Анализ предпринимательских рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:58, реферат

Краткое описание

Законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой, то есть действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать.

Оглавление

Введение_______________________________________________________________________2
1. Риски и их виды в предпринимательстве__________________________________________3
2. Риски финансирования проекта__________________________________________________4
3. Страхование рисков и его значение_______________________________________________5
4. Бизнес-план и снижение предпринимательского риска______________________________6
5. Предприниматель и его роль в принятии эффективного решения______________________8
6. Анализ рисков современного торгового предприятия_______________________________9
Заключение____________________________________________________________________14
Список использованной литературы_______________________________________________15

Файлы: 1 файл

Анализ предпринимательских рисков.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     Первая  часть понимания взаимодействия прибыли и риска относится  к периодам становления новых  экономических отношений, новых  открытий, создания новых предприятий (фирм), занятия новыми видами деятельности, совершенствования товарной политики, улучшения ассортиментной структуры товарооборота.

     На  этапе ускоренного развития экономики  такое понятие риска несколько  утрачивает свою актуальность и возрастает роль эффективного управления риском.

     С начала 20-х гг. нынешнего столетия понятие «прибыли» ассоциируется  с понятием «риск» и «неопределенность». Задача предпринимателя состоит в том, чтобы оценить эту неопределенность и, используя инициативу, попытаться снизить ее и одновременно расширить область управляемого риска и тем самым добиться повышения шансов на получение высокой прибыли.

     Каждому виду хозяйственной деятельности присущи  свои риски, обусловленные назначением, целевыми установками, функциональными  зависимостями и особенностями  осуществления отдельных операций данного вида деятельности.

     Сущность  коммерческого риска определяется спецификой коммерческой деятельности, которая характеризуется как  целенаправленная деятельность, учитывающая  требования рынка и связанная  с поиском, выбором, продвижением товаров от производителей к потребителям и их реализацией.

     Чтобы свести неопределенность при осуществлении  коммерческой деятельности к минимуму, необходимо выбрать то ее направление  или тот вариант инвестирования, который позволит получить более высокие результаты. Эффект в данном случае можно рассчитать по следующим формулам:

     Эп = П/И, где П - прибыль, И - инвестиции;

     Эвк = П/Кв, где Эвк - эффективность вложения капитала, Кв - вложенный капитал;

     Эз = П/З, где Эз - эффективность затрат, 3 - затраты.

     Расчет  эффекта по этой методике представляет собой шаг в выборе оптимального варианта направления деятельности. Далее следует построение аналитических таблиц, позволяющих сравнить различные варианты реализации стратегии с учетом риска. Оптимальным будет тот вариант, который принесет предприятию более высокую прибыль, соответствующую разработанным прогнозным целевым ориентирам, с учетом вероятности получения прогнозируемой прибыли, скорректированной на риск.

     Пример. В первом варианте прогнозируемая прибыль 500 ден. ед., вероятность ее получения - 0,5, тогда прибыль, скорректированная на риск, составит 250 ден. ед. Во втором соответственно прогнозируемая прибыль будет равна 400 ден. ед., вероятность ее получения - 0,8, а прибыль, скорректированная на риск, составит 320 ден. ед.

     Таким образом, несмотря на то, что в первом варианте прогнозируемая прибыль более  высокая, оптимальным является второй вариант, где вероятность получения  прогнозируемой прибыли выше.

     Вероятность получения прибыли от осуществления  рискового проекта зависит от положения самого предприятия, осуществляющего рисковую деятельность, и его готовности идти на риск, от положения предприятий-конкурентов, от активности и эффективности деятельности партнеров и контрагентов на рынке.

     Готовность  предприятия идти на риск характеризуется следующими группами показателей: ликвидностью, платежеспособностью, рентабельностью, финансовой устойчивостью, коммерческой активностью.

     Путь преодоления неопределенности в рамках выбранного варианта стратегии - диверсификация риска в направлениях диверсификации деятельности; распределение риска между фирмами-участниками товародвижения; закупка необходимого товара у нескольких поставщиков, передача риска страховой компании.

     Коммерческая  деятельность торговых предприятий представляет собой совокупность отдельных коммерческих сделок. Известны следующие виды рисков, характерные для коммерческой сделки: риски, связанные с надежностью и положением поставщика на рынке; составлением договоров и формированием договорных обязательств (договорной риск); реализацией товаров на рынке (установлением продажной цены, определением времени продажи и т. д.); перевозкой товаров; платежеспособностью покупателя; колебаниями валютного курса; хранением товаров; организацией работы предприятия и отношением работников к сделке.

     Коммерческая  сделка может стать эффективной, если она удовлетворяет следующим  требованиям: приемлемые затраты, сроки  поставки и реализации; имеется явное  превосходство желаемых результатов  над нежелательными; она способствует всем известным ограничениям и увязана с прошлым и может быть продолжена в будущем.

     Формируя  стратегию торгового предприятия  по достижению определенных размеров прибыли, необходимо рассматривать  ее не как пассивно полученные доходы, а как результат завоевания. Прибыль, заработанная благодаря инициативе, является результатом инноваций, отсутствия страха перед риском, рационального использования средств, дальновидной политики в отношении задолженности.

     Зарубежные  специалисты выделяют четыре типа инноваций, порождающих прибыль. Применительно к торговому предприятию такими типами будут:

     1) реализация новых товаров, товаров  с более высокими качественными  характеристиками по сравнению  с ранее и ныне продававшимися  изделиями;

     2) освоение нового рынка;

     3) внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг, освоение новых источников поставки товаров;

     4) организационно-управленческие новшества.  При наличии инноваций первого  типа прирост прибыли обеспечивается  одновременным расширением объема  реализации и более высокой нормой прибыли в цене нового товара.

