Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:39, контрольная работа
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых сокровенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты рассматривают мысль о первичности сознания по отношению к материи.
Введение………………………………………………………..…… стр.3
2. Гипотезы происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность…………………………………… стр.4
3. Структура сознания. Проблема «бессознательного»…. стр.9
4. Можно ли искусственно смоделировать человеческое сознание. Свой ответ агламентиркйте?………………………………… стр.14
5. Заключение……………………………………………….. ………стр.15
6. Список использованной литературы……………………… стр.16
Содержание
«Возникновение
и сущность сознания»
1.
Введение……………………………………………………….
2.
Гипотезы происхождения
сознания, его природная
и социокультурная сущность……………………………………
стр.4
3.
Структура сознания.
Проблема «бессознательного»….
стр.9
4.
Можно ли искусственно
смоделировать человеческое
сознание. Свой ответ
агламентиркйте?…………………………………
стр.14
5.
Заключение………………………………………………..
………стр.15
6.
Список использованной
литературы………………………
стр.16
Введение
Предмет: Возникновение и сущность сознания
Задачи: а) Разработать происхождение сознания; б) Рассмотреть структуру сознания и проблему бессознательного;
Человек владеет прекрасным даром - разумом
с его пытливым полетом, как в отдаленное
прошлое, так и в грядущее, миром мечты
и фантазии, творческим решением практических
и теоретических проблем, наконец, воплощением
самых сокровенных замыслов. Уже с глубокой
древности мыслители напряженно искали
разгадку тайны феномена сознания. В течение
многих веков не смолкают горячие споры
вокруг сущности сознания и возможностей
его познания. Богословы рассматривают
сознание как крохотную искру величественного
пламени божественного разума. Идеалисты
рассматривают мысль о первичности сознания
по отношению к материи. Вырывая сознание
из объективных связей реального мира
и рассматривая его как самостоятельную
и созидающую сущность бытия, сознание
трактуют как не что изначальное: оно не
только объяснимо ничем, что существует
вне его, но само из себя призвано объяснить
все совершающее в природе, истории и поведении
каждого отдельного человека.
1. Гипотезы происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность.
Наличие сознания, разума — уникальная человеческая черта. Его возможности принято считать безграничными. Именно благодаря разуму человечество сумело занять господствующее положение в биосфере. Но каким образом человек стал обладателем столь замечательного свойства? Естественным или сверхъестественным? Второй вариант много проще: не надо ничего объяснять, достаточно сослаться на высший разум. Первый — труднее, но все-таки предпочтительнее для ориентирующейся на науку философии. Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенциалы и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем.1 Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания (которого, кстати, многим из нас так часто не хватает), каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание - своеобразный центр
нашего сознания, интегрирующее
начало в нем. Самосознание - это
сознание человеком своего
Общественная природа сознания, прежде всего, связана с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм деятельности в особых формах отражения.
Отражение – это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения.
При
этом сама эволюция форм
Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая технические средства) не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире. Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е. способность живого реагировать на воздействие извне процессом внутреннего возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной системы и специализированных органов отражения. Более высокой ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Для этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной переработке информации – нервные клетки, а затем и сложные нервные ткани.
Проблема отношения сознания к материи
в XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)
рассматривалась главным образом в гносеологическом
плане. Суть ее такова. Всем очевидно, что
мир состоит из материальных вещей, которые
мы можем мыслить или как-то себе представлять.
Не менее очевидно и то, что наши идеальные
образы вещей или мысли о них должны иметь
какое-то сходство, подобие с самими материальными
вещами. Иначе ведь процесс познания реальности
будет невозможен. То есть между вещью
и мыслью о ней должно быть что-то общее.
Но что реально общего имеется у наших
мыслей и материальных вещей? Какими общими
свойствами обладают материальные и идеальные
объекты? В итоге получается парадоксальная
ситуация: у материальных и идеальных
объектов нет никаких общих свойств. Те
свойства, которые имеются у материальных
объектов, напрочь отсутствуют у объектов
идеальных и соответственно наоборот.
