Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:07, доклад
Французский мыслитель и просветитель, врач. Первым во Франции изложил систему
механического материализма и сенсуализма. В сочинении "Человек-машина" (1747)
рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому
механизму.
ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ ЛАМЕТРИ (1709-1751)
Французский мыслитель и просветитель, врач. Первым во Франции изложил систему
механического материализма и сенсуализма. В сочинении "Человек-машина" (1747)
рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому
механизму.
Ламетри издает книгу "Человек-машина", которая, хотя и
помечена 1748 годом, фактически поступила в продажу в августе 1747 года
Трудно назвать книгу, которая в середине XVIII века вызвала бы такую бурю
негодования среди защитников традиционного мировоззрения, какую вызвала
"Человек-машина", и трудно назвать другое произведение этого периода, которое
сразу, по выходе в свет, получило бы такую общеевропейскую известность.
В знаменитом труде Ламетри человек действительно трактуется как машина, хотя и
достаточно сложная "Человек настолько сложная машина, - пишет Ламетри, - что
совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а следовательно, дать
точное определение" Тем не менее, считает он, в человеке все устроено
механически "Остановимся подробнее, - пишет он, - на этих пружинах человеческой
машины Все жизненно свойственные животным естественные и автоматические движения
происходят благодаря их действию Действительно, тело машинально содрогается,
пораженное ужасом при виде неожиданной пропасти, веки, как я уже говорил,
опускаются под угрозой удара, зрачок суживается при свете в целях сохранения
сетчатой оболочки и расширяется, чтобы лучше видеть предметы в темноте, поры
кожи машинально закрываются зимой, чтобы холод не проникал во внутренность
сосудов нормальные функции желудка нарушаются под влиянием яда, известной дозы
опиума или рвотного, сердце, артерии и мускулы сокращаются во время сна, как и
во время бодрствования, легкие выполняют роль постоянно действующих мехов"
Духовное, идеальное и т д , считает Ламетри, это выдумки теологов Душа - это
"лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи и которым
здравый ум может пользоваться лишь для облачения той части наше го организма,
которая мыслит" Что касается сути мышления, то мысль, согласно Ламетри,
представляет собой только "способность чувствовать" и "мыслящая душа есть не что
иное, как чувствующая душа, устремленная на созер цание идей и на рассуждение"
Вместе с тем при всем своем натурализме и механицизме Ламетри придает
значение образованию "Если организация человека, - пишет он, - является первым
его преимуществом и источником всех остальных, то образование представляет собой
второе его преимущество Без образования наилучшим образом организованный ум
лишается всей своей ценности, так же как отлично созданный природой человек в
светском обществе ничем не отличался бы от грубого мужика"
Но машина тем и отличается от человека, что ее не надо образовывать И если бы
человек был машиной, то образование не могло бы поменять его натуры, и он
оставался бы "образованной машиной"
Ламетри выступал против декартовского положения, что животные лишены какой-либо
чувствительности, считая, что все живые существа обладают одинаковой
способностью чувствовать, и это характерно не только для человека, но и для всех
животных Этот взгляд он развивает в книге "Человек-машина" Хотя название
произведения указывает на механистический подход к проблеме человека, по своей
сути взгляды Ламетри были далеки от понимания человека лишь как особого рода
механизма Человек, согласно Ламетри, существенно отличается от механических
устройств, так как он машина особого рода, способная чувствовать, мыслить,
отличать добро от зла "Человеческое тело - это заводящая сама себя машина, живое
олицетворение беспрерывного движения" Человек - это часовой механизм, который
заводится не механическим способом, а посредством поступления в кровь
питательного сока, образующегося из пищи Этот питательный сок Ламетри называет
"хи-ласом"
Хотя Ламетри сравнивает человеческое тело с часами, он полагает, что
человеческий организм продолжает действовать и после поломки, то есть в
результате заболевания Таким образом, "человек-машина" для Ламетри - это
"человек-животное", являющееся единым материальным существом, существом
органического мира