Ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение стратегии ценообразования и разработка ценовой политики на примере ООО «Строй мастер» специализирующейся на розничной продаже населению продуктов питания.
Задачами работы являются следующие:
- исследование теоретических основ стратегического ценообразования предприятия;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Строй мастер»;
- рассмотрение применяемых методов ценообразования и ценовой стратегии ООО «Строй мастер»

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические и методологические аспекты ценовой политики предприятия………………….6
Система цен. Виды цен и их структура………………………..…..6
Принципы и модели ценообразования……………………………12
Методы ценообразования………………………………………….15

Глава II. Анализ ценовой политики в ООО «Строй мастер»……………………………………………………………………….25
2.1 Характеристика предприятия «Строй мастер»……………………..25
2.2 Методика ценообразования на предприятии……………………….29
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Денис курсач.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Включенный  в розничную цену акциз – это косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара. Перечень товаров, облагаемых акцизом, строго ограничен действующим законодательством. В этот перечень включены главным образом престижные товары и предметы роскоши, а также легковые автомобили, алкогольные напитки и некоторые другие товары.

      НДС, являясь  также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. Этот налог, как  правило, составляет 20%, но установлены  льготные ставки его по отдельным  группам товаров (основные продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие).

     Торговая  надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций  и образует прибыль.

     Договорная  цена - устанавливается по договоренности между производителем (продавцом) и  потребителем (покупателем) на определенные объемы продукции и сроки поставки.

     Свободные оптовые (отпускные) цены на продукцию  производственно-технического назначения, товары народного потребления и  закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются исходя из фактических затрат, включаемых в себестоимость продукции, и прибыли, необходимой для нормальной деятельности предприятия с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции.

     Оптовые цены увеличиваются на сумму налога на добавленную стоимость в размере 10% на товары (имеется перечень), алкогольной продукции - на сумму лицензионного сбора, на товары народного потребления, облагаемые акцизами - на сумму акцизов.

     Свободные цены снабженческо-сбытовых, заготовительных  предприятий и организаций, оптово-посреднических фирм, торгово-закупочных предприятий, предприятий и организаций оптовой торговли и других юридических лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с утвержденным уставом, включают оптовую свободную (отпускную) цену предприятия-изготовителя, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор, акциз, а также затраты указанных организаций (предприятий) по ее закупке, хранению, фасовке, транспортировке и реализации, и прибыль, необходимую для нормальной деятельности предприятия.

     В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика, другие расходы по доставке товаров  от поставщика, другие расходы по закупке  и реализации товаров розничных  торговых организаций и предприятий или предприятий бытового обслуживания населения, НДС, а также прибыль, необходимая для нормальной деятельности предприятий. 

     Для определения экономической обоснованности цен исчисление структуры цены является важным этапом, который дает представление о значимости отдельных элементов цены, их величине и динамике.

     Особое  значение имеет структура отпускной  цены предприятия. Эта цена является конечной ценой для большинства  видов продукции производственно-технического назначения. Она состоит из полной себестоимости и прибыли.

     В процессе товародвижения могут участвовать  различные посреднические организации, которые закупают продукцию предприятий-производителей оптовыми партиями и продают в  свою очередь другим фирмам или торговым организациям. За свои услуги посреднические организации устанавливают или наценки к отпускным ценам, которые им возмещают покупатели продукции, или получают скидки с отпускных цен, предоставляемые им предприятиями-поставщиками.

     Важным  элементом цены являются налоги. В  настоящее время в цену включаются налог на добавленную стоимость, акциз и др. Налоги устанавливаются федеральными, региональными и местными органами управления. Методы их расчета различные, поэтому процесс определения как самой цены, так и ее структуры стал более сложным.

