Взгляды И.А. Ильина и И.Солоневича на историю России и ее будущее

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о специфике русской философии в настоящее время получил особую актуальность, поскольку проблема специфики русской философии уходит своими корнями в осмысление особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания и в исследование взаимодействия России и Европы, в особенности великими мыслителями конца XIX - начала XX веков, как двух совокупностей огромного религиозного, культурного наследия человечества.

Оглавление

Введение 3
1. «Русская идея» в трудах Н. Бердяева и С.Франка.
1.1. Русская идея как характеристика национального самосознания и культуры (С.Л.Франк и Н.А. Бердяев о русской идее). 5
1.2. Характер и особенности русского мировоззрения
в экзистенциальной онтологии С.Л.Франка 6 1.3. «Русская идея» Николая Бердяева. 10
2. Взгляды И.А. Ильина и И.Солоневича на историю России
и ее будущее .
2.1. Взгляды Ильина И.А. на русскую философию. 15
2.2. «Русская философия» в понимании И. Солоневича. 20
Заключение 23
Литература

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Взгляды Ильина И.А. на русскую философию.

Первоначально Ильин приобрел известность как исследователь философии Гегеля. Впоследствии он разрабатывает собственное учение, в котором продолжает традиции русской духовной философии. Анализируя современное общество и человека, Ильин считает, что их основной порок состоит в “расколотости”, в противопоставлении ума сердцу, разума чувству.

Выдающийся вклад Ильин внес в разработку русской национальной идеологии. В своем докладе “Творческая идея нашего будущего”, сделанном в Белграде и Праге в 1934, он формулирует назревающие проблемы русской национальной жизни. «Мы должны сказать всему остальному миру, - заявлял он, - что Россия жива, что хоронить ее — близоруко и неумно; что мы — не человеческая пыль и грязь, а живые люди с русским сердцем, с русским разумом и русским талантом; что напрасно думают, будто мы все друг с другом “перессорились” и пребываем в непримиримом разномыслии; будто мы узколобые реакционеры, которые только и думают сводить свои личные счеты с простолюдином или “инородцем”.

Главное — воспитание в русском народе национального духовного характера. Из-за его недостатка в интеллигенции и массах Россия рухнула от революции. “Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера. Это воспитание может быть только национальным самовоспитанием, которое может быть проведено самим русским народом, то есть его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой”.

В работах Ильина (и прежде всего в сборнике статей 1948 — 1954 “Наши задачи”) выкристаллизовывается идея русского духовного патриотизма, который “есть любовь”.

Патриотизм, по Ильину, — высшая солидарность, сплоченность в духе любви к Родине (духовной реальности), есть творческий акт духовного самоопределения, верный перед лицом Божиим и поэтому Благодатный.

Патриотизм живет лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, и прежде всего святыни своего народа. Именно национальная духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность Родины, та сущность, которую стоит любить больше себя.

Родина, отмечает Ильин, есть Дар Святого Духа. Национальная духовная культура есть как бы гимн, всенародно пропетый Богу в истории, или духовная симфония, исторически прозвучавшая Творцу всяческих. И ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век, в работах и страданиях, в падениях и подъемах. Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к священным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны.

Наконец, национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания. Истинный национализм не темная, антихристианская страсть, но духовный огонь, возводящий человека к жертвенному служению, а народ к духовному расцвету.

Правильные пути, ведущие к национальному возрождению России, по Ильину, следующие: вера в Бога; историческая преемственность; монархическое правосознание; духовный национализм; российская государственность; частная собственность; новый управляющий слой; новый русский духовный характер и духовная культура.

В своей статье “Основная задача грядущей России” Ильин писал, что после прекращения коммунистической революции основная задача русского национального спасения и строительства “будет состоять в выделении кверху лучших людей, — людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно-творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости, сверхклассового единения”. Этот новый ведущий слой — новая русская национальная интеллигенция должна будет прежде всего осмыслить заложенный в русском историческом прошлом “разум истории”, который Ильин определяет следующим образом:

                    ведущий слой не есть ни замкнутая “каста”, ни наследственное или потомственное “сословие”. По своему составу он есть нечто живое, подвижное, всегда пополняющееся новыми, способными людьми и всегда готовое освободить себя от неспособных — дорогу честности, уму и таланту!

        принадлежность к ведущему слою — начиная от министра и кончая мировым судьею, начиная от епископа и кончая офицером, начиная от профессора и кончая народным учителем — есть не привилегия, а несение трудной и ответственной обязанности. Ранг в жизни необходим, неизбежен. Он обосновывается качеством и покрывается трудом и ответственностью. Рангу должна соответствовать строгость к себе у того, кто выше, и беззавистная почтительность у того, кто ниже. Только этим верным чувством ранга воссоздадим Россию. Конец зависти! Дорогу качеству и ответственности!

