Анализ особенностей влияния инфляции на бюджетную политику Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование инфляции в современных условиях; а также поиск методов борьбы с ней.

Таким образом, задачами дипломной работы является:

Изучение сущности инфляции;
Анализ инфляции 2005 и 2006 годов;
Определение путей преодоления инфляции.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты инфляции ……………………………………..5

Сущность и структура инфляции ……………………………………..5
Виды инфляции ………………………………………………………..7


Глава 2. Особенности проявления инфляции в современной России ……….11

2.1 Анализ инфляционных процессов в условиях современной России ……………………………………………..……………………………….11

2.2 Оценка влияния инфляции на бюджетную политику ……………...16


Заключение ………………………………………………………………………25


Список литературы ……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

инфляция.doc

— 220.00 Кб (Скачать)
 

     В то же время относительно тенденции  роста цен на регулируемые платные  услуги в долгосрочной перспективе сохраняется неопределенность.

Давление  монополий в направлении дальнейшего  роста тарифов, в условиях высоких  цен на топливо на мировых рынках, скорее всего сохранится. Раньше и  монополии, и правительство ориентировались  здесь на долгосрочный уровень цен в 20 долл./барр., который вряд ли соответствует текущим ожиданиям экономических агентов — длительный период повышательной динамики на нефтяном рынке формирует ожидания более высокого среднесрочного уровня цен — 30–35 долл./барр.

     И если при среднем ожидаемом уровне цен на нефть в 20 долл./барр. "Газпром" ориентировался на рост цен на газ до 40 долл./тыс. куб. м, то в условиях повышения цен на топливо на мировых рынках нынешний ориентир газового монополиста составляет примерно 60 долл./тыс. куб. м. Средние текущие цены реализации газа остаются ниже этого уровня примерно на 30%. Если взять за вероятный ориентир роста цен на газ сближение "внутренних" цен на него с соответствующим уровнем в других странах с учетом ППС, то увеличение цен может быть и больше. По нашей оценке, в 2005 г., с учетом разницы в ППС между Россией и США, цены на газ в РФ для предприятий были ниже в 2.6 раза, а для населения — в 5.6 раза. Несколько лучше в этом смысле обстоят дела в электроэнергетике, поскольку здесь цены, с учетом ППС, для отечественных предприятий уже близки к соответствующему уровню цен в США, а соответствующий разрыв в ценах для населения составляет около 30%.

     В предлагаемых правительством мерах  эта проблема осталась за рамками  обсуждения. И если в 2006 г., скорее всего, правительство будет достаточно жестко контролировать повышение цен на газ, то в долгосрочной перспективе неопределенность относительно роста тарифов в данной сфере остается. Хотя нельзя исключить, что жесткость тарифной политики может сохраниться до завершения очередного выборного цикла в 2008 г.  

Таблица 3. - Цены на газ в России и США, долл./тыс. куб. м 

  2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 . 2005 г. (оценка)
Цены  в США
Цена  импорта 140.6 157.7 112.1 184.0 206.8 226.4
Цена  для промышленности 158.4 186.5 143.1 206.8 228.9 284.8
Цена  для населения 276.2 342.8 280.8 338.9 382.3 480.5
Цены  в России
Цена  для промышленности* 13.2 15.0 19.2 23.6 30.2 37.6
Цена  для населения* 8.1 9.7 12.7 16.1 20.6 27.7
Средняя внутренняя цена "Газпрома"** н.д. н.д. 15.2 19.0 23.4 30.7
* — С акцизом без НДС. 
** — По данным компании.
 
 

     Достаточно  низкий уровень базовой инфляции в 2005 г. (3–4%, что является самым низким показателем для постсоветского периода) ставит под сомнение возможность  дальнейшего активного использования механизмов денежно-кредитной политики в качестве антиинфляционного инструмента.

Отрицательные реальные процентные ставки по рублевым инструментам (в последние два  года — на уровне -6–7%) не стимулируют  сберегательную активность. Склонность к сбережениям после августа 1998 г. колеблется около значения 5% (за исключением периода банковского кризиса 2004 года). Сохранение на протяжении последних трех лет существенных темпов роста цен формирует высокие инфляционные ожидания. По нашим оценкам, инфляционные ожидания носят инерционный характер и превышение темпами инфляции установленных ориентиров приводит к "автоматическому" росту ожидаемой инфляции и сохранению высокой склонности к потреблению. Возможно ли за счет ожиданий значительной прибыли на рынке капитала стимулировать сберегательную активность, пока остается неясным. Кроме того, политика Банка России концентрируется на денежном и кредитном рынках, а не на рынке капитала, где деятельность банков по-прежнему законодательно ограниченна. В этих условиях наиболее значимыми в краткосрочной перспективе могут оказаться меры по стимулированию банковских сбережений; хотя не стоит забывать и об усилении кредитной деятельности банков в работе с населением, которая в ближайший период может оказать на сберегательную активность прямо противоположный эффект.

