Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

В каждом государстве бюджет образует центральное звено системы финансов, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита и выражает все ее качественные признаки.
Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национальног

Оглавление

Введение
Глава 1 Сущность бюджета и бюджетной политики
1.1 Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы
1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики
Глава 2 Бюджетная политика РФ на современном этапе
2.1 Анализ бюджетной политики за 2005-2008 гг.
2.2 Расходные обязательства Российской Федерации
2.3 Основные направления бюджетной политики в период кризиса
Глава 3. Проблемы бюджетной политики в настоящее время и пути решения
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

бюджетная политика.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

Доходы  ФБ РФ в 2006–2008 гг. по основным разделам (в % ВВП)

Август 2007 2007 Январь -

Август 2008

  2005 2006 2007 2008
ДОХОДЫ  БЮДЖЕТА - ВСЕГО   23,58 23,91 24,36
1. Налог на прибыль организаций   1,92 1,97 2,07
Налоги  на товары и услуги, реа-

лизуемые на территории РФ

   
3,82
4,61 3,43
3.1.Налог на добавленную стои-

мость

  3,47 4,27 3,12
3.2. Акцизы по подакцизным това-

рам

  0,35 0,33 0,31
4. Налоги на товары, ввозимые на

территорию РФ

  2,27 2,76 2,82
4.1. Налог на добавленную стои-

мость

  2,20 2,68 2,73
4.2. Акцизы по подакцизным това-

рам

  0,06 0,08 0,09
5. Налог на добычу полезных ис-

копаемых

  4,11 3,45 4,36
6. Ввозные таможенные пошлины   1,28 1,50 1,51
7. Вывозные таможенные пошли-

ны

  7,12 5,64 7,23
 

Источник: Казначейство РФ, расчеты ИЭПП. 
 

Стратегическими целями социально-экономической политики на 2005 год, определенными в Послании Президента Российской Федерации, являются обеспечение высокого уровня жизни населения и укрепление позиций России в мировом сообществе. В этой связи Президентом Российской Федерации поставлены задачи по удвоению объема валового внутреннего продукта за 10 лет, преодолению бедности и росту благосостояния людей.

Анализ динамики элементов использованного ВВП за 2005 год показывает, что основным элементом внутреннего спроса, определяющим рост ВВП в 2005 году, являются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, темп роста которых в 2005 году оценивается на уровне 109,3% (111% в 2004 году) при повышении доли в ВВП до 51,4% против 50,1% в 2004 году. Роль данного фактора в ускорении динамики экономического развития в 2005 году в значительной мере будет обусловливаться ростом дифференциации доходов населения (в первом полугодии 2004 года - 15 раз) и повышением доли населения с высшими и высокими доходами (40% от численности населения) в общем объеме доходов до 69,3% .

Вместе с тем низкий уровень доходов основной массы населения и формирование групп с застойной бедностью является одним из препятствий, не позволяющим обеспечить возможность широкомасштабных рыночных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении и образовании, реализация которых предусматривается в качестве важных мер по ускорению роста ВВП в среднесрочной перспективе. В условиях сохранения низкого уровня доходов населения невозможно обеспечить достаточный уровень финансирования, необходимый не только для текущего поддержания деятельности социальной сферы на основе рыночных механизмов, но и для коренной модернизации ее технической базы в целях повышения качества предоставляемых услуг.

Важным фактором, определяющим динамику ВВП в 2005 году, остается рост валовых накоплений (10,7% ). При этом темп роста инвестиций в основной капитал планируется сохранить на уровне 109,8% , с увеличением их доли в ВВП до 17,9% против 16,9% в 2004 году.

Основные параметры  проекта федерального бюджета на 2005 год предусмотрены по доходам проекта федерального бюджета в сумме 3326,0 млрд. рублей, или 17,8% к ВВП, по расходам проекта федерального бюджета - 3047,9 млрд. рублей, или 16,3% к ВВП, и профициту проекта федерального бюджета - 278,1 млрд. рублей, или 1,5% к ВВП.

Принципиальной  особенностью проекта федерального бюджета на 2005 год является его  формирование на основе новой бюджетной классификации в условиях проведения масштабных реформ бюджетной системы и государственного управления, радикальной перестройки системы межбюджетных отношений, изменения формы предоставления социальных льгот, продолжения изменения налогового законодательства.

6. При формировании федерального бюджета на 2005 год приняты меры, направленные на реализацию ряда задач, поставленных в Бюджетном послании. Так, реализован ряд мер по расширению применения программно-целевого планирования бюджетных расходов, реформированию бюджетной классификации и бюджетного учета. Приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся совершенствования межбюджетных отношений.

Не завершена  работа по переходу к формированию федерального бюджета исходя из целей  и планируемых результатов государственной  политики, от управления бюджетными затратами  к управлению бюджетными результатами. Цели и конечные результаты многих федеральных целевых программ не сформулированы в виде четких критериев и показателей социально-экономической эффективности, федеральные целевые программы не сосредоточены на реализации крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и структурных проектов.

Не приняты  изменения налогового законодательства, касающиеся налога на наследование и  дарение, местного налога на недвижимость, земельного налога, налога на добавленную  стоимость, совершенствования налогообложения  добычи сырьевых ресурсов, налогового администрирования.

Законодательно  не закреплены объемы государственных  гарантий в сфере здравоохранения. Не разработаны законодательные  акты, обеспечивающие приватизацию государственных  организаций, порядок их преобразования в иные некоммерческие организации в целях оптимизации бюджетной сети.

Доля доходов проекта федерального бюджета в ВВП в 2005 году сокращается до 17,8% по сравнению с ожидаемым в 2004 году уровнем (20,4% ВВП), при этом объем доходов проекта федерального бюджета в 2005 году в реальном выражении (здесь и далее – с учетом индекса-дефлятора ВВП – 109,2%) составит 111% законодательно утвержденного уровня и 92,6% ожидаемого уровня 2004 года.