     Для доведения товара до конечного потребителя  торговыми организациями определяются розничные цены. В состав этих цен, кроме всех перечисленных элементов (себестоимости, прибыли, налогов, наценок/скидок), которые в совокупности составляют рыночную отпускную цену, включаются также торговые надбавки. Размер этих надбавок устанавливают торговые организации. По особо социально значимым товарам предельный размер надбавок утверждается региональными органами власти и управления. 

1.2 Принципы и модели ценообразования 

            В ценовой политике фирмы очень  важен выбор модели ценообразования. Этот процесс должен учитывать спрос на продукт и его эластичность, издержки, цены конкурентов. Проблема выбора модели ценообразования решается с учетом трех важнейших условий:

            1. Цена должна покрывать затраты;

            2. Необходимо уточнять цены отдельных  сегментов рынка;

            3. Цена, которую потребитель готов  платить за товар, существенно  зависит от цен конкурентов.

      Модели ценообразования :

      1. Из моделей ценообразования, ориентированных на издержки, наиболее часто применяются следующие:

      А) модель полных издержек ( состоит в  превышении цены над издержками ). Модель широко применяется на предприятиях общественного питания, транспорта, связи и т.д.

      Б) модель возврата инвестиций ( предприятие устанавливает цену такой, чтобы она обеспечила так называемый уровень возврата инвестиций ). Данной модели присуще игнорирование текущего спроса, покупательской оценки и конкуренции, что едва ли способствует определению оптимальной цены.

      В) модель маржинальных издержек (сущность модели заключается в раздельном учёте условно переменных и условно  постоянных затрат ). Формирование цены происходит путём добавления к общей величине переменных затрат суммы, покрывающей условно постоянные расходы и обеспечивающей нормальную прибыль ( маржинальная прибыль ). Модель маржинальных издержек учитывает спрос, и это является его принципиальной отличительной особенностью.

      2. Модели ценообразования, ориентированные  на потребителей.

      Эта группа методов учитывает конкурентные преимущества товаров и предприятий – производителей. Модели используются в рамках активной стратегии ценообразования, ориентированной на определенную комбинацию цены и качества товара. Из моделей ценообразования, ориентированных на потребителей, наиболее часто применяются: модель ценообразования по ощущаемой ценности и тендерный метод. Ценообразование по ощущаемой ценности формирует цены, базируясь на покупательской оценке продукта ( а не на издержках производства и обращения ). Для создания покупательской оценки используются неценовые маркетинговые рычаги. Ценообразование тендерным методом в большей мере ориентировано на покупательское восприятие цены в сравнении с конкурентными ценами.

      3. Модели ценообразования, ориентированные  на конкурентов.

      В зависимости от структуры рынка, числа и силы конкурентов, однородности продукта предприятие выбирает одно из трех направлений действий:

      1) Приспособление к рыночной цене.

      2) Последовательное занижение цен.

      3) Последовательное повышение цен  ( основанное на высокой репутации и качестве продукта ).

      Данные  направления действий не исключают  друг друга. Существует связующий эти  три модели ценообразования метод, называемый методом калькуляционного выравнивания. Он применяется в основном при одновременном установлении цен на большое количество товаров. Суть модели состоит в том, что доходы, получаемые за счет одних продуктов, должны, по крайней мере, компенсировать убытки по реализации других.

      4. В рамках ценовой конкуренции  может применяться значительное количество моделей ценообразования. Наиболее популярными в условиях рынка стала модель ценообразования по существующим ценам, которая основывается на оценке цен конкурентов с меньшим вниманием к свои издержкам и спросу на продукт.

      5. Модель целевых затрат впервые разработана в Японии. Довольно распространенная. Суть ее заключается в том, что планирование будущей себестоимости продукции начинается с установления целевой величины, в которую следует уложиться с тем, чтобы продажа продукции по существующим рыночным ценам обеспечила не только покрытие будущих затрат, но и получение прибыли. Следовательно, верхним ограничительным пределом являются рыночные цены в том регионе, где предполагается реализация продукции, намеченной к выпуску. 

