Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:12, контрольная работа
Возникновение философии в собственном смысле относится к VI в. До нашей эры. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
Введение
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии.
2. Основные школы и направления древнекитайской философии.
3. Объясните, в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия.
Заключение
Литература
В связи с этим в рамках эпического периода выделяются два основных направления: (1) неортодоксальное, отрицающее авторитет Вед, и (2) ортодоксальное, признающее авторитет Вед и опирающееся на них.
Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать, прежде всего, представителей таких систем, как чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии.
Чарвака – чувственное восприятие мира и гедонизма.
Чарвака – это материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии. Поздняя разновидность родственной философской концепции – локаяты, с которой она иногда вообще отождествляется. Каких-либо сочинений этой школы не сохранилось, а источником знаний об этом учении служат высказывания представителей других школ.
Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырёх первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как производные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерть – конец всему. Название «локаята» соответствует сущности и содержанию этого учения – существует только этот мир, или лока. Материалистов поэтому и называют локаятиками. Их называют также чарваками, по имени основателя этой теории – Чарвака.
Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания. Её основа – чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познаётся с помощью непосредственного восприятия. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. Никакого иного мира существовать просто не может. Следовательно, религия – это глупое заблуждение. Вера в бога и в потусторонний мир является, с точки зрения представителей этой школы, признаком скудоумия, слабости, малодушия.
В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение – гедонизм (от греч. hedone - наслаждение). Признавая только такие реальности жизни, как страдание и наслаждение в рамках чувственного бытия личности, эта школа целями человеческого существования считает богатство и наслаждение. Девиз представителей этой школы – надо есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть приходит всегда и ко всем. «Пока жизнь ещё ваша, - живите радостно: никто не может избежать пронзительного взгляда смерти». Эта теория, таким образом, утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания. Все моральные нормы, согласно этому учению, - это лишь человеческие условности, на которые не следует обращать внимания.
Оценивая философию материалистов, можно сказать, что она много сделала для критики старой религии и философии, для развенчания авторитета Вед, их неистинности и противоречивости.
В то же время
эта философия была односторонним
мировоззрением, отрицающим роль интеллекта,
разума в познании. Поэтому с её
точки зрения невозможно было объяснить,
откуда берутся абстрактные, всеобщие
идеи и моральные идеалы. Результатом
этой односторонности явились
Однако, несмотря на эти очевидные и серьёзные недостатки, школа чарваков положила начало критики брахманистского направления в индийской философии, подорвала авторитет Вед, и оказала значительное влияние не дальнейшее развитие философской мысли Индии.
Джайнизм. Проблема бытия личности. Основателем джайнизма считается Махавира Вардхамана (VI в. до н.э.), получивший также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой – карма. Однако сама карма понимается здесь, в отличие от Упанишад, как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. И карма постоянно сопровождает душе в бесконечной цепи перерождений.
Душа человека вынуждена странствовать, постоянно перерождаясь, до тех пор, пока она связана с тонкой материей. Но правильное познание и аскетизм могут помочь ей освободиться от материального мира (адживы). В этом случае душа переходит в высшую сферу, где постоянно и пребывает в чистой духовности. Это происходит потому, что джива существует в двух формах бытия: несовершенной и совершенной. В первом случае она находится в соединении с материей и в состоянии страдания. Во втором - джива освобождается от этой связи и становится свободной, способной управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в состояние блаженства - нирвану, наивысшего состояния души, когда конечная цель достигнута.
В соответствии с этим джайнизм признаёт два вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на интуиции и постигающее истину путём прямого её усмотрения. Второе доступно только тем, кто освободился от зависимости материального мира (адживы). При этом джайнизм признаёт относительность познания и возможность множества точек зрения при рассмотрении предмета. С эти м связан его диалектический метод.
Характерной особенностью
философско-этической
Правильная жизнь человека связывается при этом с аскетическим поведением, которое практиковалось в Индии многими великими святыми, предававшими себя даже смерти. Только аскетизм ведёт к прекращению перерождений и к освобождению души от сансары. Причём освобождение носит индивидуальный характер. Каждый освобождается самостоятельно. Однако этика джайнизма носит хотя и эгоцентрический, но далеко не эгоистический характер, как в учении чарваков. Эгоизм и индивидуализм предполагают противопоставление индивида социальной среде, утверждение собственных интересов за счёт других людей. Между тем основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т.п. мало совместимы с эгоизмом и индивидуализмом.
Следует отметить,
что философия джайнизма
Буддизм и его четыре истины. Так же, как и джайнизм, буддизм возник в VI в. до н.э. Его основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробуждённый, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т.е. пришёл к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.
Характерная особенность этого учения – его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует, - бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»:
Освобождение от страданий конечная цель бытия личности – это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере – концепция терпимости (толерантности) и относительности. Согласно ей, дело заключается не в каких-то общеобязательных нравственных предписаниях, а в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворённости.
С этикой буддизма
органично связана и его
Практика медитации
составляет сущность буддийского проникновения
в жизнь. Подобно молитве в
христианстве, медитация – сердцевина
буддизма. Конечная же её цель – просветление,
или состояние нирваны. Следует
иметь в виду, что в системе
буддизма определяющим является принцип
абсолютной автономии личности, её
независимости от среды. Все связи
человека с реальным миром, в том
числе и социальным, буддизм рассматривает
как отрицательные и вообще вредные
для человека. Отсюда и проистекает
необходимость освобождения от несовершенного
реального существования, от внешних
объектов и чувств. С этим связана
и уверенность большинства
Таким образом,
философия буддизма, как и джайнизма,
носит эгоцентрический и