Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:20, курсовая работа
В каждом государстве бюджет образует центральное звено системы финансов, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита и выражает все ее качественные признаки.
Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национальног
Введение
Глава 1 Сущность бюджета и бюджетной политики
1.1 Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы
1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики
Глава 2 Бюджетная политика РФ на современном этапе
2.1 Анализ бюджетной политики за 2005-2008 гг.
2.2 Расходные обязательства Российской Федерации
2.3 Основные направления бюджетной политики в период кризиса
Глава 3. Проблемы бюджетной политики в настоящее время и пути решения
Заключение.
Список использованной литературы.
1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики.
Бюджетная
политика Российской Федерации определяется
Конституцией РФ, Бюджетным кодексом
РФ, сводом федеральных законов, которые
четко формулируют функции
Бюджетная
политика государства это совокупность
мероприятий в сфере организации бюджетных
отношений с целью обеспечения его денежными
средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная
политика предполагает определение целей
и задач в области государственных финансов,
разработку механизма мобилизации денежных
средств в бюджет, выбор направлений использования
бюджетных средств, управление государственными
финансами, налоговой и бюджетной системой,
организацию с помощью фискальных инструментов
регулирования экономических и социальных
процессов. В этом состоит социально-экономическая
сущность бюджетной политики государства.
Под субъектом бюджетной политики практически однозначно понимаются органы государственной власти всех уровней, которые непосредственно разрабатывают, утверждают, исполняют, управляют и контролируют исполнение бюджета. Что же касается понятия «объекта бюджетной политики», то здесь подразумевается и бюджетно-налоговое законодательство, и бюджетная система, и бюджетный механизм.
В соответствии с этим, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики, а именно
определению
источников финансирования дефицита бюджета
и т.п.
Бюджетная политика является ядром экономической
политики государства и отражает все его
финансовые взаимоотношения с общественными
институтами и гражданами. От качества
федерального
бюджета, заложенных в него параметров
зависят и уровень социальной защиты граждан,
и инвестиционные возможности государства,
и степень влияния России на международной
арене, и даже предпринимательская активность
граждан. Основными инструментами проведения
государственной бюджетной политики выступают,
прежде всего, такие фискальные рычаги
воздействия, как налоги, государственные
расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Реализация бюджетной
политики в сочетании с денежно-кредитной
и налоговой политикой обеспечивает выполнение
следующих функций:
1) финансовое
обеспечение, выполнение
2) поддержка
финансовой стабильности в
3) обеспечение целостности федеративного государства;
4) создание
финансовых стимулов для
По
масштабности и долговременности целей
и задач различают
В зависимости от приоритетов и определяемых ими целей необходимо выделять доходный, расходный, контрольно-регулирующий и комбинированный типы бюджетной политики.
Доходный тип бюджетной политики характеризуется тем, что планирование, организация и исполнение бюджетов сконцентрированы, преимущественно, на доходах и ведутся от доходов, под объем которых подстраиваются бюджетные расходы и контрольно-регулирующие задачи.
Расходный тип бюджетной
Контрольно-регулирующий тип бюджетной политики строится на максимально возможном использовании государством контрольно-регулирующих свойств бюджета, государственных расходов и заказов, налогов и налоговых методов (льгот, санкций и т.д.).
Комбинированная бюджетная политика, нацелена на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюджета, интересов государства, налогоплательщиков, пользователей государственными услугами и общества в целом. Данный тип бюджетной политики ориентирован на увеличение количества и качества, предоставляемых государством (муниципалитетами) услуг и обеспечение органов власти всех уровней достаточными и стабильными собственными доходными источниками.
В зависимости от стратегической направленности бюджетного регулирования, лежащего в основе бюджетной политики, следует различать сдерживающую и стимулирующую бюджетную политику.
Стимулирующая
бюджетная политика
Таким образом, можно сказать, что для того, чтобы комплексно решать стоящие перед государством определенные задачи, нужно правильно понимать сущность бюджетной политики, которая в свою очередь должна объединять все уровни бюджетной системы, начиная от поселения в составе органов местного самоуправления бюджета и заканчивая федеральным уровнем.
Только в случае единства бюджетной системы, можно успешно проводить в жизнь государственную бюджетную политику. Одновременно каждый уровень власти в стране формирует, в рамках общих требований, собственную бюджетную политику на основе территориального разделения полномочий по уровням бюджетной системы.
Глава 2 Бюджетная политика РФ на современном этапе
2.1 Анализ бюджетной политики за 2005-2008 гг.
В табл. 1 представлены основные параметры федерального бюджета РФ в 2006–2008 гг. В
связи с тем, что Министерство финансов РФ не опубликовало данных за январь-сентябрь, обзор
бюджетной сферы основан на данных публикуемых Казначейством РФ, которые приводятся с
лагом в два месяца.
За январь-август 2008 г. исполнение федерального бюджета, как по доходам, так и по расхо-
дам не принесло никаких сюрпризов, и вписывается в тенденции установившиеся после прези-
дентских выборов. Доходы федерального бюджета за январь-август 2008 г. установились на
отметке 24,4% ВВП. Данный уровень доходов бюджета является средним для последних трех
лет, и по прежнему выше, чем за аналогичный период 2007 г. (рис. 1).
Таблица 1
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Доходы | 23,5 | 23,9 | 24,4 | |
Расходы | 16,2 | 18,4 | 15,6 | |
Дефицит профицит | 7,4 | 5,5 | 8,7 |
Основные
параметры федерального
бюджета РФ в 2006–2008 гг.
(в % ВВП)
Источник: Министерство финансов РФ, расчеты ИЭПП.
Рассмотрим доходы федерального бюджета в разрезе основных доходных разделов (табл. 2).
По сравнению с январем-августом 2007 г. за аналогичный период 2008 г. вывозные таможен-
ные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль организаций увели-
чились на 1,6, 1,2 и 0,8 процентных пунктов ВВП соответственно. Эти статьи составляют 56%
от общего объема
поступлений в федеральный
Значительное отставание от показателя прошлого года в 1,1 п.п. ВВП продемонстрировал
налог на добавленную стоимость на товары и услуги, реализуемые на территории РФ. Однако
доля этого налога в общей массе налоговых поступлений составляет 12,8%, что не позволяет
падению поступлений по данному разделу существенно влиять на весь объем доходов феде-
рального бюджета.
Отметим, что в объемах поступлений от прочих налогов, акцизов и пошлин наблюдаются не-
значительные отклонения от значений прошлого года, не превышающие 0,05 п.п. ВВП.