Денежная система РК: её элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику. Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Денежная система как часть экономической системы общества…5
1.1 Понятие денежной системы……………………………………………….5
1.2 Биметаллизм……………………………………………………………….6
1.3 Монометаллизм……………………………………………………………7
1.4 Элементы денежной системы…………………………………………….15
Глава 2. Анализ денежной системы Республики Казахстан……………….26
2.1 Оценка состояния денежной системы РК……………………………….26
2.2 Устойчивость национальной валюты и ее курса……………………….30
3. Пути оптимизации организации денежного обращения………………..37
Заключение ……………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………..46

Файлы: 1 файл

ден.сис.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Сохранение благоприятных  условий в мировой экономике  и на внешних финансовых и торговых рынках способствовали достижению Казахстаном  устойчивого экономического роста  и улучшению макроэкономической ситуации в стране. В 2001 году в Казахстане экономический рост превысил показатель 2000 года. И составил 10%. В этих условиях основные мероприятия Национального Банка по денежно-кредитной политике были направлены на обеспечение низких темпов инфляции и поддержание стабильного номинального обменного курса тенге. Инфляция за 2001 год составила 6,4 %. За 2001 год снижение курса тенге к доллару США составило 1,7 %. Денежная база с начала года расширилась на 14,7 % до 154,2 млрд.. За 10 месяцев денежная масса увеличилась на 31,1 % до 523,7 млрд.. Замедление темпов инфляции и снижение доходности на финансовом рынке позволили НБК поэтапно снизить ставку рефинансирования с 14 % ( начало года) до 9.

С 2002 года ориентиры кредитно-денежной политики были направлены на достижение в стране относительной макроэкономической стабильности. Основным направлением денежно-кредитной политики НБК в этот период была подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагало постепенный отход от целевых показателей по денежной базе золотовалютным резервом к главным показателям по инфляции. Такая денежно кредитная политика отвечает основной цели НБ по снижению инфляции и кроме того обеспечивает ей более большее доверие участников рынка и проводимой денежно- кредитной политики. Опыт стран показывает, что основой для успешного введения системы целевых показателей инфляции являются следующие факторы:

  • Устойчивое состояние бюджета
  • Гарантии макроэкономической стабильности
  • Стабильность финансовой системы
  • Независимость Центрального Банка
  • Достаточное понимание взаимосвязей между инструментами ЦБ
  • Информационная открытость

В 2002-2004 годах денежно-кредитная  политика НБК была направлена на обеспечение  внутренне и внешней устойчивости тенге. Основной целью денежно кредитной  политики было удержание инфляции в пределах 5-7 % в 2002 году и в пределах 4-6% в 2004 году Для достижения поставленных целей ЦБК использовал в качестве своего основного инструмента операции на открытом рынке и переучетные операции с векселями

В долгосрочном периоде это привело к росту денежной базы на 24%. Это мультиплицировало прирост денежной массы на уровне 700 млрд. тенге.. На конец 2004 года инфляция составила 6,7 %. Сохранению инфляции в этих пределах способствовал Существенный экономический рост, сопровождаемый высоким потребительским спросом и инвестиционной активностью. За период с 2000 года по 2004 ВВП в реальном отражении вырос на 69% при увеличении реальной заработной платы на 60% и инвестиций в основной капитал - более чем в 5,5 раза.

Однако сохранению инфляции в экономике способствовал значительный рост денежных агрегатов. Следствием высокого потребительского спроса было увеличение наличных денег в обращении на 59% до 379,3 млрд.

Чтобы не допустить значительного укрепления реального обменного курса тенге, а также для сглаживания колебаний курса НБК участвовал на внутреннем валютном рынке в качестве покупателя.

Всего за 2004 год объем  чистой покупки иностранной валюты НБК составил 3,6 млрд. долларов США. В результате за 2004г чистые международные  резервы НБК увеличились на 87,1% до 9,3 млрд.

Для сдерживания темпов роста инфляции НБК в 2005г предпринимал меры по усилению регулирующих воздействий  официальных ставок. Для повышения  роли ставки рефинансирования с 2004г  переучет векселей производится в соответствии с официальной ставкой рефинансирования.

