Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:39, контрольная работа
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых сокровенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты рассматривают мысль о первичности сознания по отношению к материи.
Введение………………………………………………………..…… стр.3
2. Гипотезы происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность…………………………………… стр.4
3. Структура сознания. Проблема «бессознательного»…. стр.9
4. Можно ли искусственно смоделировать человеческое сознание. Свой ответ агламентиркйте?………………………………… стр.14
5. Заключение……………………………………………….. ………стр.15
6. Список использованной литературы……………………… стр.16
"У нас нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного, о том, каким оно является само по себе, независимо от сознания" 4
В широком смысле понятия бессознательного представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий, бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин "бессознательное" используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются. Своеобразный культ бессознательного как глубинного источника творчества характерен для представителей романтизма. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э.Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса.
Продолжением этой линии явилась концепция З. Фрейда. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться, и ставится под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о бессознательном получило чисто иррационалистическую трактовку в ряде современных философско - психологических концепций.
Фрейд - центральная фигура, вокруг которой группируются почти все теории бессознательного, после того как им была предложена тотальная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подспудных образований - бессознательной психики, причем это касается не только теорий, одна за другой потянувшихся вслед за ним, но и теорий, также одна за другой потянувшихся против него. Фрейд и его сторонники одними из первых попытались подобрать ключ к тайникам сознания и открыли за ним мир "вытесненных" или просто "забытых" им и поэтому уже бессознательных психических переживаний. Они же одними из первых попытались понять эти явления, а через них и всю символическую активность сознания. "Для нас основной смысл фрейдовского психоаналитического бессознательного состоит в том, что, согласно Фрейду, бессознательное представляет собой оборотную сторону сознания, психологическую сущность которого можно понять только через соответствующее толкование этого, если употребить здесь несколько искусственно звучащее словосочетание, "сознания - оборотня". Ели бы не это свойство бессознательного психического проявляться в виде символических образов сознания, давно уже отчужденных от него самого, то есть в виде отчужденного сознания, мы о нем вообще ничего бы не узнали". Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я". Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция - "Сверх - Я" или "Идеал - Я", которая царит над "Я". Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений". Одним из первых постулатов Фрейда выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, разделявший основные идеи своего учителя. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Как и у Фрейда, так и у Юнга бессознательное составляет то внутреннее и сущностное ядро, которое образует психический мир человека. Правда, в отличие от Фрейда Юнг проводит более глубинную дифференциацию уровней развития психики и вводит ряд понятий, которые, по его убеждению, характеризуют новое видение тотальной личности. Альфред Адлер он пересмотрел фрейдовские положения о биологической детерминации человеческой психики и сформулировал теорию "индивидуальной психологии", согласно которой человек рассматривался не как биологическое, а как социальное существо. Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека.5 Рассмотрение отношений между индивидами замыкается у Адлера на раскрытии якобы присущих каждому человеку бессознательных "стремлений к власти". Поэтому изучение социальных побуждений личности сводился, по сути дела, к расшифровке вытесненных желаний властвования, преобладания, превосходства над другими. В данном случае адлеровское понимание социальных побуждений, и в частности "стремление к власти", изначально присущих человеческой природе, - одно из заимствований из философских идей Ф. Ницше и А. Шопенгауэра о "воли к власти" - воспроизводит центральную идею Фрейда о врожденности бессознательных инстинктов человека.
Фрейду и его последователям удалось на
огромном материале психоаналитической
фактологии раскрыть отрицательное содержание
бессознательного психического, психология
нуждалась и в "положительном" содержании
этого понятия, которое могло бы объяснить,
каким образом бессознательное выполняет
свою собственную функцию, независимо
от своего "коррелята" – сознания.
Можно
ли искусственно смоделировать
человеческое сознание?
Сознание
современного человека есть продукт
всей всемирной истории,
итог многовекового развития практической
и познавательной деятельности
бесчисленных поколений людей.6
Как уже говорилось “Ядром” сознания,
является знание. Сознание принадлежит
субъекту, человеку, а не окружающему миру.
Но содержанием сознания, содержанием
мыслей человека является этот мир, те
или иные его стороны, связи, законы. Поэтому
сознание можно охарактеризовать как
субъективный образ объективного мира.
Сознание могло возникнуть лишь как функция
высокоорганизованного мозга, который
сформировался под влиянием труда и речи.
В
современном мире невозможно искусственно
смоделировать человеческое сознание,
так же как ни слышать духовный мир
человека, ни обнаружить какими-либо приборами
и химическими реактивами что - либо. Ведь
действие человека на всех этапах своего
осуществления не бывает осознанным. Человеческое
сознание является загадкой значительно
более притягательной, нежели все прочие
загадки природы и необъясненной наукой
явления. Современные биотехнологии и
исследования перенесения сознания на
искусственные носители практически открывают
человеческий путь к превращению в абсолютный
разум. Реальное будущее может оказаться
удивительнее самой смелой фантастике.
Так же можно рассмотреть бессознательное.
Оно проявляется и в так называемых импульсивных
действиях, когда человек не дает себе
отчета в последствиях своих поступков.
И.Кант связывал понятие бессознательного
с чувственным познанием, с интуицией.
Сферу восприятия и чувств, которые не
осознаются, нельзя создать искусственно.
Сознание – это
реальность, так же как и материя. Материя
это объективная реальность, а сознание
субъективная. Но способ бытия человека
в мире всегда предполагает сознание.
Заключение
В заключении по теме «
Сознание - высшая форма отражения действительного
мира,
свойственная только человеку. Оно связано
с членораздельной речью,
логическими обобщениями, абстрактными
понятиями. Формирование сознания связано
с возникновением труда. Необходимость
труда в процессе общения вызвала появление
языка. Труд и язык оказали решающее влияние
на становление человеческого сознания.
Сознание - функция сложнейшей материальной,
физиологической системы - человеческого
мозга. Сознание имеет многокомпонентную
структуру, тем не менее, оно - единое целое.
Высшим уровнем психического
отображения, характерного только человеку
как общественно-историческому существу,
является сознание. Сознание – это
отображение в психике человека идеальных
образов действительности, своей
деятельности, самого себя. Сознание –
не просто образ действительности, а
особенная форма психической деятельности,
ориентированная на отображение
действительности.
Список
использованной литературы
1. Фрейд: Психология
бессознательного. – М.: Просвещение, 1989
2. Барулин В.С.
«Социальная философия» Ч. 1 и
П. М., 2002.
3. Философия:
учебник для вузов, под ред.
проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.
– М.: Юнити, 2001
4. Штайнер Р. Путь
к самосознанию человека. Ереван, 1991.
5. Фролов И.Т. Введение в философию: учебник для вузов. – М.: Изд-во политической литературы, 1989
6. Канке В.А.
Философия: Проблемы