Бюджет.
Главная функция
сектора государственного управления
– перераспределение созданного
в обществе продукта и предоставление
благ особого рода – общественных
благ.
Общественное
благо – особая вещь или услуга, характеризующаяся
следующими чертами:
- Нерыночный характер
ее предоставления
- Совместное создание
и потребление
- Неделимость и
неотчуждаемость в потреблении
- Неконкурентность
и неисключаемость.
(национальная оборона,
охрана правопорядка и т.д.)
Специфика этих благ,
их публичный характер обусловили
закрепление функции их создания
за особым субъектом (государство, муниципальные
образования), наделение их особыми
правами – правом обеспечивать согласованные
коллективные действия по созданию общественных
благ и формированию централизованного
фонда денежных средств как источников
финансирования этой деятельности.
Экономическим
условием созданием общественного
блага является бюджет.
Бюджет (публичные
финансы) – централизованный денежный
фонд, формируемый на том или ином территориальном
уровне для обеспечения функций и задач
соответствующих органов власти.
С
сущностной стороны
бюджет отражает экономические отношения
между государством, юридическими и физическими
лицами по поводу образованию и использованию
централизованных фондов денежных средств
в процессе распределения и перераспределения
части стоимости общественного продукта.
Бюджет
является основной функционирования
государства в
целом и его
административно-территориальных
образований.
Бюджет (утилитарный
смысл) – роспись государственных доходов
и расходов, приуроченная к определенному
периоду времени.
Этот подход отражает
в основных чертах современное содержание
бюджета, характеризует как многогранное
явление:
- Как инструмент,
позволяющий учесть все расходы и доходы
государства и установить пресильное
соотношение меду ними
- Как план государственных
расходов и предполагаемых для их покрытия
доходов, составленный на определенный
период времени, который формируется и
исполняется в установленном порядке
- Как юридически
оформленный документ, имеющий силу закона.
Бюджетное
планирование - форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций государства и местного
самоуправления. Бюджет – прежде всего
рассматривается со стороны источников
его формирования и тех форм, в которых
осуществляется движение денежных средств.
Это плановый документ, где в количественном
выражении отражается процесс формирование
доходов бюджета и финансирования
бюджетных обязательств, закрепленных
за конкретным уровнем власти, определяются
права и обязанности участников бюджетного
процесса.
Бюджет
как главный финансовый план страны
координирует и организует деятельность
всех участников хозяйственных связей.
Бюджет рассматривается и используется
государством как важнейший инструмент
финансового регулирования.
Бюджет
– объективно обусловленное звено финансовой
системы, особый сегмент экономических
отношений, связанный с формированием,
распределением и использованием централизованного
фонда денежных средств, предназначенных
для обеспечения функций государства
и местного самоуправления; это юридически
оформленный документ, имеющий силу закона;
важнейший инструмент финансового регулирования.
Бюджетное
устройство РФ.
Бюджетная
система РФ – это основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
РФ, регулируемая ее законодательством
совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов федерации, местных бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов.
Бюджетная
система основана
на ряде принципов:
- Принцип
единства бюджетной
системы РФ – единство бюджетного
законодательства, отчетности, документации,
санкций за нарушение законодательства
и т.д.
- Принцип
разграничения доходов,
расходов и источников
финансирования дефицитов
бюджетов между бюджетами
бюджетной системы
РФ.
- Принцип
самостоятельности
бюджетов.
- Право и обязанность
органов государственной власти и органов
местного самоуправления самостоятельно
обеспечивать сбалансированность соответствующих
бюджетов и эффективное их использование,
самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс.
- Право и обязанность
органов государственной власти и органов
местного самоуправления устанавливать
налоги и сборы, доходы от которых подлежат
зачислению в соответствующие бюджеты,
самостоятельно расходовать средства
- Недопустимость
установления расходных обязательств,
подлежащих исполнению за счет доходов
бюджетов бюджетных средств.
- Недопустимость
изъятия дополнительных доходов.
- Принцип
равенства бюджетных
прав субъектов РФ, муниципальных
образований.