     Влияние денежной политики Банка России на стимулирование сбережений оказывается  более значимым для высокодоходных слоев населения. Численность сберегательно-активного  населения, а также характер его предпочтений в данной области пока остаются за рамками официальной статистики. Поскольку инфляционное воздействие роста цен на платные услуги для высокодоходных категорий граждан ниже, чем для прочих, то и инфляция здесь более низка. Росстат разделяет население в соответствии с уровнем подушевого дохода на десять групп. К активно сберегающим категориям населения можно в полной мере отнести население девятой и десятой групп данной классификации, которые, по нашей оценке, получали в 2005 г. доходы, близкие к среднему уровню. Эти категории населения могут позволить себе сбережения в размере 1–2 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи. При этом 68% сбережений приходится на 15% населения, у которых средний объем сбережений на одного члена семьи составляет около 20 тыс. руб., или около 240 тыс. руб. в год. В таких условиях на рост сберегательной активности населения вполне может оказать влияние повышение гарантированной суммы по депозитам в банках, участвующих в системе страхования вкладов, до 200 тыс. руб.

     Для стимулирования сбережений в банковском секторе важно сохранение стабильного  курса рубля и ставок по рублевым срочным депозитам. В последние  три года укрепление курса рубля  способствовало значительной "девалютизации" депозитов: отношение объема валютных депозитов к безналичным деньгам снизилось с 40% в сентябре 1998 г. до 24–25% в конце прошлого года. При этом разрыв между средней ставкой по депозитам (без учета депозитов до востребования) и уровнем инфляции для сберегающей десятой группы населения уменьшался. В условиях "привязки" курса рубля к динамике "евро/доллар" Банк России в своей курсовой политике ориентируется на изменение соотношения валют на мировом рынке. В прошлом году средний курс евро к доллару снизился на 1% (год назад — на 9.9%), в результате чего темп укрепления рубля к доллару замедлился — средний курс укрепился всего на 1.7% (год назад — на 6.1%), а курс "декабрь к декабрю" снизился на 3.7% (против роста на 7% год назад), и, таким образом, тенденция к дальнейшему номинальному укреплению курса рубля оказалась под вопросом. Следствием этих процессов явилось замедление темпов "девалютизации" депозитов: отношение объема валютных депозитов к безналичным деньгам в течение всего года оставалось на уровне 24–25% (такое же соотношение имело место и в 1997 г.). Курсовая динамика может повлиять на дальнейшую "девалютизацию" депозитов и нейтрализовать негативное воздействие роста ставок по долларовым депозитам.

     Однако  основной целью укрепления курса  рубля в 2006 г. должно стать противодействие  росту инфляции для сберегающей группы населения. По оценке, для стабилизации инфляции для этой категории потребителей на уровне 8.5% может потребоваться 5%-ное укрепление среднего номинального курса.

Таблица 4. - Условия сбережения, инфляция и валютизация депозитов, % 

  2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 .
Изменение курса рубля к доллару (среднее  значение, "+" — девальвация, "-" — укрепление) 14.1 3.8 7.5 -2.3 -6.1 -1.7 -0.9
Ставки  по депозитам в валюте, % годовых 19.5 10.4 10.8 9.6 7.7 7.0 7.5
Ставки  по депозитам в рублях*, % годовых н.д. н.д. 12.0 11.0 9.6 8.5 8.3
Инфляция  для 10-й группы населения 21.1 18.0 15.6 12.7 10.8 8.1 8.9
Темп  роста цен на платные услуги 33.8 37.1 36.3 22.3 17.8 21.1 19.0
Валютизация депозитов населения 32.8 33.7 38.0 30.2 25.9 25.0 н.д.
* — Без учета депозитов до  востребования.
 
 

     Для оценки влияния на инфляцию бюджетной  политики было рассмотрено влияние  на темпы роста цен вариации распределения  увеличения бюджетных расходов на текущие  и инвестиционные — в рамках соответствующих сценариев высоких (50 долл./барр. в 2006 г. и 45 долл./барр. в 2007 г.) и умеренных (40 долл./барр. в 2006 г. и 35 долл./барр. в 2007 г. — сценарий "МЭРТ-2") цен на нефть.