Доходы проекта федерального бюджета на 2005 год без учета перечислений по единому социальному налогу (далее – ЕСН) предусматриваются в объеме 3059,5 млрд. рублей и составят 16,3% к ВВП, что ниже ожидаемой оценки в 2004 году (17,6% ). Номинальный рост доходов федерального бюджета без учета ЕСН в 2005 году к ожидаемому исполнению 2004 года составит 7,9% , при этом в реальном выражении они сохраняются на уровне 98,8% .

В целом уровень  проектируемых доходов федерального бюджета в 2005 году обусловливается  прогнозируемым падением мировых цен на нефть с 31,2 доллара США за баррель в 2004 году до 28 долларов США за баррель в 2005 году, перераспределением доходных источников между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также проведением налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки на экономику.

Поступления ЕСН в доход федерального бюджета в 2005 году предусматриваются в размере 266,5 млрд. рублей и снижаются по сравнению с законодательно утвержденным показателем на 2004 год на 171,7 млрд. рублей, или на 39,2% , а по сравнению с ожидаемым поступлением в 2004 году - на 188,5 млрд. рублей, или на 41,4% .

Сокращение поступлений  прогнозируется в результате снижения с 2005 года максимальной ставки ЕСН с 35,6% до 26% и ставки единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет, с 14,0% до 6% .

В представленных материалах к законопроекту отсутствуют обоснования и расчеты по поступлению ЕСН, что не позволяет оценить обоснованность величины поступлений ЕСН, предусмотренной в законопроекте.

Снижение в 2005 году эффективной ставки ЕСН ведет  к сокращению объема его поступлений в федеральный бюджет. При потребности в средствах на выплату базовой части трудовой пенсии в 2005 году в сумме 341,17 млрд. рублей поступления данного налога не обеспечивают в полном объеме финансирование расходов на указанные цели и требуют привлечения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в сумме 74,67 млрд. рублей.

Следует также  учитывать, что в 2005 году дефицит  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанный с финансированием  страховой части трудовых пенсий, составит 82,9 млрд. рублей. На его покрытие предусматривается направить значительную часть финансового резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. В последующий период указанные возможности по обеспечению данных выплат будут снижаться, что, соответственно, потребует для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации привлечения дополнительных средств федерального бюджета в 2006 году в сумме 144,6 млрд. рублей, в 2007 году - 192,3 млрд. рублей.

Поддерживая меры, направленные на сокращение налогового бремени в целях стимулирования экономического роста, Счетная палата в то же время полагает, что перераспределение доходов бюджетной системы Российской Федерации в пользу негосударственного сектора экономики должно сопровождаться эффективными мерами государственной политики, стимулирующими направление доходов, остающихся в распоряжении налогоплательщиков из-за снижения налоговой нагрузки, не на расширение спроса на потребительский импорт и увеличение оттока капитала за рубеж, а на увеличение инвестиций, обеспечивающих повышение эффективности функционирования производственной и социальной инфраструктуры.

В структуре  доходов федерального бюджета в 2005 году доля налоговых доходов занимает 67,1% , включая ЕСН (8%), что ниже утвержденного  показателя на 2004 год - 91,5% (при ЕСН – 16%), а неналоговые доходы составляют 32,9% по сравнению с 8,5% в 2004 году.

Налоговые доходы проекта федерального бюджета на 2005 год, включая ЕСН, предусматриваются в объеме 2232,7 млрд. рублей, что по сравнению с оценкой их ожидаемого поступления в 2004 году составит 101,3%, при этом доля налоговых доходов в ВВП снижается с 13,7% по ожидаемому исполнению 2004 года до 11,9% в 2005 году.

При формировании налоговых доходов проекта федерального бюджета на 2005 год учтены принятые изменения налогового законодательства в части снижения максимальной ставки ЕСН с 35,6% до 26% , увеличения федеральной ставки налога на прибыль на 1,5 процентного пункта, применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении реализации нефти (включая стабильный газовый конденсат) и природного газа на территорию государств – участников СНГ, увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) на нефть с 347 рублей за тонну до 419 рублей за тонну, на газ - со 107 рублей за тыс. куб. метров до 135 рублей за тыс. куб. метров и других изменений, а также принятые изменения бюджетного законодательства в части централизации в федеральном бюджете 95% НДПИ на нефть и газовый конденсат и в полном объеме водного налога, децентрализации поступлений единого сельскохозяйственного налога.

В 2005 году существенно меняется состав доходов, формирующих налоговые доходы федерального бюджета, из которого исключаются налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, а также лицензионные и регистрационные сборы. В 2005 году сократится доля налога на добавленную стоимость на товары, работы и услуги, реализуемые на территории Российской Федерации (далее – НДС), до 31,9% (32,5% по ожидаемому исполнению в 2004 году), доля НДПИ составит 20,8% (17,8%) и налога на прибыль организаций - 11,6% (8,4%).

Динамика основных налоговых доходов в 2005 году характеризуется ростом налога на прибыль организаций на 39,6% по сравнению с поступлениями, ожидаемыми в 2004 году, что объясняется в первую очередь увеличением федеральной ставки налога на 1,5 процентного пункта. НДС проектируется со снижением на 0,3% по сравнению с ожидаемым исполнением в 2004 году. В результате увеличения ставки НДПИ на нефть и природный газ, а также его централизации в федеральном бюджете при планируемом снижении цены на нефть марки Urals в 2005 году прирост поступлений НДПИ в 2005 году ожидается на уровне 18,4% , акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – на 10,6%.

Информация о работе Бюджетная политика