Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система России, изменяясь адекватно преобразованиям, происходившим в последнее десятилетие в экономике и государственном устройстве страны, прошла несколько этапов в своем развитии. Результатом этих изменений явилось то, что в обновленной бюджетной системе России четко выделились три самостоятельных звена, характерных для бюджетного устройства федеративного государства; в бюджетном законодательстве был провозглашен принцип самостоятельности каждого бюджета и публично раскритиковано финансовое иждивенчество субфедеральных и муниципальных властей; совершенно по-иному, чем в советское время, стали строиться межбюджетные отношения.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации 4
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
Российской Федерации 10
ГЛАВА 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Принципы бюджетной системы
Российской федерации 16
2.2 Характеристика межбюджетных отношений в РФ 23
2.3 Современное состояние системы
межбюджетных отношений 27
ГЛАВА 3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.1 Совершенствование законодательного
обеспечения межбюджетных отношений 31
3.2 Политика в сфере межбюджетных отношений
в 2010-2013гг 34
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

фин контр ксюх.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Природа федеративного государства проявляется в построении его бюджетной системы на основе названных принципов (единства и самостоятельности). Они должны реализовываться таким образом, чтобы система устойчиво функционировала и развивалась. О сложности достижения данного условия свидетельствует современная практика. Характеризуя ее, укажем, прежде всего, на усиливающуюся экономическую и социальную дифференциацию регионов, ограничивающую самостоятельность значительного числа субъектов межбюджетных отношений и ослабляющих саму систему.

В результате, для современной России характерна весьма высокая нарастающая дифференциация регионов и муниципальных образований по бюджетной обеспеченности и иным параметрам социально-экономического развития. Причем, если последнее не всегда зависит непосредственно от бюджетного устройства, то кардинальные различия в бюджетной обеспеченности прямо вытекают из него.

2.2 Характеристика межбюджетных отношений в РФ

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и использованием соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:

1.Распределение и закрепление  расходов по уровням бюджетной  системы.

2.Разграничение регулирующих доходов  по уровням бюджетной системы.

3.Равенство бюджетных прав субъектов  РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований.

4.Выравнивание уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

В Российской Федерации разграничение полномочий между различными уровнями государственного управления закреплено в Конституции. В соответствии с ней к предметам ведения федерального центра отнесены:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • федеративное устройство и территория страны;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • управление федеральной государственной собственностью;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы;
  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральные транспорт, информация и связь; деятельность в космосе;
  • внешняя политика и международные отношения, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения;
  • оборона и безопасность; оборонное производство;
  • определение статуса и защита государственной границы России;
  • судоустройство; прокуратура; уголовное и гражданское законодательство; амнистия и помилование;
  • стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет и ряд других вопросов.

Также установлены предметы совместного ведения центра и субъектов Российской Федерации, к числу которых относятся:

  • обеспечение соответствия регионального законодательства Конституции и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка; режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование и охрана окружающей среды; охрана памятников истории и культуры;
  • общие вопросы образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения, социальная защита населения;
  • меры по борьбе с чрезвычайными ситуациями;
  • установление общих принципов налогообложения в РФ;
  • административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и некоторые другие вопросы.

По вопросам, не относящимся к предметам ведения федерального центра или совместного ведения центра и регионов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета:

    • финансовая помощь бюджетам субъектов Федерации;
    • субвенции бюджетам субъектов Федерации из Федерального фонда компенсаций;
    • финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований;
    • иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
    • бюджетные кредиты бюджетам субъектов Федерации.

Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Формы  финансовой поддержки:

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР) образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации и распределяется между субъектами Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой правительством РФ.

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов (ФФССР) образуется в составе федерального бюджета. Цель – предоставление субъектам Федерации субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных региональных бюджетов.

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРФ)

 Субсидии из этого фонда предоставляются субъектам Федерации, отобранным на конкурсной основе, и направляются ими на реформирование и оздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных расходов, поддержку экономических реформ.

Федеральный фонд компенсаций (ФФК) образуется в составе федерального бюджета в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов Федерации или муниципальных образований, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) образуется в составе бюджета субъекта Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Порядок образования фонда и методика распределения дотаций утверждается законом субъекта РФ.

 

2.3 Современное состояние системы межбюджетных отношений

Системные изменения в государственном устройстве, обществе и экономике требуют создания принципиально новой системы управления всеми экономическими отношениями и, прежде всего, процессом взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования стали объектом пристального внимания как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.

Современная российская система межбюджетных отношений выстраивалась в течение последних 16 лет. В течение этого времени Российская Федерация пытается найти адекватную стоящим перед страной задачам модель организации межбюджетных отношений. Если во взаимоотношениях Федерации и ее субъектов к началу XXI века удалось определить и апробировать наиболее действенные организационно-правовые формы межбюджетных отношений, то для регионов характерно многообразие форм взаимодействия с муниципальными образованиями в сфере бюджетных правоотношений в связи с отсутствием необходимой и единообразной законодательной базы.