Исходя из сложившейся  ситуации в Казахстане и на мировых  рынках нефти основной целью НБК  будет обеспечение стабильности цен. Существующие в последнее время  на мировых рынках оказывают позитивное влияние на макроэкомическое развитие Казахстана и в тоже время вызывают ряд проблем. Одна из них заключается в избытке ликвидности банковской системы, обусловленной в том числе внешними заимствованиями предприятий реального сектора и коммерческих банков, что ведет к быстрому росту кредитов в экономике. Положение обостряется значительным притоком иностранных инвестиций, а также ростом расходов госбюджета в последние годы. В этих условиях возможна угроза перегрева экономики.

Целью денежно-кредитной  политики станет удержание инфляции. Для достижения данной цели НБК усиливает меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики м способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок. Одной из мер также может быть повышение ставки рефинансирования к середине 2006г. Однако по мере снижения инфляционного потенциала в экономике предполагается постепенное её снижение.

Предусмотренные выше действия НБК в ближайшей перспективе  будут воздействовать на ликвидность  банковской системы, что совпадает  с промежуточными целями проводимой НБК монетарной политики. Несмотря на предусмотренные меры по ограничению ликвидности в предстоящие три года годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранению существующих темпов экономического роста.

Ужесточение денежно-кредитной  политики предполагает изменение направления влияния официальных ставок НБК на рыночные ставки по кредитам. Если в предыдущие годы меры НБК были направлены на решение задачи по активизации деятельности банков по кредитованию экономики в том числе и по снижению ставок, то в условиях необходимости недопущения перегрева экономики вопрос снижения ставок уже не ставится как самоцель.

 

    1. Устойчивость национальной валюты и ее курса

 