- Принцип
полноты отражения доходов,
расходов и источников
финансирования дефицитов
бюджета.
- Принцип
сбалансированности
бюджета.
- Принцип
результативности и
эффективности использования
бюджетных средств.
- Принцип
общего (совокупного)
покрытия расходов бюджета.
- Принцип
прозрачности (открытости).
- Принцип
достоверности бюджета.
- Принцип
адресности и целевого
характера бюджетных
средств
- Принцип
подведомственности
расходов бюджетов.
- Принцип
единства кассы.
Бюджетная
классификация – группировка доходов,
расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов бюджетной системы
РФ и использования для составления и
использования бюджетов, составления
бюджетной отчетности, обеспечения сопоставимости
показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная
классификация доходов и расходов бюджетов,
источников финансирования дефицитов
бюджетов, а также операций публично-правовых
образований (классификация операций
сектора государственного управления).
Доходы
бюджетов.
Доходы
бюджетов – поступающие в бюджет
денежные средства, за исключением средств,
являющихся источниками финансирования
его дефицита.
Виды
доходов бюджетов:
- Налоговые
доходы – доходы от предусмотренных
законодательством федеральных налогов
и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, региональных
и местных бюджетов, а так же пеней и штрафов
по ним.
- Федеральные
налоги и сборы – налоги и сборы, которые
установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны
к уплате на всей территории РФ.
К ним относятся: налог на добавленную
стоимость, акцизы, налог на доходы физических
лиц, налог на прибыль организаций, налог
на добычу полезных ископаемых, водный
налог, сборы за пользование объектами
животного мира, за пользование объектами
водных биологических ресурсов, государственная
пошлина.
- Региональные
налоги – устанавливаются Налоговым
кодексом РФ и законами субъектов РФ о
налогах и обязательны к уплате на территории
соответствующих субъектов РФ.
К ним относятся: налог на имущество организации,
налог на игорный бизнес, транспортный
налог.
- Местные
налоги – установлены Налоговым кодексом
РФ и нормативно-правовыми актами представительных
органов муниципальных образований о
налогах и обязательны к уплате на территориях
соответствующих муниципальных образований.
- налоговые ставки
- порядок и срок
уплаты налогов
- налоговые льготы
- специальные налоговые
режимы
- Неналоговые
доходы – к ним относятся доходы от
использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности, после уплаты налогов и
сборов; доходы от продажи имущества (кроме
акций и иных форм участия в капитале,
государственных запасов драгоценных
металлов и драгоценных камней), находящегося
в государственной или муниципальной
собственности, после уплаты налогов и
сборов; доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, после налогов
и сборов предусмотренных законодательством;
средства, полученные в результате применения
мер гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности, в том числе
штрафы, конфискации, компенсации, а также
средства, полученные в возмещение вреда,
причиненного РФ, ее субъектам, муниципальным
образованиям, и иные суммы принудительного
изъятия; средства самообложения граждан;
иные неналоговые доходы.
К доходам бюджета
от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности относится:
- Доходы, получаемые
в виде арендной или иной платы за передачу
в возмездное использование государственного
и муниципального имущества, за исключением
имущества автономных учреждений, а также
имущества государственных и муниципальных
унитарных предприятий, в том числе казенных
- Средства, получаемые
в виде процентов по остаткам бюджетных
средств на счетах в ЦБ РФ и в КО
- Средства, получаемые
от передачи имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности
в залог, в доверительное управление (за
исключением имущества автономных учреждении,
государственных и муниципальных унитарных
предприятий, в т.ч. казенных)
- Плата за пользование
бюджетными кредитами
- Доходы в виде
прибыли, приходящейся на доли в уставных
капиталах хозяйственных товариществ
и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим
РФ, ее субъектам или муниципальным образованиям
- Часть прибыли
государственных и муниципальных унитарных
предприятий, остающаяся после уплаты
налогов и иных обязательных платежей
- Другие предусмотренные
законодательством РФ доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, за исключением
имущества автономных учреждений, государственных
и муниципальных унитарных предприятий,
в т.ч. казенных
Концессия
– договор на сдачу в эксплуатацию на
опр. условиях недр и участков земли предприятий
и других хозяйственных объектов, принадлежащих
государству или муниципалитетам.
