Возникновение и сущность сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых сокровенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты рассматривают мысль о первичности сознания по отношению к материи.

Оглавление

Введение………………………………………………………..…… стр.3
2. Гипотезы происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность…………………………………… стр.4
3. Структура сознания. Проблема «бессознательного»…. стр.9
4. Можно ли искусственно смоделировать человеческое сознание. Свой ответ агламентиркйте?………………………………… стр.14
5. Заключение……………………………………………….. ………стр.15
6. Список использованной литературы……………………… стр.16

Файлы: 1 файл

Контр.по филос №2.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

«Возникновение и сущность сознания» 
 

1.     Введение………………………………………………………..…… стр.3 

    2. Гипотезы происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность……………………………………  стр.4  

3.    Структура сознания. Проблема «бессознательного»…. стр.9 

    4. Можно ли искусственно смоделировать человеческое сознание. Свой ответ агламентиркйте?………………………………… стр.14 

5.     Заключение……………………………………………….. ………стр.15 

6.     Список использованной литературы……………………… стр.16 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Предмет: Возникновение и сущность сознания

Задачи: а) Разработать происхождение сознания; б) Рассмотреть структуру сознания и проблему бессознательного;

 

       Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых сокровенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты рассматривают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, сознание трактуют как не что изначальное: оно не только объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающее в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.    
 
 
 
 
 
 
 

1. Гипотезы происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность.

    Наличие сознания, разума — уникальная человеческая черта. Его возможности принято считать безграничными. Именно благодаря разуму человечество сумело занять господствующее положение в биосфере. Но каким образом человек стал обладателем столь замечательного свойства? Естественным или сверхъестественным? Второй вариант много проще: не надо ничего объяснять, достаточно сослаться на высший разум. Первый — труднее, но все-таки предпочтительнее для ориентирующейся на науку философии.     Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенциалы и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем.1 Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания (которого, кстати, многим из нас так часто не хватает), каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.

       Самосознание - своеобразный центр  нашего сознания, интегрирующее  начало в нем. Самосознание - это  сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.  В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления, ею. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.  “Быть сознательным - это, прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным.2  

       Общественная природа сознания, прежде всего, связана с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм деятельности в особых формах отражения.

     Отражение – это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения.

 При  этом сама эволюция форм отражения определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках определенных сообществ.3 Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно - общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе через деятельность и общение с себе подобными.   Вместе с тем, отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:

  • Оно предполагает не только изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию;
  • Отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;
  • Отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.

     Эти особенности отражения находят  свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая технические средства) не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире. Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е. способность живого реагировать на воздействие извне процессом внутреннего возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной системы и специализированных органов отражения. Более высокой ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Для этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной переработке информации – нервные клетки, а затем и сложные нервные ткани.

       Проблема отношения сознания к материи в XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) рассматривалась главным образом в гносеологическом плане. Суть ее такова. Всем очевидно, что мир состоит из материальных вещей, которые мы можем мыслить или как-то себе представлять. Не менее очевидно и то, что наши идеальные образы вещей или мысли о них должны иметь какое-то сходство, подобие с самими материальными вещами. Иначе ведь процесс познания реальности будет невозможен. То есть между вещью и мыслью о ней должно быть что-то общее. Но что реально общего имеется у наших мыслей и материальных вещей? Какими общими свойствами обладают материальные и идеальные объекты? В итоге получается парадоксальная ситуация: у материальных и идеальных объектов нет никаких общих свойств. Те свойства, которые имеются у материальных объектов, напрочь отсутствуют у объектов идеальных и соответственно наоборот. Именно поэтому материальное и идеальное считаются противоположностями: общего-то ничего нет, это — взаимоисключающие начала. В этом, собственно, и заключается исходная проблема: как относится наше мышление вне нас существующей реальности, точнее — как они умудряются совпадать, соответствовать друг другу? 
Ведь если между материальными и идеальными объектами нет ничего общего, то и соответствия между ними быть не может. Сознание реализуется в двух способностях: отражательной и активно- творческой. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее.                                                                                      

      Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может, как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, 
которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. И в заключении о сознании можно сказать, что под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности.
 
 
 
 

2. Структура сознания. Проблема «бессознательного» 

   Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют 
в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком 
уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или 
рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем 
самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его 
структурной организации.

В более  узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не 
просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму 
отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, 
представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, 
находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания 
наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание 
вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию 
того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто 
существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде 
всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания, всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.  На протяжении длительного времени в философии доминировал принцип антропологического рационализма – человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как его мотивы поведение сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом тезисе Декарта: "мыслю, следовательно, существую " человек в этом плане выступает как "человек разумный".
Начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного.

Информация о работе Возникновение и сущность сознания