        новая русская элита должна “блюсти и крепить авторитет государственной власти... Новый русский отбор призван укоренить авторитет государства на совсем иных, благородных и правовых основаниях: на основе религиозного созерцания и уважения к духовной свободе; на основе братского правосознания и патриотического чувства; на основе достоинства власти, ее силы и всеобщего доверия к ней”.

                   указанные требования и условия предполагают и еще одно требование: новый русский отбор должен быть одушевлен творческой национальной идеей. Безыдейная интеллигенция “не нужна народу и государству и не может вести его... Но прежние идеи русской интеллигенции были ошибочны и сгорели в огне революции и войн. Ни идея “народничества”, ни идея “демократии”, ни идея “социализма”, ни идея “империализма”, ни идея “тоталитарности” — ни одна из них не вдохновит новую русскую интеллигенцию и не поведет Россию к добру. Нужна новая идея — “религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию”. Эту идею Ильин определяет как идею русского Православного Христианства. Воспринятая Россией тысячу лет тому назад, она обязывает Русский народ осуществить свою национальную земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцания, свободы предметности.

Русский народ, считал Ильин, нуждается в покаянии и очищении, и те, кто уже очистился, “должны помочь неочистившимся восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутье к злу, чувство чести и способность к верности.

Покаянное очищение — только первый этап на пути к решению более длительной и трудной задачи: воспитание нового русского человека.

Русские люди, писал Ильин, должны обновить в себе дух, утвердить «свою русскость» на новых, национально-исторически древних, но по содержанию и по творческому заряду обновленных основах. Это значит, что русские люди должны:

                   научиться веровать по-новому, созерцать сердцем — цельно, искренно, творчески;

                   научиться не разделять веру и знание, вносить веру не в состав и не в метод, а в процесс научного исследования и крепить нашу веру силою научного знания;

                   научиться новой нравственности, религиозно-крепкой, христиански-совестной, не боящейся ума и не стыдящейся своей мнимой “глупости”, не ищущей “славы”, но сильной истинным гражданским мужеством и волевой организацией;

                   воспитать в себе новое правосознание — религиозно и духовно укорененное, лояльное, справедливое, братское, верное чести и Родине;

                   воспитать в себе новое чувство собственности — заряженное волею к качеству, облагороженное христианским чувством, осмысленное художественным инстинктом, социальное по духу и патриотическое по любви;

                   воспитать в себе новый хозяйственный акт — в коем воля к труду и обилию будет сочетаться с добротою и щедростью, в коем зависть преобразится в соревнование, а личное обогащение станет источником всенародного богатства.

Взгляды Ильина во многом перекликались с программой национального возрождения на основах Народной Монархии, которую обосновал И. Л. Солоневич.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. «Русская философия» в понимании И. Солоневича.

В “Народной Монархии” И. Солоневич выступает как философ, историк, педагог, но все-таки и прежде всего, как идеолог русского монархизма, продолжатель идей Л. Тихомирова и своего современника И. Ильина. «Только для России», — так начинает И. Солоневич свою книгу, и читатель оказывается в плену во многом оригинальных, выстраданных тяжелой жизнью автора, взглядов на прошлое, настоящее и будущее России. Солоневич считал коммунизм в России тяжелой болезнью и верил, что наступит время возрождения страны. Какой должна быть будущая Россия? Ответ для него был ясен — монархической. Он не изобретает новых программ, не анализирует государственные проекты современников и предшественников, он предлагает читателю оглянуться на российский опыт государственного строительства прежних столетий. “Народно-Монархическое движение исходит из той аксиомы, что Россия имеет свои пути, выработала свои методы, идет к своим целям и что поэтому никакие политические заимствования извне ни к чему, кроме катастрофы, привести не могут”. Уже из этой цитаты читатель совершенно ясно может определить позицию автора. Солоневич считал, что великий народ, а такая гигантская историческая общность, как Россия, в особенности, имеет свои, никем не повторимые в истории мира пути. Что не существует никаких исторических законов, которые были бы обязательны для всех народов. Он пишет: ”Было бы откровенно глупо убеждать цыган в преимуществе “функциональной собственности” и евреев в желательности стройки Европейской империи. Однако почему-то не считается откровенной глупостью попытка навязать России политические порядки, выросшие из западно-европейского феодализма. Почему, в самом деле, мы должны копировать французов, а не цыган. Или немцев, а не Израиль, или Великобританию, а не Бечуанлэнд”. С разных сторон подкрепляет Солоневич свою мысль о ненужности и вреде копания на философских помойках Запада. Ее собственный уникальный, не похожий на другие страны опыт, дает полное право строить государственный дом на собственном фундаменте. «Нам нужны, говорит И. Солоневич, - достаточно сильная монархия и достаточно сильное народное представительство, причем силу той и того другого мы будем измерять не их борьбой друг с другом, а их способностью сообща выполнять те задачи, которые история поставит перед нацией и страной».

