Восточная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение философии в собственном смысле относится к VI в. До нашей эры. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Оглавление

Введение
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии.
2. Основные школы и направления древнекитайской философии.
3. Объясните, в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 32.03 Кб (Скачать)

В связи с  этим в рамках эпического периода  выделяются два основных направления: (1) неортодоксальное, отрицающее авторитет  Вед, и (2) ортодоксальное, признающее авторитет  Вед и опирающееся на них.

Среди множества  приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать, прежде всего, представителей таких  систем, как  чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии.

Чарвака – чувственное восприятие мира и гедонизма.

Чарвака – это материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии. Поздняя разновидность родственной философской концепции – локаяты, с которой она иногда вообще отождествляется. Каких-либо сочинений этой школы не сохранилось, а источником знаний об этом учении служат высказывания представителей других школ.

Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырёх первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как производные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерть – конец всему. Название «локаята» соответствует сущности и содержанию этого учения – существует только этот мир, или лока. Материалистов поэтому и называют локаятиками. Их называют также чарваками, по имени основателя этой теории – Чарвака.

Онтологической  сущности этого учения соответствует  и теория познания. Её основа –  чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познаётся с помощью непосредственного восприятия. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. Никакого иного мира существовать просто не может. Следовательно, религия – это глупое заблуждение. Вера в бога и в потусторонний мир является, с точки зрения представителей этой школы, признаком скудоумия, слабости, малодушия.

В основе этической  концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение – гедонизм (от греч. hedone - наслаждение). Признавая только такие реальности жизни, как страдание и наслаждение в рамках чувственного бытия личности, эта школа целями человеческого существования считает богатство и наслаждение. Девиз представителей этой школы – надо есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть приходит всегда и ко всем. «Пока жизнь ещё ваша, - живите радостно: никто не может избежать пронзительного взгляда смерти». Эта теория, таким образом, утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания. Все моральные нормы, согласно этому учению,  - это лишь человеческие условности, на которые не следует обращать внимания.

Оценивая философию  материалистов, можно сказать, что  она много сделала для критики  старой религии и философии, для  развенчания авторитета Вед, их неистинности и противоречивости.

В то же время  эта философия была односторонним  мировоззрением, отрицающим роль интеллекта, разума в познании. Поэтому с её точки зрения невозможно было объяснить, откуда берутся абстрактные, всеобщие идеи и моральные идеалы. Результатом  этой односторонности явились нигилизм, скептицизм и субъективизм. Поскольку  органы чувств принадлежат отдельному человеку, то, следовательно, и истина может быть у каждого только своя. Результатом этой односторонности  является также отрицание ими  высших нравственных целей и ценностей.

Однако, несмотря на эти очевидные и серьёзные  недостатки, школа чарваков положила начало критики брахманистского  направления в индийской  философии, подорвала авторитет Вед, и оказала  значительное влияние не дальнейшее развитие философской мысли Индии.

Джайнизм. Проблема бытия личности. Основателем джайнизма считается Махавира Вардхамана (VI в. до н.э.), получивший также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой – карма. Однако сама карма понимается здесь, в отличие от Упанишад, как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. И карма постоянно сопровождает душе в бесконечной цепи перерождений.

Душа человека вынуждена странствовать, постоянно  перерождаясь, до тех пор, пока она  связана с тонкой материей. Но правильное познание и аскетизм могут помочь ей освободиться от материального мира (адживы). В этом случае душа переходит  в высшую сферу, где постоянно  и пребывает в чистой духовности. Это происходит потому, что джива  существует в двух формах бытия: несовершенной  и совершенной. В первом случае она  находится в соединении с материей  и  в состоянии страдания. Во втором -  джива освобождается от этой связи и становится свободной, способной управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в состояние блаженства -  нирвану, наивысшего состояния души, когда конечная цель достигнута.

 В соответствии  с этим джайнизм признаёт два  вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на интуиции и постигающее истину путём прямого её усмотрения. Второе доступно только тем, кто освободился от зависимости материального мира (адживы). При этом джайнизм признаёт относительность познания и возможность множества точек зрения при рассмотрении предмета. С эти м связан его диалектический метод.

Характерной особенностью философско-этической концепции  джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое  воспитание  личности – решающий фактор в переходе бытия личности   из несовершенного состояния в совершенное. И хотя карма решает всё, наша настоящая  жизнь, которая находится в нашей  собственной власти, может изменить воздействие прошлого. А с помощью  чрезмерных усилий мы можем избежать и воздействия кармы. Поэтому  в учении джайнистов нет абсолютного  фатализма, как это может показаться на первый взгляд.

Правильная жизнь  человека связывается при этом с  аскетическим поведением, которое практиковалось в Индии многими великими святыми, предававшими себя даже смерти. Только аскетизм ведёт к прекращению перерождений и к освобождению души от сансары. Причём освобождение носит индивидуальный характер. Каждый освобождается самостоятельно. Однако этика джайнизма носит хотя и эгоцентрический, но далеко не эгоистический характер, как в учении чарваков. Эгоизм и индивидуализм предполагают противопоставление индивида  социальной среде, утверждение собственных интересов за счёт других людей. Между тем основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т.п. мало совместимы с эгоизмом и индивидуализмом.

Следует отметить, что философия джайнизма сохраняет  и сегодня своё влияние в Индии.

Буддизм и его четыре истины. Так же, как и джайнизм, буддизм возник в VI в. до н.э. Его основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробуждённый, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т.е. пришёл к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

Характерная особенность  этого учения – его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует,  - бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

  • существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;
  • существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;
  • существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды;
  • существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвящённую только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы  и  самопознания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей.

Освобождение  от страданий конечная цель бытия  личности – это, прежде всего, уничтожение  желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция  буддизма в нравственной сфере –  концепция терпимости (толерантности) и относительности. Согласно ей, дело заключается не в каких-то общеобязательных нравственных предписаниях, а в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворённости.

С этикой буддизма органично связана и его концепция  познания. Познание здесь является необходимым способом  и средством достижения предельной цели бытия личности. В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации (от лат. meditatio – сосредоточенное размышление)  - углубленной психической сосредоточенности  и отрешённости от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия, полная самоуглубленность и самоудовлетворённость. Достигается состояние абсолютной свободы и независимости внутреннего бытия личности, которое как раз и тождественно угашению желаний. Оно и есть освобождение, или нирвана, - состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека и его бытия, характеризующаяся отрешённостью от жизненных забот и желаний. При этом подразумевается не гибель человека, а выход его из круговорота перерождений, освобождение от сансары и слияние с божеством.

Практика медитации  составляет сущность буддийского проникновения  в жизнь. Подобно молитве в  христианстве, медитация – сердцевина буддизма. Конечная же её цель – просветление, или состояние нирваны. Следует  иметь в виду, что в системе  буддизма определяющим является принцип  абсолютной автономии личности, её независимости от среды. Все связи  человека с реальным миром, в том  числе и социальным, буддизм рассматривает  как отрицательные и вообще вредные  для человека. Отсюда и проистекает  необходимость освобождения от несовершенного реального существования, от внешних  объектов и чувств. С этим связана  и уверенность большинства буддистов  в том, что страсти, которые порождает  тело человека, и беспокойство, сопряжённое  с ним, должны быть преодолены. Основной способ этого  - достижение нирваны.

Таким образом, философия буддизма, как и джайнизма, носит эгоцентрический и интровертивный характер.

Информация о работе Восточная философия