- Безвозмездные
поступления
- дотации из других
бюджетов бюджетной системы РФ – межбюджетные
трансферты, предоставляемые на безвозмездной
основ без установления направлений и/или
условий их использования (образуют Федеральный
фонд финансовой поддержки субъектов
РФ)
- субсидии из других
бюджетов бюджетной системы РФ – межбюджетные
трансферты, предоставляемые бюджетам
субфедерального уровня в целях софинансирования
расходных обязательств, возникающих
при выполнении полномочий органов государственной
власти субъектов РФ по предметам их ведения
и предметам совместного ведения РФ и
ее субъектов, и расходных обязательств
по выполнению полномочий органов местного
самоуправления по вопросам местного
значения (Федеральный фонд софинансирования
расходов)
- субвенции из
федерального бюджета (и/или из бюджетов
субъектов РФ) - межбюджетные трансферты,
предоставляемые в целях финансового
обеспечения расходных обязательств,
возникающих при передаче полномочий
РФ органам государственной власти субъектов
РФ и/или органам местного самоуправления
(Федеральный фонд компенсаций)
- иные межбюджетные
трансферты из др. бюджетов бюджетной
системы РФ
- безвозмездные
поступления от физ. и юр. лиц, международных
организаций и правительств иностранных
государств, в т.ч. добровольные пожертвования
- налоговые доходы,
зачисляемые в бюджеты в соответствии
с бюджетным законодательством РФ и законодательством
о налогах и сборах
- неналоговые доходы,
зачисляемые в бюджеты в соответствии
с бюджетным законодательством РФ, законами
субъектов РФ и муниципальными правовыми
актами представительных органов муниципальных
образований
- доходы, полученные
бюджетами в виде безвозмездных поступлений,
за исключением субвенций
Расходы
бюджета.
Расходы
бюджетов – денежные средства, направленные
на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
Бюджетный кодекс РФ: расходы бюджета
– выплачиваемые из бюджета денежные
средства, за исключением средств, являющихся
источниками финансирования дефицита
бюджета.
Для бюджетов бюджетной
системы РФ едиными разделами
классификации расходов бюджетов являются:
- общегосударственные
расходы;
- национальная оборона;
- национальная безопасность
и правоохранительная деятельность;
- национальная экономика;
- жилищно-коммунальное
хозяйство;
- охрана окружающей
среды;
- образование;
- культура, кинематография,
СМИ;
- здравоохранение,
физическая культура и спорт;
- социальная политика;
- межбюджетные трансферты.
В целях
повышения результативности бюджетных
расходов, повышения самостоятельности
бюджетных учреждений при распоряжении
выделенными им бюджетными средствами
в РФ был введен ряд новаций, в
частности, выделение закрытого
перечня форм бюджетных ассигнований
и введение новых форм финансирования
государственных (муниципальных) услуг.
Бюджетные
ассигнования – предельные объемы
денежных средств, предусмотренных в соответствующем
финансовом году для исполнения бюджетных
обязательств.
- на оказание гос.
услуг (включая обеспечение обороны, безопасности,
правоохранительную деятельность);
- на исполнение
публичных обязательств.
Формы
бюджетных ассигнований:
- оказание гос.
услуг, в т.ч. ассигнования на оплату гос.
контрактов на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг для гос. нужд;
- соц. обеспечение
населения;
- предоставление
бюджетных инвестиций юр. лицам, не являющимися
гос. учреждениями;
- предоставление
субсидий юр. лицам (за исключением гос.
учреждениям), индивидуальным предпринимателям,
физ. лицам - производителям товаров, работ,
услуг;
- предоставление
межбюджетных трансфертов;
- предоставление
платежей, взносов, безвозмездных перечислений
субъектам международного права;
- обслуживание
гос. долга;
- исполнение судебных
актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным
образованиям о возмещении вреда, причиненного
гражданину или юр. лицу в результате незаконных
действий (бездействий) органов гос. власти,
органов местного самоуправления либо
должностных лиц этих органов.