     Второй  тип инноваций не сопровождается ростом нормы прибыли (а возможно даже снижением ее), но создает условия  для увеличения массы прибыли  благодаря росту товарооборота.

     Третий  тип инноваций требует тонкого выбора одной из следующих стратегий: либо снизить цену при снижении себестоимости производства и реализации товара в расчете на такое увеличение продаж (при эластичности спроса на товар по цене выше 1), которое позволит увеличить массу прибыли; либо не изменять цену продаж, тогда прибыль возрастет благодаря увеличению нормы предпринимательского дохода (при эластичности ниже 1).

     Результатом внедрения инноваций в организационно-управленческой сфере должен стать рост производительности труда, ускорение оборачиваемости запасов, повышение эффективности использования всех ресурсов, снижение издержек обращения.

     При принятии решения об инвестициях  необходимо определить возможную прибыль, т. е. ожидаемую прибыль, которая  служит измерителем целесообразности такого шага. Результатом инвестиционных проектов может выступать краткосрочная и долгосрочная ожидаемая прибыль.

     Инвестиционные  расходы бывают разными. Это вложения в здания, сооружения, оборудование, в товарные запасы и другие проекты, позволяющие добиться расширения и улучшения данного вида деятельности, освоения нового рынка или другого вида деятельности. Инвестирование в основном рассчитано на длительный период, более чем на год. Обычно краткосрочная прибыль совсем невелика, поскольку в начале деятельности предприятие (фирма) сталкивается с трудностями завоевания рынка, наращивания объемов реализации и т. п., однако пренебрегать краткосрочной прибылью нельзя.

     Для оценки эффективности инвестиционных проектов могут быть использованы различные  методы расчетов:

     1) метод сравнения издержек (более низкие затраты по осуществлению двух в основном равнозначных проектов и будут представлять эффективность инвестиций);

     2) метод сравнения прибылей (в итоге  трансформируется, по сути, в первый метод, поскольку получение прибыли от инвестиций есть в некоторой степени неопределенность);

     3) сравнение рентабельности;

     4) статистический расчет амортизации  позволяет выявить на основе  исчисленной прогнозной величины  амортизации эффективность инвестиционных  проектов, связанных с приобретением основных средств. Инвестиции считаются выгодными, если время амортизации вложенного основного капитала меньше общего срока эксплуатации основного капитала. При прогнозе дохода от инвестиций целесообразно определять его не только на краткосрочный, но и долгосрочный период.

     Совокупную  прибыль в долгосрочном периоде  нельзя рассчитывать как простое  суммирование ожидаемой прибыли  по годам, поскольку реальная прибыль в разные годы представляет собой разные величины даже в том случае, если стоимость денежной единицы стабильна. Сумма прибыли, полученная сегодня, больше такой же суммы, полученной позднее. При неполучении прибыли немедленно теряются как минимум проценты, которые можно было бы получить, если бы эти деньги были вложены в дело. Таким образом, сумма полученных впоследствии денежных средств меньше нынешней на величину банковской учетной ставки. Прибыль по разным годам можно суммировать только в том случае, если она измерена в одних единицах.

     Выводы:

     1. Необоснованный риск, как правило,  оказывает отрицательное влияние на качество проекта и его осуществление.

     2. Необоснованный риск в некоторых  случаях может соблазнить предпринимателя  принять проект к реализации  и на первом этапе получить  счастливый исход.

     3. В экономической литературе недостаточно  разработаны методы и критерии оценки предпринимательского риска применительно к конкретным ситуациям и видам деятельности.

     4. В рыночных отношениях процессы  производства, потребления, кооперирования, обращения продукции ориентируют  предпринимателей на соответствующее поведение в условиях неопределенности и риска. Удачные решения вознаграждают предпринимателя хорошей прибылью, а неудачные - банкротством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Получение прибыли предпринимателю не гарантировано  вознаграждением за затраченное им время, результатом деятельности может оказаться как прибыль, так и убытки.                                                                                    

       Существуют объективные и субъективные  причины и факторы, влияющие  на появление рисков при осуществлении предпринимательской деятельности, так как заранее нельзя просчитать влияние всех факторов на конечные результаты деятельности, а в процессе работы многие факторы могут непредсказуемо изменяться. Поэтому предприниматель может нести потери на всех стадиях жизненного цикла фирмы, на всех этапах воспроизводственного процесса.  Появление предпринимательского риска имеет объективную основу из-за неопределенности воздействия внешней среды по отношению к предприятию. Внешняя среда включает объективные экономические, социальные, политические и другие условия, в рамках которых осуществляется деятельность и к изменению которых организация вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации для предпринимателя вызвана тем, что она зависит от множества переменных.  Устранить неопределенность будущего в предпринимательской деятельности невозможно, так как она является элементом объективной действительности. Риск присущ предпринимательству.                            

     Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии.  Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации. Классификация риска представляет собой его распределение на категории, виды и подвиды, группы и подгруппы.                             Эффективное осуществление предпринимательской деятельности в современных условиях невозможно без специальных методов анализа и управления рисками. Принимая какое-либо решение, предприниматель обычно осознает и пытается просчитать ту степень риска, которая возможно повлияет на исход принимаемого решения. Управление рисками это специфическая область менеджмента, требующая знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности и т.д. Для того чтобы разработать программу минимизации предпринимательских рисков, необходимо первоначально выявить потенциально возможные риски и оценить их уровень. Классифицировать риски, возникающие в процессе производственной деятельности, можно на основе различных признаков. Наибольшие затруднения, как правило, возникают при классификации именно внутренних предпринимательских рисков, так как внешние риски затрагивают почти все организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ предпринимательских рисков