15 ноября 2012 года – исполняется 19 лет со дня введения национальной валюте – тенге, но работа над ее введением началась гораздо раньше. В 1991 году Казахстан получил независимость и стал осуществлять рыночные преобразования. Однако единая денежная система, функционировавшая в то время, была крайне неустойчивой. Молодые государства одна за другой вводили собственные национальные валюты или временные денежные знаки, что могло быть симптомом начала развала рублевой зоны. Поэтому руководство страны в 1991-1992 годы, наряду с усилиями по сохранению рублевой зоны, проводило подготовительные работы по введению собственной валюты. Введение Россией в июле 1993 года собственной валюты привело к фактическому разделению казахстанского и российского рубля и, несмотря на подписание в сентябре 1993 года соглашения с Российской Федерацией об объединении денежных систем России и Казахстана, в республике российские банкноты образца 1993 года не были введены. Сформированная 3 ноября 1993 года Государственная комиссия по введению национальной валюты подготовила Концепцию и Сценарий введения национальной валюты, в которых были определены сроки, способ введения, вопросы доставки новой валюты в обменные пункты, коэффициент и лимиты обмена наличных денег, режим формирования валютного курса и другие важные вопросы. Для соблюдения легитимности и цивилизованности введения национальной валюты о готовящемся мероприятии своевременно были извещены международные организации и правительства соседних стран. В первые годы введения национальной валюты остро стоял вопрос формирования ликвидного валютного рынка. Для обеспечения потребности рынка в иностранной валюте с 1 января 1994 года была временно введена обязательная продажа на валютной бирже 50% экспортной выручки . Для удовлетворения потребности населения в наличной иностранной валюте была создана широкая сеть обменных пунктов, что привело к полному исчезновению «черного» рынка наличной иностранной валюты. С момента введения тенге был валютой, конвертируемой по текущим операциям. Но была поставлена цель – со временем достичь полной ее конвертируемости. В июле 1996 года были сняты ограничения по выполнению платежей и переводов по текущим международным сделкам, что позволило достичь условий по обеспечению свободной конвертируемости тенге. Была гарантирована свобода денежных переводов, связанных с иностранными инвестициями, для нерезидентов был введен свободный порядок конвертации и покупки иностранной валюты на внутреннем рынке, физическим лицам было разрешено вывозить иностранную валюту на определенную сумму без представления подтверждающих документов. Для достижения устойчивости тенге Национальный Банк стал проводить жесткую денежно-кредитную политику. Были прекращены выдача кредитов на покрытие бюджетного дефицита и директивных кредитов. Одновременно функции кредитования экономики полностью переданы банкам второго уровня. Национальный Банк стал решать свою основную задачу – обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, то есть обеспечение низких темпов инфляции и стабильного обменного курса. Постепенно расширялся арсенал инструментов денежно-кредитной политики. Кроме ставки рефинансирования, введения норм обязательных резервов и интервенций на внутреннем валютном рынке, Национальный Банк стал выпускать собственные ценные бумаги (краткосрочные ноты), проводить операции на открытом рынке и выдавать кредиты "овернайт". В результате за 5 лет инфляцию удалось снизить с 2165% в 1993 году до 1,9% в 1998 году. Золотовалютные резервы Национального Банка за 10 лет выросли более чем в 10 раз и на 1 сентября 2003 года составили около 4,6 млрд. долл. США (на момент введения тенге – 452 млн. долл.). Эффективности проведения денежно-кредитной политики способствовал Закон "О Национальном Банке Республики Казахстан" (март 1995г.), согласно которому Национальный Банк стал подотчетен Президенту и в пределах предоставленных ему законодательными актами полномочий независим в своей деятельности. Освободившись от политического давления, Национальный Банк приступил к масштабной работе создания эффективной банковской системы, сделав ставку на усиление надзора и повышение надежности коммерческих банков с целью превращения их в будущем в один из основных каналов привлечения внутренних ресурсов для долгосрочного инвестирования экономики. В результате была создана достаточно прозрачная и устойчивая банковская система, защищенная от вмешательства государственных органов. Одной из важных задач Национального Банка, как уполномоченного органа по регулированию банковской системы, является защита интересов депозиторов банков и повышение доверия населения к банковской системе. Для решения этой задачи был принят ряд очень важных мер. В марте 2000 года введен институт банковской тайны, в июне-июле 2001 года проведена акция по легализации капитала, в 2000 году запущена система страхования депозитов. На 1 сентября 2003 года из 34 действующих банков Казахстана 21 банк входил в систему страхования депозитов (На 20 апреля 2007 года действует 33 банка). Система страхования депозитов постоянно совершенствуется, ее фонды неуклонно растут. Все эти меры способствуют повышению доверия населения к банковской системе. По размеру вкладов на душу населения (140 долл. США) Казахстан среди стран СНГ уступает только России. Альтернативой банковскому кредитованию призвана стать система вексельного рефинансирования, которая запущена в 2000 году. Эффективным механизмом мобилизации и перераспределения внутренних сбережений населения с принятием Закона «Об инвестиционных фондах» станет институт паевых и акционерных инвестиционных фондов. Охватить финансовыми услугами более широкий круг лиц и организаций в различных регионах страны позволит создаваемая в настоящее время трехуровневая