Книга Солоневича содержит пять частей, в среднем по сто страниц. Последняя часть посвящена Петру I. Солоневич считал, что именно с эпохи Петра 1 началось идейное завоевание России Западом, закончившееся революцией 1917 года. С Петра I началось и закрепощение крестьян, ломка всего государственного устройства Московской Руси. Реформами Петра I, политически стоявшая выше всех современных ей государств, Московская патриархальная Русь была разгромлена. Исходя из фактических сведений эпохи, Солоневич делает однозначные выводы, отвергающие многочисленные утверждения о гениальности деяний Петра I. Солоневич остается верен себе, он не принимает во внимание авторитеты, будь то Ключевский или Пушкин. Его бунтарский дух не приемлет исторически сложившегося принижения русского народа. Вполне понятны причины замалчивания трудов И. Л. Солоневича. С ним трудно спорить и “правым” и “левым”, ибо он оперирует не цитатами, не ссылками на авторитеты, а примерами из русской истории, из обычных фактов повседневной жизни, из которых средний здравомыслящий человек сделает логические выводы никак не сообразующиеся с выводами ученых-историков, смотревших на русские явления с нерусской точки зрения. В отличие от Запада русский человек не верил и никогда не будет верить в устроение жизни на юридических началах. Для нас внутренние нравственные принципы выше формального закона. Никто, разумеется, не отрицает значение законов, но законы нужны для человека, а не человек для закона. Там, где нет доверия друг к другу, где все считают друг друга жуликами, — там закон необходим. “Тот, кто боится людей, любит законы”, — вспоминает Солоневич слова француза Вовенара. Жажда социальной справедливости, совестливость русских людей — также характеризуют наш характер.

“Народная Монархия” содержит огромный волевой заряд, четкость выводов цели. Перед нами позиция автора — бойца до мозга костей, бойца яростного и неустрашимого, патриота своего народа. Обладая университетским образованием в сочетании с воистину уникальным жизненным опытом, “мужик-монархист”, он выступает против тех, кто десятилетиями выступал от имени народа, писал о народе, управлял народом, не зная и не понимая его души и характера. Время покажет, насколько тот “голос крови”, который пытался уловить Иван Солоневич, отзовется в душе русского человека. Быть может, позволительно сравнить значение “Народной Монархии” для русских людей со святою водой, которой напоили нищие странники Илью Муромца и которая исцелила его от немощей и наделила неодолимой богатырской силой.

«Нам нужны: достаточно сильная монархия и достаточно сильное народное представительство, причем силу той и того другого мы будем измерять не их борьбой друг с другом, а их способностью сообща выполнять те задачи, которые история поставит перед нацией и страной».

 

 

 

 

Заключение.

Не только духовная ситуация века наложила отпечаток на мысль русских философов. Не в меньшей степени здесь проявился русский менталитет мыслителей. Не по своей воле многие из них вынуждены были покинуть Родину в 1922 году. Но и за рубежом они выступали как представители русской культуры, внося существенный вклад в общеевропейский философский процесс. Отдаленность от России не помешала им сохранить живую преемственность русской культуры, что следует подчеркнуть, ибо именно применительно к русской философии важно рассматривать развитие философии не только как сугубо познавательный, но и как культурно-исторический процесс.

Русская философия содержит много ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Основные проблемы, по моему мнению, которые рассматриваются в отечественной философии - это проблемы нравственности, совести, счастья, смысла жизни.

Ряд русских мыслителей посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской философии. То, что развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации.

Второй чертой русской философии, тоже восходящей к мистической архаике, является идея соборности. Соборность - это свободное единство основ церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности

Все сколько-нибудь крупные представители русской философии XX века были вместе с тем и ее историками. В целом это отражает высокую степень зрелости отечественной мысли, внутреннюю потребность философов в рефлексии, в “оглядке” на свои собственные национально-историческое традиции и идейные корни.

Отечественная философия долгое время оставалась для нас “белым пятном”, не признавалась и осуждалась как “белоэмигрантская”. Долгое время в нашей стране официально признавалась только марксистско-ленинская философия, как единственно правильная и верная. Были существенно ограничены и историко-философские изыскания больших периодов в развитии русской философии, замалчивались и забывались имена очень многих мыслителей. Но сейчас мы имеем доступ к трудам русских философов без предварительной цензуры. Знакомство с их идеями будет полезным для развития нашей национальной культуры, для восстановления преемственности философской традиции.

Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как о едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта.

Информация о работе Взгляды И.А. Ильина и И.Солоневича на историю России и ее будущее