     Реализация  прогноза умеренных цен на нефть, на основании которого рассчитаны параметры бюджета-2006, не оставляет возможности для осуществления дополнительных расходов без увеличения цены отсечения. Однако в случае реализации сценария высоких цен, который с учетом конъюнктуры, складывающейся на мировом рынке в начале 2006 г., становится наиболее вероятным, объем дополнительных доходов федерального бюджета в 2006 г. составит около 530 млрд. руб. Из этих доходов 280 млрд. руб. будут подлежать перечислению в Стабилизационный фонд, а остальная сумма может быть направлена на дополнительные по сравнению с планом расходы, что, учитывая складывающиеся в бюджетной политике тенденции, весьма вероятно.

     Использование дополнительных доходов бюджета  в 2006 г. на финансирование текущих расходов, по оценке, приведет к повышению  инфляции на 0.5–0.6%, а на инвестиционные цели — на 0.2–0.3%. Таким образом, при том что инфляция в 10% в базовом сценарии на 2006 г. весьма вероятна, фактор дальнейшего увеличения бюджетных расходов, особенно на текущие цели, может поставить под угрозу сохранение понижательного тренда инфляции.

     Предлагаемое  Минфином изменение в 2007 г. правил формирования Стабфонда по сути означает, что  только поступления в бюджет от доходов, не связанных напрямую с ценами на нефть и газ, включая экспортные пошлины и НДПИ на нефть, могут использоваться для финансирования расходов бюджета. В случае реализации сценария, предусматривающего снижение в 2007 г. среднегодовой цены на нефть до 35 долл./барр. ("МЭРТ-2"), объем экспортных пошлин на нефтепродукты и газ составит 388 млрд. руб. Дополнительное изъятие в Стабфонд средств от экспортных пошлин на нефтепродукты и газ будет равнозначно снижению цены отсечения с 27 до 19–20 долл./барр., т.е. до уровня, применявшегося в 2004–2005 гг. Перечисление в Стабфонд доходов от экспортных пошлин на газ и нефтепродукты существенно сузит возможности бюджета по финансированию непроцентных расходов как в сценарии высоких, так и умеренных цен на нефть. По нашей оценке, в обоих сценариях объем непроцентных расходов в 2007 г., которые могут быть профинансированы бюджетом, составляет менее 16% ВВП. Это означает, что профинансировать уже утвержденный рост социальных обязательств бюджета можно будет, только сократив остальные расходы1 — или перейдя к дефицитному бюджету без учета Стабфонда. Соответственно, возможный антиинфляционный эффект этой меры будет "оплачен" либо разбалансированностью бюджета, либо ростом социальной напряженности.

     Таблица 5. - Параметры федерального бюджета в 2006–2007 гг.

  2006 г. 2007 г.
Закон о бюджете Высокие цены на нефть Средние цены на нефть (сценарий "МЭРТ-2") Высокие цены на нефть
при сохранении действующего порядка при увеличении отчислений в Стабфонд при сохранении действующего порядка при увеличении отчислений в Стабфонд
млрд. руб.
Доходы 5046 5580 5182 5182 5803 5803
 Доходы, подлежащие перечислению в Стабфонд 857 1138 474 862 961 1441
 Остальные  доходы 4189 4443 4708 4320 4842 4362
Расходы 4270 4443 4708 4320 4842 4362
 Процентные 203 179 181 181 181 181
 Непроцентные 4068 4264 4527 4139 4661 4181
Профицит 776 1138 474 862 961 1441
% ВВП
Доходы 20.7 22.7 19.5 19.5 21.2 21.2
 Доходы, подлежащие перечислению в Стабфонд 3.5 4.6 1.8 3.2 3.5 5.3
Остальные доходы 17.2 18.1 17.8 16.3 17.7 16.0
Расходы 17.5 18.1 17.8 16.3 17.7 16.0
Процентные 0.8 0.7 0.7 0.7 0.7 0.7
 Непроцентные 16.7 17.3 17.1 15.6 17.0 15.3
Профицит 3.2 4.6 1.8 3.2 3.5 5.3
Справочно:
Цена  нефти Urals для расчета доходной части  бюджета, долл./барр. 40 50 35 35 45 45
ВВП, млрд. руб. 24380 24598 26526 26526 27334 27334

Информация о работе Анализ особенностей влияния инфляции на бюджетную политику Российской Федерации