система кредитования. Она состоит из банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских услуг, и микро кредитных организаций. На сегодняшний момент особенно актуально развитие микро кредитных организаций, которые позволят расширить финансирование малого предпринимательства. Расширению регионального охвата финансовыми услугами будет также способствовать почтово-сберегательная система. Для решения социальных проблем населения в Казахстане с 2001 года внедрена двухуровневая система ипотечного кредитования. Ее первый уровень представлен первичными кредиторами в лице банков и небанковских организаций, предоставляющих ипотечные кредиты, а верхний уровень – Казахстанской Ипотечной Компанией, главной задачей которого является рефинансирование банков, осуществляющих ипотечное кредитование, на вторичном рынке. Для населения с небольшими доходами более приемлемой для улучшения жилищных условий является система строительных сбережений. В этой системе клиент осуществляет первоначальное накопление в созданном в апреле 2003 года Жилстройсбербанке, после чего получает право на кредит. При этом государство начисляет дополнительную премию по вкладам в Жилстройсбербанке. Наибольший вклад в социальную защиту населения внесла накопительная пенсионная система, созданная в рекордно короткие сроки. Численность вкладчиков накопительной пенсионной системы на 1 сентября 2003 года составила 5,9 млн. человек. Это означает, что около 80% экономически активного населения является вкладчиками накопительной пенсионной системы. В настоящее время накопительные пенсионные фонды стали крупными институциональными инвесторами. Пенсионные активы растут высокими темпами, и их объем на 1 сентября 2003 года превысил 329,1 млрд. тенге (8% ВВП).В стране функционируют развитые кредитный и депозитный рынки. Общий объем депозитов резидентов на 1 сентября составил 703,1 млрд. тенге (около 4,8 млрд. долл. США). Быстрыми темпами растут вклады населения, которые достигли уровня 306,7 млрд. тенге (около 2,1 млрд. долл. США). Общий объем основного долга по кредитам банков экономике составил 825,7 млрд. тенге (около 5,6 млрд. долл. США). Растут объемы долгосрочных кредитов экономике (удельный вес – 62,8%). Снижаются процентные ставки. Одним из наиболее развитых сегментов финансового рынка является рынок государственных ценных бумаг. Рынок корпоративных ценных бумаг также набирает высокие темпы развития. На 1 сентября 2003 года в обращении находились 58 действующих эмиссий негосударственных облигаций суммарной номинальной стоимостью 116,9 млрд. тенге (около 3% к ВВП) и 3529 действующих эмиссий акций суммарной номинальной стоимостью 1,3 трлн. тенге (около 32% к ВВП). Страховой рынок начал развиваться сравнительно недавно, и хотя он набрал высокие темпы роста, его уровень еще не соответствует потребностям экономики. На 1 августа 2003 года лицензии на право осуществления страховой деятельности имеют 32 страховые организации, в том числе 7 с иностранным участием и 1 по страхованию жизни. Совокупные активы страховых организаций составили 24,4 млрд. тенге, совокупный собственный капитал – 7,8 млрд. тенге. Достижения в финансовом секторе – это результат большой работы по регулированию и надзору за деятельностью участников финансового рынка. В соответствии со стандартами Базельского комитета по банковскому надзору в начале 2001 года Национальный Банк был наделен полномочиями по проведению консолидированного надзора за банковской деятельностью. Как показывает мировая практика, с развитием и интеграцией финансового рынка наиболее эффективным является комплексный контроль за всеми финансовыми институтами. Поэтому Национальному Банку были последовательно переданы функции и полномочия органа страхового надзора (1998г.), Национальной комиссии по ценным бумагам, осуществлявшей регулирование деятельности брокерских компаний, компаний по управлению пенсионными активами и банков–кастодианов (2001г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения (2002г.). Таким образом, в данное время Национальный Банк занимает ключевую позицию в регулировании финансовых рынков страны. В январе 2004 году надзорные функции будут переданы самостоятельному регуляторному органу, подотчетному Президенту страны. Статистика, формируемая Национальным Банком, также соответствует международным стандартам. Казахстан одним из первых среди стран СНГ вступил в системы стандартов распространения данных МВФ, являющихся критерием оптимального распространения данных (в 1999 году – в систему Общий стандарт по распространению данных, а в марте 2003 года – в систему Специальный стандарт распространения данных). Денежно-кредитная статистика, статистика платежного баланса и внешнего долга регулярно размещается на сайте МВФ, публикуется в официальных изданиях Международного Валютного Фонда и Мирового Банка Реконструкции и Развития, а также в официальных изданиях самого Национального Банка. Основным направлением развития казахстанского финансового рынка на среднесрочный период является дальнейшее приближение его уровня к международным стандартам. Концепцией развития финансового сектора предусмотрено полное приближение к 2007 году механизма регулирования и надзора за участниками финансового рынка, платежной системы Казахстана и других сегментов финансового сектора к стандартам Евросоюза. Максимальное приближение к стандартам Европейского союза в области денежно-кредитной политики обеспечит переход к инфляционному таргетированию, главной особенностью которого является ее «направленность в будущее», а также дальнейшая либерализация валютного режима. К 2007 году предполагается достичь полной конвертируемости тенге, то есть добиться конвертируемости национальной валюты не только по текущим операциям, но и по операциям, связанным с движением капитала.

