Анализ сущности финансов и их функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Финансы - одна из центральных категорий науки финансового права, представляющая собой экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...................3
Глава 1. Экономическое содержание финансов……………………….……..........5
Глава 2. Функции финансов……………………………………………………….11
Глава 3. Финансовые ресурсы и финансовые фонды
2.1. Понятие, состав, виды, источники и основные направления использования финансовых ресурсов. ……………16
2.2. Понятие финансового фонда, его состав и признаки………………………..22
Глава 4. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов…………...26
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………...............40

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

Экономисты Александров  А. М. и Вознесенский Э. А. исходили из того, что финансы и кредит, имея денежную форму и обеспечивая в общественном воспроизводстве распределительный процесс, представляют единую категорию «финансы в широком смысле слова». Академик Чантландзе понимал финансы еще в более расширенном смысле, включая в их состав банки, цены на товары, фондовые биржи, денежные рынки, золото, банкноты, векселя, ценные бумаги. А в узком смысле к финансам он относил лишь бюджетные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

 

Любая экономическая  категория проявляется в ее функциях. Именно функции выражают то главное  и специфическое, что характерно для конкретной экономической категории.

Профессор Вознесенский Э.А.  обратил внимание на различия между функциями и ролью экономической категории. Если через функции проявляется общественное назначение экономической категории, то роль экономической категории выражается в результатах ее практического использования. Роль экономической категории представляет собой форму выражения экономической политики государства, т.е. определенной организующей деятельности людей, практически использующих те или иные категории и законы, по которым развиваются экономические формации. Разные экономические категории могут обслуживать одни и те же процессы воспроизводства, не выходя за рамки своих специфических функций. Такая возможность возникает именно благодаря различиям между ролью и функциями экономических категорий. Так, например, процесс движения денег в обществе обеспечивается такими категориями, как цена, финансы, кредит, товар.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала [6, с. 7].

Субъектами  распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне - государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

Распределительная функция  проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих,  служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального  производства;

2) доходы предприятий  сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

- наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

- перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения  образуется вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Схема распределения национального дохода приведена в приложении.

Активно участвуя в распределении  и перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации  пропорций, возникших при первичном  распределении национального дохода, в пропорции его конечного  использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального  дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки  народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение  национального дохода происходит между  производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одна из важных задач  финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция  финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы  и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной  системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и  контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает  финансовая информация. Она заключена  в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Помимо распределительной  и контрольной функции финансы  выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту [6, с.8].

Итак, исследование экономической сущности финансов, выделение специфических черт и функций этой категории позволяет дать следующее определение: финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И ФИНАНСОВЫЕ ФОНДЫ

2.1. Понятие, состав, виды, источники и основные направления использования финансовых ресурсов

 

Финансовые ресурсы - доходы и поступления  субъектов  хозяйствования  и государства в лице его органов, которые используются  на  цели  расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей.  Именно  финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены  и других стоимостных  категорий.  Финансовые  ресурсы,  выступая  в  денежной  форме, отличаются  от  других  ресурсов.  Они  относительно  обособлены   в   своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении  увязки  финансовых ресурсов с другими ресурсами.

Финансовые ресурсы, их формирование и использование находит  отражение в сводном финансовом балансе РФ.

Сводный финансовый баланс РФ включает финансовые ресурсы трех источников (рис.1):

1) Ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация);

2) Средства, аккумулируемые бюджетной системой;

3) Средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных.

Субъектами финансовых ресурсов выступают: домохозяйства; предприятия, объединения, компании и т.д., владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами; государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.

Соотношение между ними определяется рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у  физических лиц, тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает увеличение поступлений финансовых ресурсов государству.

 

Рис. 1. Финансовые ресурсы

 

Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:

  1. децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования)
  2. централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов [8, с. 125].

Источники образования  государственных финансовых ресурсов представлены на рис. 2.

Рис. 2. Источники образования государственных финансовых ресурсов

 

Виды финансовых ресурсов - это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи.

В состав финансовых ресурсов входят:

1)  собственные средства:

- на уровне предприятий и домохозяйств - прибыль, зарплата, доходы домохозяйств;

- на уровне государства - доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;

  1. мобилизованные на рынке:

- на уровне предприятий и домохозяйств - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит;

- на уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

  1. средства, поступившие в порядке перераспределения:

- на уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами;

- на уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины) [8, с. 127].

      Финансы воздействуют  на  общественное  воспроизводство в   следующих направлениях:

    1) финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;

    2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

    3) финансовое  стимулирование экономики. 

    Различают  источники и виды финансовых ресурсов.  Существует  пять  случаев высвобождения финансовых ресурсов из себестоимости: при ускорении оборачиваемости; при сокращении производства; при сокращении запасов; при сокращении материалоемкости; в случае замены собственных средств заемными.

Существует четыре источника  финансовых ресурсов из заработной платы: налоги в бюджет и внебюджетные фонды; уплата страховых взносов; покупка ценных бумаг; хранение средств на счетах в банках.

    Прибыль же  выступает источником финансовых  ресурсов в полном  объеме.

Существует несколько  путей увеличения финансовых ресурсов:

1. Внешние займы - привлечение  финансовых ресурсов других государств.

2. Своеобразный источник  финансовых ресурсов - денежная  эмиссия.  Обращаясь к печатному станку, государство облагает нас незримым косвенным налогом.

Информация о работе Анализ сущности финансов и их функций