Существует  несколько принципов ценообразования:

            Затратный принцип ценообразования  исторически самый старый и на первый взгляд самый надежный. Для него типична следующая формулировка: « Цена – есть денежное выражение стоимости товара ». Суть данного принципа состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

           Наиболее разумный принцип – активное ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что выводит предприятие на желаемый уровень прибыльности.

        Ценностный принцип ценообразования.  Ценностное ценообразование призвано обеспечить прежде всего получение прибыли за счет достижения выгодного для предприятий соотношения « ценность - затраты », а вовсе не за счет максимально наращивания объёмов продаж. « Ключ ценностного принципа - позиционирование товара в определённом сегменте рынка. Поэтому, скажем, вместо того, чтобы до потери пульса снижать себестоимость, предприятия задаются вопросом, не лучше ли поискать других покупателей».

        Коммерческий принцип ценообразования  приемлет следующее определение: « Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена ». В такой формулировке выделяют два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке, цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли – продажи, о цене говорить не приходится. Цену способен установить только рынок. 

1.3 Методы ценообразования 
 

     После проведения предварительных операций предприятие приступает к выбору метода ценообразования. Расчеты предполагаемой базовой цены, осуществляют путем  применения различных методов, хотя окончательный уровень цены определяется рынком. Цена, рассчитанная каким либо методом, представляет собой предварительную величину, позволяющую предприятию оценить ситуацию, и в дальнейшем уровень цены корректируется с учетом скидок, надбавок, действующей системы налогообложения и инфляционных процессов.

     Выбор конкретной методики зависит от того, какие цели организация поставила перед собой, каковы ситуация на рынке и потребительские характеристики производимых и реализуемых товаров. Каждый из методов ценообразования имеет свои преимущества и недостатки и по-разному влияет на уровень цены.

     Можно условно выделить пять вариантов  формирования цены, ориентированных  на затраты:

  • на основе полных издержек ("издержки +");
  • на основе предельных издержек (маржинальных издержек, сокращенной себестоимости, прямых затрат);
  • на основе дохода с оборота;
  • на базе рентабельности инвестиций;
  • с учетом безубыточности.

     При применении первых двух методов издержки могут быть и фактическими, и нормативными (стандартными).

     - Метод полных издержек подразумевает, что в основу цены закладывают все фактические затраты предприятия на производство и сбыт продукции (постоянные и переменные), то есть рассчитывают полную себестоимость товара, и к ней прибавляют сумму прибыли. Так как постоянные расходы распределяют между всеми видами выпускаемой продукции пропорционально какому-либо показателю, то при разных способах распределения в зависимости от выбора базы колеблется и уровень себестоимости изделия. В результате к перечисленным недостаткам этого метода добавляется еще один – искажается фактическая себестоимость изделия, а это приводит к занижению или завышению цены. В сущности, многие предприятия торговли также применяют данную методику. Более прогрессивным и обоснованным является метод стандартных (нормативных) полных издержек. Сущность его заключается в том, что в основу цены закладывают не фактические, а нормативные затраты и постоянно учитывают отклонение фактических расходов от норм. Данный метод ценообразования имеет ряд преимуществ по сравнению с простым учетом фактических затрат. Он дает возможность управлять затратами, так как рассчитывают не просто общую величину отклонения, а в разрезе каждой статьи. Также, этот метод позволяет осуществлять по факторный анализ статей затрат и выявлять, за счет чего произошло отклонение цены от стандарта, и обеспечивает возможность непрерывного сопоставления статей затрат с финансовыми результатами вне зависимости от изменений в загрузке производственных мощностей. Этот метод ориентирует производителей на снижение затрат. Наиболее сложный момент при введении системы нормативных (стандартных) издержек – определение прогрессивных и обоснованных норм затрат, что предполагает детальное изучение методов производства, технических характеристик изделий и т.д.

Информация о работе Ценовая политика предприятия