Государство в последние годы предприняло ряд эффективных мер по корректировке бюджетных взаимосвязей, по регулированию каналов прохождения и направления бюджетных потоков, воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений. Были внесены изменения в принципы и методы формирования бюджетных доходов и расходов, уточнены пропорции распределения ресурсов, что положительно повлияло на согласование интересов органов власти всех уровней, упорядочило взаимодействие звеньев бюджетной системы.

Исследование сложившейся практики организации и регулирования межбюджетных отношений в зарубежных странах и в Российской Федерации показало, что каждому этапу социально-экономического развития страны соответствует особенный подход к формированию бюджетной системы страны и организации межбюджетных отношений. Роль бюджетной сферы в настоящее время столь значительна в развитых странах, что ее не рассматривают не только в качестве потребителя, но, прежде всего, как производителя общественных благ и генератора новых направлений развития экономики.

Изучению межбюджетных отношений посвящены работы отечественных и зарубежных ученых, таких как Богачевой О.В., Веспера Д., Зайделя Б., Игудина А.Г., Лаврова А., Лексина В.Н., Птицина В.И., Пыхова И.В., Рефьюза Р., Романовского М.В., Сомоева P.P., Швецова А.Н., Христенко В.Б. и др.

Однако, несмотря на значительную проработанность темы исследования в научной литературе по прежнему остаются нерешенными и чрезвычайно актуальными проблемы внутрирегиональных межбюджетных отношений. К их числу относятся такие вопросы, как структура бюджетной системы региона, обеспеченность органов местного самоуправления собственными финансовыми ресурсами, определение пределов межбюджетного выравнивания, построение эффективного механизма организации и регулирования межбюджетных отношений.

Исследование теоретических подходов, методических и практических рекомендаций по совершенствованию организации и регулирования межбюджетных отношений на региональном уровне по-прежнему остается актуальной проблемой для Российской Федерации. Обобщение накопленного регионами опыта в сфере межбюджетных отношений имеет значение и для современного этапа их развития, определяемого изменениями в законодательном регулировании бюджетных правоотношений.

Стоящая сегодня задача – более эффективное и качественное расходование субъектами средств, которыми они располагают. Ведь часто бывает: там куда приходит много денег из центра, не всегда эффективно ими распоряжаются. И наоборот, регионы с небольшими бюджетами четко и вовремя выполняют свои обязательства. Задача центра, таким образом, состоит в том, чтобы рекомендовать регионам и поощрять использование эффективных методов расходования средств.

Следует отметить, что в последнее время уровень управления финансами повысился во многих регионах. И в первую очередь это связано с политикой региональных властей.

Но и проблем еще много. Кроме главной – увеличение эффективности использования средств регионами и муниципалитетами, есть и другие. Очевидно, что необходимо сокращение числа межбюджетных трансфертов с последующим укрупнением по блокам: социальная субсидия, инвестиционная, инфраструктурная и т.д. В началу 2008 года наметилось движение в сторону решения этого вопроса, были объединены субсидии на оказание социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла. Объединение субсидий, кроме того, способствовало бы тому, чтобы регионы сами определяли, на решение каких приоритетных задач в рамках блока их направить. Но для реализации этой идеи требуется серьезная перестройка бюджетных потоков.

Одно из направлений, которым Министерство финансов собирается заняться в ближайшее время – более справедливая оценка расходных обязательств субъектов РФ для использования при расчете трансфертов. Сейчас центр «выравнивает» регионы по доходам на душу населения. Но возникает вопрос, насколько эффективна созданная в регионе бюджетная сеть? Оценить эту ситуацию непросто, безусловно, необходимо учитывать территориальный фактор, плотность городского и сельского населения, множество других факторов. Анализ сложившейся в субъекте федерации структуры расходов, учет ее при расчете межбюджетных трансфертов, внедрение стимулов для оптимизации расходов регионов – глобальная задача, которая будет стоять, в том числе, при подготовке новой концепции межбюджетных отношений на 2009–2013 гг., которую Министерство финансов разработал.

Реализация необходимых мер по повышению эффективности межбюджетных отношений должна обеспечить завершение в целом процесса системного реформирования межбюджетных отношений, создание эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами власти в Российской Федерации, способной к самостоятельному развитию на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственный бюджет является финансовой основой реализации функций государства. Уровень удовлетворения общественных потребностей за счет государственных средств во многом зависит от состояния бюджетной системы, социальной ориентации финансовой политики, исторических традиций.

Состав бюджетов, входящих в бюджетную систему, и формы их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны (федеративного, унитарного, конфедеративного), которое определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти, основы разграничения полномочий между ними.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации