Анализ сущности финансов и их функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Финансы - одна из центральных категорий науки финансового права, представляющая собой экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...................3
Глава 1. Экономическое содержание финансов……………………….……..........5
Глава 2. Функции финансов……………………………………………………….11
Глава 3. Финансовые ресурсы и финансовые фонды
2.1. Понятие, состав, виды, источники и основные направления использования финансовых ресурсов. ……………16
2.2. Понятие финансового фонда, его состав и признаки………………………..22
Глава 4. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов…………...26
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………...............40

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

    Еще один  путь - национальное имущество, которое  лишь частично входит  в состав финансовых ресурсов  через  выручку  от  реализации  государственного имущества и приватизации, от продажи ненужного  имущества  юридических  лиц, остатков  неиспользованных  финансовых  фондов,  созданных  в  прошлые  годы (бюджетные,   внебюджетные,   резервные,   экономического   стимулирования), выручка  от  реализации  бесхозного,  конфискованного   имущества,   возврат кредитов некоторыми странами-должниками.

    Объем финансовых  ресурсов в  первую  очередь   зависит  от  объема  ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и  от  масштаба цен, а также от  соотношения  отдельных  частей  общественного  продукта,  и прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем  больше  прибавочный, тем больше величина  финансовых  ресурсов).  Увеличение  финансовых  ресурсов также может происходить за  счет  увеличения  стоимости  основных  фондов  в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.

    Перечислим  факторы, влияющие на величину отдельных видов финансовых ресурсов:

1) На величину амортизации влияют: уровень амортизационных норм,  балансовая стоимость  основных  фондов,  соотношение  между  отдельными   элементами основных фондов.

2) Отчисления во внебюджетные фонды, т.к. они установлены в процентах от  ФОТ,  то зависят от величины ФОТ, ставок страховых взносов, уровня собираемости.

3) Прибыль зависит  от уровня рентабельности (издержек), объема  производства и реализации, структурных сдвигов и цены - как основного фактора.

4) Косвенные налоги  зависят от объема  облагаемого  оборота,  уровня  ставок косвенных налогов, собираемости (налоговой дисциплины) и уровня налоговых льгот.

    Огромный источник  финансовых ресурсов заключен  в полезных ископаемых.

    Кроме   того,   огромный    финансовый    потенциал    заключается    в высококвалифицированной  рабочей  силе,  однако   государство   не   создает благоприятных условий для ее экспорта, в  то  время  как  во  многих  других странах грамотно поставленный экспорт  рабочей  силы  значительно  пополняет государственную казну.

    Основные направления использования финансовых ресурсов:

    1. Расходы   (использование   финансовых   ресурсов   на   обеспечение воспроизводственного процесса - средства  коммерческих  предприятий). Сюда относятся: расходы на  финансирование  капитальных вложений,  затраты  на ремонт,   на   приобретение   нематериальных   активов,   восполнение недостатка  и  финансирование  прироста  оборотных  средств;  выплата премий работникам для стимулирования  труда;  предоставление  дотаций убыточным  предприятиям;  формирование  резервного   фонда;   выплата страхового возмещения  предприятиям  и  организациям,  финансирование НИОКР.

    2. Финансирование     социально-культурных     расходов.     Выплаты нетрудоспособным,  малоимущим,  финансирование   социально-культурных учреждений некоммерческого  типа;  страховые  возмещения  по  личному страхованию, выплачиваемые гражданам  страховыми  органами,  оказание материальной помощи, различные социальные льготы.

    3. Использование    финансовых    ресурсов    на    нужды    обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти.

2.2. Понятие финансового фонда, его состав и признаки

 

Формирование и использование  финансовых ресурсов осуществляется в  фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторым потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное производство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют следующие  черты:

- это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;

- в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;

- всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;

- имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования  и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды.

Бюджет - экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с  образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально - культурных нужд, нужд обороны и государственного управления [6, с. 184].

Внебюджетные  фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Основные виды внебюджетных фондов:

1) Фонд социального обеспечения.

Источники образования: страховые взносы предприятий и  организаций; средства государственного бюджета; доход от реализации путевок  и др.

Расходование происходит на:

а) выплату пособий:  по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; по уходу за ребенком и тому подобные.

б) финансирование санаторно-курортного обслуживания.

в) материальное обеспечение  деятельности профсоюзов.

2) Пенсионный фонд.

Задачи пенсионного  фонда:

а) сбор средств для  выплаты пенсий и пособий, а также  организация пенсионного дела.

б) участие в финансировании региональных программ.

