Возникновение и развитие философии марксизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

Марксизм – система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений 19-го века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с революционными французскими учениями вообще. Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма, как теории и программы рабочего движения всех цивилизованных стран мира.

Оглавление

Вопрос 1. Возникновение и развитие философии марксизма………………….1
Вопрос 2. Материалистическая диалектика…………………………………11
Список использованной литературы……………………………………….. 15

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

прогрессивных  тенденций эпохи, которые душат  капитализм .Марксизм  осознает свое всемирно – историческое право на идеологическую гегемонию столетий “. Эта цитата свидетельствует еще про одну черту марксистской концепции – ее претензии на абсолютную истинность. Только что зародившись, не сформировавшись, марксизм уже начал бороться с христианским социализмом (П. Леру, Ф. Бюше, Ф. Ламэнне). На втором этапе деятельности К. Маркс повел борьбу с государственным и консервативным социализмом (П. Прудон, Л. Блан). Тогда же К. Маркс выступил против Ф. Лассаля, одного из основоположников немецкой социал-демократии, которого история немецкой социал-демократии всегда вспоминала рядом с именем К. Маркса и Ф. Энгельса, отмечал известный биограф Маркса Ф. Меринг. Однако сам  К. Маркс позволял себе выражаться про немецкого рабочего лидера значительно жестче, в письме к Ф. Энгельсу с характерной для него резкостью К. Маркс писал, что Лассаль есть “мешанина негра с евреем .”

Историческое  значение марксизм. Марксизм, его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй половине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странах мира, где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса, выйдя на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70—90- х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных регионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью

огромных масс людей — пролетариев, интерес  которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества.

Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его

составная часть.

Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое  обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества. Но не все идеи социально – политической концепции марксизма выдержал проверку временем. Историческое развитие человечества привело к таким изменениям, которых эта теория не предвидела. Сложились серьезные изменения в составе общественных сил, которые ведут борьбу за социальный прогресс, в способах и методах осуществления социальных перемен. Утратили актуальность идеи конфронтации, революции, вооруженной борьбы. В этих условиях по–другому выглядит и сам процесс общественного развития. Меняются представления про власть и ее носителей, государство и роль насилия, диктатуру и демократию, представления, которые раньше слаживались под влиянием психологии противостояния и борьбы. Они должны быть пересмотрены с позиции современного этапа мирового развития, общечеловеческих интересов. Общественная практика показала, что исторически ограниченным оказалось положение марксизма о насилии как бабы-повитухи истории, о всемирно-исторической миссии  пролетариата и его диктатуре, об исчезновении товарно-денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаются актуальными диалектический метод анализа общественных явлений, идеи социальной справедливости и солидарности, положение про то, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. В перспективе дальнейшего развития человечества философские решения кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса. 

                               

                                  2. Материалистическая диалектика. 

       Материалистическая  диалектика является общей методологией, теоретическим фундаментом всех отраслей знания, в том числе и юридического, что включает и науку криминалистику. Диалектика как теория познания выполняет три основные функции: мировоззренческую, гносеологическую и методологическую.

       Мировоззренческая функция предусматривает разработку системы научных взглядов на мир, например, убеждение, что в природе все взаимосвязано, все явления и факты доступны познанию, всякое преступление оставляет следы, которые помогают его раскрыть и др.

       Научное мировоззрение позволяет лучше  ориентироваться в окружающей действительности, правильно оценивать конкретные социальные явления, проникать в их суть и активно влиять на их появление и развитие. Мнение, что любое противоправное действие познается и может быть предупреждено, создает уверенность граждан и правоохранительных органов в том, что преступность как социальное явление может быть ликвидирована не только карательной деятельностью, но и профилактической работой.

       Гносеологическая  функция раскрывает суть познавательной деятельности, законы, на основе которых она осуществляется, и, таким образом, проектирует их на профилактическую познавательную деятельность вообще и правоохранительную в частности. Знание законов и закономерностей познавательной деятельности позволяет целенаправленно действовать в реальных ситуациях, планировать конечный результат, а сам процесс, например, расследование преступлений, сделать более творческим, более целесообразным, управляемым.

       Методологическая  функция диалектики как теории познания складывается в ориентации людей в их деятельности. Любой субъект в своей познавательной деятельности так или иначе преобразует, изменяет действительность: инженер конструирует новый прибор, следователь раскрывает преступление, врач лечит больного... Субъект, основываясь на законах диалектики, создает приемы и средства для познания и деятельности в конкретной отрасли знания, которая для нее является частной методологией.

       Методология представляет собой систему идей, учение о принципах построения, формы  и способы научного познания.

       Впервые из числа криминалистов к диалектике как теории познания обратился профессор С.М. Потапов. Это был смелый шаг применения материалистической диалектики для познания конкретной науки. Он писал, что диалектика ставит перед научным исследованием задание как понять и отобразить действительность - реальный предмет в его реальных отношениях.

