Виды познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:50, доклад

Краткое описание

Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин — выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой — глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам ученого, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

Файлы: 1 файл

Виды познания.docx

— 31.14 Кб (Скачать)

Насколько сильно восприятия переплетаются с  прежним опытом и знаниями, видно из следующей истории. Рассказывают, что одни европеец, путешествуя по Центральной Африке, остановился в негритянской деревушке, жители которой не имели представления о книгах и газетах. Пока ему меняли лошадей, он раскрыл газету и начал ее читать. Вокруг него собралась толпа и внимательно следила за ним. Когда путешественник уже приготовился ехать дальше, к нему подошли местные жители и попросили продать газету за большие деньги. На вопрос путешественника, зачем нужна им газета, они ответили, что они видели, как он долго смотрел на черные изображения на ней и, очевидно, лечил свои глаза, и они хотели бы иметь у себя это лечебное средство. Так, жители этой деревни, не зная, что такое чтение, и рассуждая на основе своего прежнего опыта, восприняли газету как лечебное средство.

Представление - это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался. Представление может быть воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим). Представление может быть и творческим, в том числе фантастическим. Творческое представление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя там не были ни разу, или полярное сияние, хотя не были на севере и не видели его.

По описанию внешнего облика какого-то реального  человека или литературного героя  мы стараемся зрительно создать  его образ, представить его внешность. Приведем пример. Вспомним в этой связи сцену из кинофильма Чарли Чаплина “Граф”. Мнимый граф Чарли попал в затруднительное положение. Когда перед ним положили большой кусок арбуза, он по неведению атаковал его без ножа и вилки. Как и следовало ожидать, выгрызать мякоть арбуза вскоре стало неудобно. Острые и жесткие края корки залезали даже в уши. Чтобы избежать этого, Чарли подвязал щеки салфеткой. Это действие уже смешно - ведь куда проще было разрезать или разломить кусок арбуза. Но оно повлекло за собой и вторичный комический эффект: с подвязанной салфеткой вокруг головы Чарли приобрел вид человека, страдающего от зубной боли. Так для создания комического эффекта Чаплин использует простые явления реальной жизни, представленные в неожиданном, а потому смешном освещении.

Путем чувственного отражения мы познаем  явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления - более сложной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это -скачок от познания фактов к познанию законов.

Формы абстрактного мышления

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов1. Понятия в языке выражаются отдельными словами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосочетаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.).

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:

“Саранча  опустошает поля” - простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели  грачи” - сложное, состоящее из двух простых.

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного  знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления'. Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания - ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю.

Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины является практика. Под практикойпонимают всю общественную и производственную деятельность людей в определенных исторических условиях, т.е. это материальная, производственная деятельность людей в области промышленности и сельского хозяйства, а также политическая деятельность, борьба за мир, социальные революции и реформы, научный эксперимент и т. д.

“...Практика человека и человечества есть проверка, критерий объективного познания”2. Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в действии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие медицинских препаратов сначала проверяют наживотных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Прежде чем послать в космос человека, советские ученые провели серию испытаний с животными.

Особенности абстрактного мышления

С помощью  рационального (от лат. ratio - разум) мышления люди открывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анализируют общее и особенное в любом предмете, строят планы на будущее и т. д. Выделяют следующие особенности абстрактного мышления:

1. Мышление отражает  действительность  в обобщенных формах. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем инертным газам, мы образуем понятие “инертный газ”). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: “материя”, “сознание”, “движение”, “государство”, “наследственность”, “ген” и др.).

2. Абстрактное мышление - форма опосредованного  отражения мира. Человек может получать новую информацию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умозаключения и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках).

3. Абстрактное мышление - процесс активного  отражения действительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии.

4. Абстрактное мышление  неразрывно связано  с языком. Язык - способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности.

ВЕРА  И ЗНАНИЕ

 
   Знание - это убежденность в  истинности чего-либо, основанная  на опыте и логических выводах  из него, поверяемых тем же  опытом. А вера, согласно Тертулиану, сказавшему "Верую, потому что  нелепо", есть нечто противоположное  знанию. И этого взгляда придерживаются  очень многие религиозные люди, как из рядовых, так и из  богословов. Но ошибаются. Есть, конечно,  отличие, но есть и общее.  

 Почему  человек верит? Почему он может  или должен поверить, если до  этого был неверующим? Человек  начинает верить во что-то, потому  что убеждается, что это - истина. Но убеждается не так, как  в случае знания, тем более,  научного. А как? Чтобы ответить, нужно вспомнить, что кроме  рационального, в частности научного, познания есть и другие виды, в частности познание, даваемое  нам искусством. Искусство ведь  тоже дает нам истину, хотя  и не всегда. Точнее настоящее  искусство дает истину, не настоящее  - обманывает, что, впрочем, имеет  место и в науке: там тоже  есть лженаука. Но как мы отличаем  настоящее искусство от лже  искусства, субъективно, конечно?  Есть такое понятие - художественная  правда. Т.е. я нутром чувствую: так могло быть, это ложится  мне на душу, переживания, описываемые  автором, близки моим в подобной  ситуации (если бы я в ней  оказался) и т. п. Вот, когда  я читаю в Библии сцену "моления  о чаше" Христа в Гефсиманском  саду, я всем своим существом  чувствую, что это - правда, что  это не могло быть вымышлено.  Хотя ничего опытного, подтверждающего  эту сцену, нет не только  в моем личном опыте, но и  в каких-либо документах не  библейского происхождения, дошедших  до нас. А вот, когда я  читаю в той же Библии, в  Апокалипсисе Иоанна Богослова  описание Царства Небесного со  всякими зверями со множеством глаз в неположенных местах и старцами, добивающимися продвижения по службе с помощью бесконечного битья лбом об пол с воплями "свят, свят, свят" - я не верю этому. Сочинил все это Иоанн, чтобы доказать себе, а главное людям, что из всех учеников он был самым близким Христу. Никому Иисус не согласился ответить прямо на вопрос, что есть Царство Небесное, а отделывался лишь притчами, объяснявшими, как туда попасть (но не что там есть), а вот ему, Иоанну, открыл это в видении. А после всего, имея богатое воображение, Иоанн, скорей всего убедил себя, что было ему такое видение.  

 Итак, и знание и вера есть убежденность  в том, что нечто есть истина, только в первом случае эта  убежденность имеет рациональное  обоснование, во втором - художественное (или близкое ему по природе).   

 Но  и это еще не все. Хотя  вера и не требует рационального  подтверждения, подтверждения опытом  и логикой, но я глубоко убежден,  что она не должна противоречить  опыту и логике. Ведь Бог есть  истина, а истина не может быть  противоречивой. Наш рациональный  ум дан нам тем же Богом,  что и наша душа, чувства. Дан  для постижения истины. Противоречие  между истиной рациональной и  истиной веры может быть только  кажущимся, преодолимым. И наша  задача искать разрешение таких  противоречий. А тертулиановское  "верую потому что нелепо" - ересь чистой воды, противоречащая  воле Бога, который есть истина.   

 Кстати, сегодня мало богословов открыто  поддерживают Тертулиана, но подавляющее  большинство принимают его постулат  на практике. Не хотят они искать  истину и устранять "нелепо". Поделились на конфессии и  каждая пасет свою паству со  своими "нелепо", яростно сопротивляясь  любой попытке обсуждения видимых  противоречий, требующих разъяснения.

Информация о работе Виды познания