Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:21, реферат
Стремление к последовательно материалистическому решению проблемы человека получило яркое выражение в сочинениях Ламетри, Дидри и Гельвеция. Лейтмотивом их философской антропологии является положение о материальном единстве человека, теснейшей зависимости ”способностей души”, всех психических процессов, начиная с ощущения и кончая мышлением, от нервной системы и мозга, от состояния ”телесной субстанции”. В соответствии с такой точкой зрения смерть тела рассматривалась как причина прекращения всей психической деятельности человека, как естественное и закономерное завершение земной жизни, единственно возможной и реальной.
Введение
Понятие смерти
Жизнь после смерти (религиозная точка зрения)
Жизнь после смерти (научная точка зрения)
Заключение
Список литературы
3. Жизнь после смерти (научная точка зрения)
Несмотря на распространенность идей о жизни после смерти, далеко не всегда официальная медицина принимает ее на веру. Так, например, известный врач-реаниматолог Николай Губин предпринял целое научное исследование, опровергающее посвященный этой проблеме труд Р. Моуди. В частности, он считает, что потеря тех пресловутых 60-80 граммов веса, «которые в наукообразных статьях называют весом души, покинувшей после агонии тело», происходит во время агонии и вызвана полным сжиганием АТФ и истощением митохондрий клеток.
А вот английские ученые считают, что сознание не зависит от работы головного мозга. Доктор Сэм Парниа и его коллеги из Саутгемптонского госпиталя опросили 63 человека, выживших после остановки сердца. Большинство пациентов ничего не помнили о периоде бессознательного состояния. Однако четыре человека рассказали об ощущениях «после смерти». Они испытывали чувство умиротворения и радости, ускорения времени, видели яркий свет, входили в другой мир. Некоторые пациенты говорили о потере ощущения своего тела. Авторы исследования предполагают, что мозг необходим для демонстрации разума, как телевизор - для преобразования электромагнитных волн в изображение.
Другие ученые проводят аналогию между моментом умирания и опытом появления на свет ребенка. «Возможно, что мы впервые знакомимся со смертью в момент рождения. Мало кому из людей доводится еще раз пережить такое опасное и страшное путешествие, какое он проделал, выходя из десятисантиметровых родовых путей. Мы никогда, наверное, в точности не узнаем, что происходит в это время в сознании ребенка, но, вероятно, его ощущения напоминают разные стадии умирания». В таком случае перед исследователями встает закономерный вопрос: не являются ли предсмертные видения трансформированным переживанием родовой травмы, естественно, с наложением накопленного житейского и мистического опыта?
Опыт научного обобщения психологических (или, скорее, парапсихологических) феноменов, происходящих с человеком после исчезновения всех признаков жизнедеятельности, был впервые опубликован в авторитетном британском журнале The Lancet.
Исследование, послужившее
основой для написания
Воспоминания других пациентов проверить оказалось намного сложнее, так как от 8 до 12 процентов людей, участвовавших в исследовании, рассказывали о прохождении через туннель, в конце которого виднелся свет, об общении с умершими родственниками и друзьями. Правда, в отдельных случаях люди сначала говорили, что испытывали подобные переживания, а потом от своих слов отказывались. Были и противоположные примеры, когда о подобных «посмертных» разговорах пациенты после выписки рассказывали своим близким, а исследователям говорили, мол, ничего не помнят.
Утверждать, что данное исследование дает окончательные ответы на вопрос, действительно ли наше сознание является результатом нейрофизиологической активности мозга или же оно способно существовать вне своей физической сущности, никто не берется. «В нас очень сильна понятная и естественная потребность верить, что мы переживем свою физическую смерть и воссоединимся со своими близкими», — замечает в предисловии к статье Кристофер Френч, директор Центра аномальных психологических исследований при британском колледже Голдсмита. Поэтому выдать желаемое за действительное можно и без злого умысла. И тем более данное исследование имеет мало общего с подтверждением или опровержением существования Бога и души.
Тем не менее
факт существования определенных психологических
процессов, происходящих с некоторыми
людьми во время клинической смерти, опровергать
никто не пытается. Те, кто пережил опыт
«посмертного» общения, отмечают значительные
изменения в своей личности. И по их собственным
оценкам и по мнению окружающих, они становятся
гораздо более терпимыми, любящими, альтруистичными.
А вот у перенесших клиническую смерть,
но опыта «потустороннего» общения не
сохранивших, подобных изменений не наблюдается.
Заключение.
Смерть есть явление жизни, она еще по эту сторону жизни, она есть реакция жизни на требование конца во времени со стороны жизни. Смерть есть явление, распространяющееся на всю жизнь. Жизнь есть непрерывное умирание, изживание конца во всем, постоянный суд вечности над временем. Жизнь есть постоянная борьба со смертью и частичное умирание человеческого тела и человеческой души.
Изучение смерти имеет ключевое значение для осознания психических
процессов. Без близкого знакомства с переживанием смерти и процессом
смерти-возрождения невозможно понять религию, мистику, шаманизм, мифологию.
Согласно различным мистическим школам, люди, пережившие смерть или
смертельную опасность и возвратившиеся к жизни, называются дважды
рожденными. Соприкосновение со смертью изменяет отношение к ней независимо
от того, является ли данное соприкосновение чисто символическим или же
происходит в действительности, например, в результате несчастных случаев либо в ходе событий, приводящих к реальной клинической смерти.
Время и пространство смертоносны, они порождают разрывы, которые являются частичным переживанием смерти. Когда во времени умирают и исчезают человеческие чувства, то это есть переживание смерти. Когда в пространстве происходит расставание с человеком, с домом, с городом, с садом, с животным, сопровождающееся ощущением, что, может быть, никогда их больше не увидишь, то это есть переживание смерти. Смерть наступает для нас не только тогда, когда мы сами умираем, но и тогда уже, когда умирают наши близкие. Мы имеем в жизни опыт смерти, хотя и не окончательный.
В
моем реферате я попыталась отразить
несколько точек зрения на феномен
«Жизни после смерти». Так же, опираясь
на работу Раймонда Моуди «Жизнь после
жизни», я привела несколько рассказов
людей побывавших в клинической смерти.
Конечно, в данный момент нельзя окончательно
утверждать есть или нет жизнь после смерти,
но я думаю, что в будущем человечество
разгадает и эту загадку природы. Пока
же нам остается только гадать, что же
там «за гранью». Думаю , что рано или поздно
все мы об этом знаем. В заключение приведу
слова доктора философии Раймонда Моуди:
"я не стремлюсь «доказать» что есть
жизнь после смерти. И я, вообще, не думаю,
что такое «доказательство», действительно,
возможно."
Список
литературы.