       Высказав  правильное теоретическое положение, С.М. Потапов свел всю методологию  науки к методу идентификации  как методологии науки криминалистики.

       В отличие от него Р.С. Белкин предложил понятие общей теории науки криминалистики. Он доказал, что методология криминалистики является системой принципов, теоретических концепций, категорий и понятий, методов и связей, которые применяются в криминалистике. В ее состав входят учение о механизме преступления, закономерности сбора, исследования, оценки и использования доказательств, а также частные теории, такие, как криминалистическая идентификация, учение о механизме следообразования, о способе совершения преступления и др. одним из фундаментальных элементов общей теории является учение о законах ее развития.

       Законы  развития науки криминалистики делят  на общие и частные. К общим  законам относят: об объективной  необходимости, обобщение, интеграцию, непрерывность и накопление знания, о дифференциации научного знания; о взаимосвязи науки и практики. Частные законы науки криминалистики наиболее полно сформулировал Р.С. Белкин. Это законы:

       -связи  и наследственности между существующими  и возникающими концепциями;

       -активного  творческого применения современных достижений науки для разрешения отдельных задач науки криминалистики;

       -обусловленности  криминалистических рекомендаций  для потребности практики;

       -ускорения  темпов развития криминалистической  науки в условиях научно-технического  прогресса.

       Учение  о криминалистических методах непосредственно  связано с развитием и становлением науки криминалистики. Уже в ранних трудах криминалистов упоминались  эти методы. Так, И.М. Якимов в первом учебнике криминалистики (1925 г.) писал  о методах природоведческих, медицинских, технических наук, которые используются для расследования преступлений и изучения физических и моральных особенностей личности преступника. Б.М. Шавер и А.И. Винберг (1940 г.) считали криминалистическими методы выявления и исследования доказательств, метод познания преступников.

       Методы  познания нередко делят по уровню исследования на теоретические и  эмпирические (практические).

       Методы  эмпирического уровня, или практической деятельности, применяются при реализации теории для разрешения практических задач. Например, метод криминалистической идентификации является учением об установлении тождественности объектов, которые имеют стойкую внешнюю форму, по их материальным и идеальным отображениям. Практическая реализация идентификации в судебно-следственной практике порождает разные методики исследования, скажем, отождествление оружия со следами на пулях и гильзах, розыск и идентификация преступников по признакам внешности и т. д.

       Методы  теоретического уровня представляют наиболее общие законы развития материального мира, они не подменяют методы конкретных наук, а являются их общей философской основой и выступают как средства познания во всех сферах деятельности. Вот почему методы теоретического уровня нельзя отождествлять, а уж тем более противопоставлять методам практической деятельности. Практика всегда была критерием истинности знания. При помощи теории практика преодолевает и непрерывно усовершенствует трудный путь познания, а результаты практики - критерий истинности теории, которые позволяют корригировать ее. Это дает взаимосвязанное понимание явлений и событий в общем и при расследовании преступлений в частности.

       Кроме деления методов по уровням исследования на теоретические и эмпирические (практические), их делят на всеобщие, общие и специальные (частные).

       Всеобщим  методом является материалистическая диалектика, суть которой состоит  в изучении предметов и явлений  действительности в движении, изменении, развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности.

       Познание  объекта, который движется, изменяется и развивается является сущностью методологического подхода, что необходимо учитывать при исследовании общественных явлений, какими являются преступления, таких специальных процессов, как например, взаимодействие и образование следов преступления, их сохранение во времени и т. д. Изучение идентификационных признаков объекта, который двигается и изменяется, является принципом формирования идентификационного комплекса признаков и оценки его индивидуальности. Так общее воплощается в конкретном, принципы диалектического метода в конкретном научном исследовании - методике криминалистической идентификации.

       Общие или общенаучные методы - это методы, которые используются во всех науках или во всех отраслях практической деятельности. Среди общих методов  называют: сопоставление, наблюдение, описание, эксперимент, измерение, математические методы математики и кибернетики. Они действительно являются общими, поскольку используются во всех науках, в том числе и в криминалистике. Вместе с тем к общенаучным методам нередко относят и логические приемы мышления, а именно: анализ и синтез, аналогию и гипотезу, индукцию, законы и категории диалектической и формальной логики, методы абстрагирования и идентификации. Так, в основе розыска преступника по признакам словесного портрета лежит абстракция отождествления, то есть выделение из разных источников признаков и абстрагирование их в единый образ внешности разыскиваемого лица. В процессе розыска этот абстрагированный образ может быть материализован, например, подан в виде ориентира, нарисован или собран из нарисованных элементов по методу субъективного портрета.

Информация о работе Возникновение и развитие философии марксизма