном на денежные власти. В части стабилизации денежного оборота центральные банки проводят денежно-кредитную политику, финансовые институты задействуют бюджетную, налоговую политику, для устранения последствий гиперинфляции могут использоваться денежные реформы. Однако этот арсенал может решить только часть общей задачи. Регулирование инфляции, вызванной ростом издержек, предполагает контроль государства над ценами и заработной платой, воздействие на те сферы экономики, которые больше всего привносят в увеличение роста цен, а это уже сфера деятельности не денежных структур власти. Хотя конечной целью и этой части регулирования также является стабилизация денежного оборота.
С 2008 г. в соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство РФ и Банк России установили цель по достижению определенного уровня инфляции на трехлетний период, т.е. до 2011 г. Выделение трехлетнего периода подавления инфляции в стране позволяло использовать сформировавшиеся принципы единой государственной денежно-кредитной политики с учетом изменяющихся макроэкономических условий развития российской экономики.
В
сложившейся схеме
Чтобы удержать инфляцию на запланированном уровне был создан пакет антиинфляционных мер, воздействующих на монетарные факторы инфляции. Предлагаемые антиинфляционные меры нацеливались на снижение темпов роста потребительских цен в стране и носили как краткосрочный, так и среднесрочный характер.
Среднесрочные меры снижения инфляции включали:
Поскольку темпы прироста денежной массы по-прежнему оставались достаточно высокими, в целях борьбы с в стране с 2008 г. предпринимаются определенные шаги в сторону ужесточения денежно-кредитной политики. В частности Банк России только за первые полгода трижды повышал ставку рефинансирования, а также увеличивал нормативы обязательных резервов. Был совершен переход к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализованы меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики.
В последнее время темпы роста цен на мировых рынках продовольствия несколько замедлились (фактор способствующий ослаблению инфляционного давления в экономике), все эксперты единодушны во мнении, что разразившийся мировой продовольственный кризис носит долгосрочный характер, и ускоренный рост цен на продукты питания будет наблюдаться на протяжении нескольких лет. Для России это будет означать только одно: все планы и прогнозы по снижению инфляции надо соотносить с мировыми тенденциями в будущем.
Следует также отметить, что в мире начался новый инфляционный виток, вызванный стремительным ростом цен на сырье, в результате чего остальные отрасли начали поиск собственного ценового баланса. Отсюда рост цен на продовольствие, материалы, строительство, рабочую силу.
Вносят свою лепту в инфляцию и структурные особенности российской экономики: низкий уровень добавленной стоимости, зависимость от монопольных цен всех уровней, разбалансированность спроса и предложения, что приводит к периодическому появлению «планового» дефицита рыночных товаров. Нельзя сбрасывать со счетов и высокие социальные расходы, опережающий рост зарплат в сравнении с производительностью труда, а также низкий уровень отдачи от госинвестиций в связи с высокой коррупцией, что уже признано официально.
В этих условиях, благодаря взвешенной антиинфляционной политике в ближайшем десятилетии низкая инфляция призвана стать основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и соответственно принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. По существующим прогнозам, инфляции в России за период с 2009 по 2011 г. снизится до 6% в год, а в более длительной перспективе – до 3%. При решении таких задач значительно расширятся возможности и государства, и бизнеса в разработке взаимоувязанных стратегий, открывается перспектива эффективного развития как национальной экономики, так и корпоративных производств.
Денежное обращение представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет) спрос. Денежное обращение поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Поэтому денежное обращение - это кровеносные сосуды для финансовой системы.
Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.
Налично- денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег. Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, они образуют общий денежный оборот, в котором действуют единые деньги.
И наличные, и безналичные формы расчетов просто необходимы для нормального функционирования экономики. Но, несмотря на всю важность наличного денежного обращения и его неотделимость от безналичного, можно смело говорить о том, что будущее принадлежит именно безналичным расчетам. Уже сейчас они очень актуальны для экономики, и платежный оборот современной России в подавляющей своей массе производится безналичным путем, хотя российская система расчетов еще очень далека от совершенства. В России предпринимаются попытки ограничить налично-денежное обращение, т.к. оно позволяет уходить от контроля государства за деятельностью юридических и физических лиц. Переход на безналичные расчеты позволит обеспечить страну необходимыми инвестиционными ресурсами, независимо от конъюнктуры на внешних рынках нефти и других экспортных позиций. Поэтому в России необходимо проведение реформы платежной системы, основными путями которой экономисты называют: введение общенациональных чеков; законодательное ограничение размеров наличных кассовых оборотов вплоть до полной их отмены в реальной ситуации, когда все расчеты без ущерба можно проводить чеками или иными средствами безналичных расчетов; активизацию органов валютного контроля по запрету незаконных расчетов иностранными валютами на территории России; создание соответствующей законодательной базы, в частности федерального закона об общенациональном чековом обращении.
Стабилизация
денежного обращения необходима
в той мере, в которой она создает
условия для сбалансированного и устойчивого
экономического роста. Поэтому курс на
финансовую стабилизацию и регулирование
денежной массы следует проводить
в комплексе с мерами по стимулированию
инвестиционной деятельности и расширению
производства. Государственное регулирование
денежного обращения должно способствовать
обеспечению экономического роста, что
является первостепенной задачей для
России.
Общие черты и особенности безналичного и наличного оборота
Принцип сравнения | Безналичный оборот | Наличный оборот |
Регулирование оборота | Осуществляется на основе единой законодательной базы | |
Денежная единица | Одинаковая | |
Участники расчетов | Плательщик, получатель, банк | Плательщик, получатель |
Наличие кредитных отношений | Участники имеют кредитные отношения с банком, которые проявляются в суммах остатков на счетах | Кредитные отношения отсутствуют |
Форма передачи денег | Перемещение (перечисление) денег производится путем записей по банковским счетам | Передача наличных денег плательщиком получателю |