 

 

3. Пути оптимизации организации  денежного обращения

 

2004 год был насыщен  международными мероприятиями, связанными  с наличным денежным обращением. Крупнейшими из них были 9-я  конференция по проблемам наличного  денежного обращения (май 2004, Рим)  и Международный семинар по коммерческим кассовым операциям (октябрь 2004, Сан-Франциско). Рассмотрим основные проблемы, обсуждавшиеся на них, и предлагаемые пути их решения.

Одним из основных тезисов, высказываемых на этих и других форумах, стал тот, что наличные деньги были и остаются одним из основных платежных средств.

Продолжаются процессы глобализации наличного денежного  обращения — 1 мая в Евросоюз вступили 10 новых государств. Растет объем  наличной денежной массы. По данным и  по прогнозам специалистов Федеральной резервной системы США, количество наличных долларов США в обращении постоянно возрастает.

Сфера организации наличного денежного обращения:

  • перераспределение функций (аутсорсинг/инсорсинг) и улучшение взаимодействия между центральными (резервными, национальными) и коммерческими банками, инкассаторскими компаниями и другими финансовыми институтами с целью снижения затрат на обработку, пересчет и транспортировку наличности;
  • разработка и внедрение новых схем наличного денежного обращения;
  • централизация обработки наличности, развитие и создание крупных кассовых центров, обрабатывающих основную массу денег.

В области производства банкнот:

  • создание новых видов бумаги и полимеров, применяемых для производства банкнот, внедрение в них новых защитных признаков;
  • разработка новых видов и способов создания дизайна банкнот;
  • применение специальных технологий и повышение качества контроля печати;
  • разработка новых и совершенствование существующих способов защиты банкнот от подделки (оптикопеременные — OVI и термохромные, флюоресцирующие и фосфоресцирующие, магнитные и метамерные краски; голографические и оптикопеременные элементы и признаки — OVD, MVC и т.д.; микроперфорация и др.).

В области обработки  банкнот:

  • широкое внедрение средств автоматизации обработки (сортировочных и упаковочных машин) и устройств банковского самообслуживания, расширение их функций для уменьшения затрат на ручной труд и предоставления клиентам максимума услуг;
  • совершенствование технических средств обработки, хранения и транспортировки наличности, создание новых видов детекторов подлинности;
  • разработка перспективных технологий утилизации банкнот, выведенных из обращения.

Для успешного решения  этих задач и достижения максимальной эффективности движение вперед осуществляется в тесном взаимодействии, для чего, собственно, и предназначены конференции, семинары и другие мероприятия. Свидетельством повышенного интереса к «индустрии наличного денежного обращения» (термин, общепринятый за рубежом) является выпуск с 1 января 2004 года нового специализированного бюллетеня Currency News, который начиная с конца прошлого года выходит и на русском языке в издательстве «Интеркрим-пресс». 20 октября 2005 прошло учредительное заседание Международной ассоциации организаторов денежного обращения IACA (The Internationa Association of Currency Affairs).

Все кассовые операции, сопровождающие обращение наличных денег, становятся все более дорогостоящими. Поэтому, прежде чем вкладывать дополнительные средства в совершенствование этих процессов, каждый из участников цепочки обращения наличности анализирует перспективы использования наличных денег на своем конкретном участке. Несмотря на развитие безналичных платежей, ежегодно возрастают объемы операций с наличностью. Кроме того, наблюдается, что доля операций с чеками постепенно снижается, а в дополнение к кредитным и дебетовым картам расширяется применение смарт-карт.

За последние 20 лет (с 1985 по 2005 г.) рост количества долларов США в обращении по номиналам составил от 25 до 465% .

В связи с ростом объемов  и возрастанием опасности фальшивомонетничества с 1991 года в США началось планомерное совершенствование банкнот в плане защиты их от подделки. Основные изменения вносились в 1991, 1996 и 2003 годах. В соответствии с принятым порядком введения новых защитных признаков (раз в 7-10 лет) очередные изменения предполагаются в 2010 году. Исходя из того, что на полную подготовку и ввод новой серии в обращение требуется около 5 лет, Федеральная резервная система совместно с Бюро гравирования и печати приняла решение о том, что номиналы будут вводиться поэтапно - каждые 1-1.5 года.

Основным принципом, которым  руководствуются многие центральные  банки при введении в обращение  банкнот новых образцов и при  работе с наличностью вообще, является снижение собственных затрат и с  этой целью привлечение для выполнения ряда операций сторонних организаций. Возможности снижения затрат, связанных с обращением наличности, обсуждались в выступлениях представителей как центральных и коммерческих банков, так и других коммерческих структур, обрабатывающих значительные объемы денежной наличности. При этом на каждой стадии цепочки денежного обращения предлагались свои способы оптимизации процессов работы с наличностью - в зависимости от решаемых задач, инфраструктуры и особенностей каждой страны. Вместе с тем можно выделить среди них и общие черты.

Информация о работе Денежная система РК: её элементы