Именно поэтому материальное и идеальное
считаются противоположностями: общего-то
ничего нет, это — взаимоисключающие начала.
В этом, собственно, и заключается исходная
проблема: как относится наше мышление
вне нас существующей реальности, точнее
— как они умудряются совпадать, соответствовать
друг другу?
Ведь если между материальными и идеальными
объектами нет ничего общего, то и соответствия
между ними быть не может. Сознание реализуется
в двух способностях: отражательной и
активно- творческой. Сущность сознания
в том и состоит, что оно может отражать
общественное бытие только при условии
одновременного активно-творческого преобразования
его. Функция опережающего отражения сознания
наиболее четко реализуется в отношении
общественного бытия, которое существенным
образом связано с устремленностью в будущее.
Итак, сознание как отражение
и как активно-творческая деятельность
представляет собой единство двух нераздельных
сторон одного и того же процесса: в своем
влиянии на бытие оно может, как оценивать
его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать,
так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому
общественное сознание эпохи может не
только отражать бытие, но активно способствовать
его перестройке. В этом и заключается
та исторически сложившаяся функция общественного
сознания,
которая делает его объективно необходимым
и реально существующим элементом любого
общественного устройства. И в заключении
о сознании можно сказать, что под сознанием
имеют в виду не просто психическое состояние,
а высшую, собственно человеческую форму
отражения действительности.
2.
Структура сознания.
Проблема «бессознательного»
Понятие “сознание” не однозначно. В
широком смысле слова под ним имеют
в виду психическое отражение действительности,
независимо от того, на каком
уровне оно осуществляется - биологическом
или социальном, чувственном или
рациональном. Когда имеют в виду сознание
в этом широком смысле, то тем
самым подчеркивают его отношение к материи
без выявления специфики его
структурной организации.
В более
узком и специальном значении
под сознанием имеют в виду
не
просто психическое состояние, а высшую,
собственно человеческую форму
отражения действительности. Сознание
здесь структурно организовано,
представляет собой целостную систему,
состоящую из различных элементов,
находящихся между собой в закономерных
отношениях. В структуре сознания
наиболее отчетливо выделяются, прежде
всего, такие моменты, как осознание
вещей, а также переживание, то есть определенное
отношение к содержанию
того, что отражается. Способ, каким существует
сознание, и каким нечто
существует для него, это - знание. Развитие
сознания предполагает прежде
всего обогащение его новыми знаниями
об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные
уровни, глубину проникновения в объект
и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,
научное, философское, эстетическое и
религиозное осознание мира, а также чувственный
и рациональный уровни сознания. Ощущения,
восприятия, представления, понятия, мышление
образуют ядро сознания. Однако они не
исчерпывают всей его структурной полноты:
оно включает в себя и акт внимания как
свой необходимый компонент. Именно благодаря
сосредоточенности внимания определенный
круг объектов находится в фокусе сознания,
всего, обогащение его новыми знаниями
об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные
уровни, глубину проникновения в объект
и степень ясности понимания. Воздействующие
на нас предметы, события вызывают в нас
не только познавательные образы, мысли,
идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие
нас трепетать, волноваться, бояться, плакать,
восхищаться, любит и ненавидеть. Познание
и творчество - это не холодно-рассудочное,
а страстное искание истины. Без человеческих
эмоций никогда не бывало, нет и быть не
может человеческого искания истины. Однако
сознание - это не сумма множества составляющих
его элементов, а их гармоничное объединение,
их интегральное сложноструктурированное
целое. На протяжении длительного времени
в философии доминировал принцип антропологического
рационализма – человек, его мотивы поведения
и само бытие рассматривались только как
его мотивы поведение сознательной жизни.
Этот взгляд нашел свое яркое воплощение
в знаменитом тезисе Декарта: "мыслю,
следовательно, существую " человек
в этом плане выступает как "человек
разумный". Начиная с Нового времени,
в философской антропологии все большее
место занимает проблема
бессознательного.