Средства пенсионного  фонда образуются из следующих источников:

1) Страховые взносы, которые  платят все предприятия, независимо  от формы собственности.

2) Зарплата работника.

3) Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

4) Средства из вышестоящих  органов.

5) Взносы в добровольном  порядке.

 

3)Фонд обязательного медицинского страхования.

Этот фонд формируется  следующим образом:

1)взносы предприятий;

2)средства вышестоящих бюджетов;

3)безвозмездные взносы и пожертвования;

Порядок образования  и использования этих фондов регламентируется финансовым правом. В зависимости  от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические  и социальные, а в зависимости от уровня управления  - на государственные и региональные.

Экономические фонды - фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием. Социальные фонды - фонды, предназначенные для решения общественных вопросов.

Государственные фонды - фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды - на региональном уровне.

С помощью внебюджетных фондов можно:

- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

- обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

- оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в  ведении государственных органов  власти - центральных, республиканских  и местных.

Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое  и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Внебюджетные фонды  гарантируют целевое использование  ресурсов в полном объеме их поступления  и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. Внебюджетные фонды выполняют роль финансового резерва, к  которому прибегают органы государственной власти в случае затруднения. Поэтому, благодаря внебюджетным фондам, повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках финансовой системы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

 

Одной из особенностей финансов как теоретического понятия является то, что на протяжении многих веков представление о сущности финансов менялось. Сам термин «финансы» появился значительно позже тех отношений, которые он обозначает. Появление термина «финансы» в XIII-XV вв. было связано с толкованием его как денежного платежа. Позднее (с XVI по XIX вв.) финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием. Именно в этом значении слово «финансы» впервые появилось в русском языке, и наука о финансах в XIX веке в России преподавалась как правовая дисциплина, посвященная правовым нормам в области государственных доходов и расходов. Именно эта история появления термина «финансы» в нашей стране положила начало традиции, которая сохранилась и в настоящее время, определять финансы как систему императивных отношений, главным участником которых выступает государство. Императивность как главную отличительную черту финансов в рамках экономической, а не правовой науки, предложил рассматривать профессор Э.А. Вознесенский, который утверждал, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке.

И в настоящее время  многими авторами из Санкт-Петербурга (Б.М.Сабанти, Т.В.Брайчева, А.М.Ковалева и др.) называется признак императивности при характеристике финансовых отношений. Используя данный признак в рамках экономической науки, указанные авторы допускают противоречие, признавая одновременно объективный характер появления и развития финансовых отношений. Несмотря на то, что на практике многие финансовые операции регламентируются нормативными правовыми актами, их осуществление скорее определяется закономерностями развития экономической системы, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти, определенными правовыми актами.

Развитие капитализма  привело к тому, что денежные операции, и финансовые в том числе, начинают выходить за рамки государственных  доходов и расходов, и с XIX века в экономической литературе понятие «финансы» распространяется также на денежные операции отдельных компаний, фирм, банков. При этом допускается отождествление «банковского капитала» и «финансового капитала», или понятий «финансы» и денежной формы капитала (Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»). Такое толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка.

Разделение академической  и прикладной науки, характерное  для нашей страны, совсем не типично для зарубежных стран, особенно США. И там появление большинства научных экономических школ было связано с необходимостью решения конкретной экономической проблемы. Это предопределило рассмотрение финансов в зарубежной литературе в качестве средства решения конкретных экономических задач на макро- и микроуровне. Соответственно во многих современных зарубежных экономических словарях и учебной литературе финансы определяются как наука по управлению денежными потоками или рассматриваются как один из экономических инструментов государственного регулирования. Такой подход можно встретить и в отечественной научной и справочной литературе в 1920-1930-е годы.

Деньги, финансы, капитал  рассматривались классиками трудовой теории стоимости как неотъемлемые атрибуты капиталистической формации, тем не менее смена типа экономической системы в XX веке в нашей стране не привела к отмене денег и финансов, поэтому появилась необходимость объяснить данный парадокс, доказать объективный характер существования финансовых отношений. И с 1940-х годов отечественные экономисты начинают рассматривать финансы как экономическую категорию (табл. 2). Впервые определение финансов как системы экономических (производственных) отношений дал В.П.Дьяченко в монографии «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». Развитие данного представления о сущности финансов осуществлялось в рамках единственной признаваемой тогда трудовой теории стоимости, и в советской экономической литературе возникла дискуссия об области появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многообразия экономических отношений. Так, сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная.

                                                                                                           Таблица 2

Информация о работе Анализ сущности финансов и их функций