Учения Гераклита

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:58, реферат

Краткое описание

Гераклит Эфесский (примерно 540 - 480 гг до н. э.) жил в городе Эфесе в Ионии, на побережье Малой Азии, недалеко от Милета и происходил из аристократической древнегреческой семьи. Когда в Эфесе победили демократы, ушел из города и жил возле великолепного храма Артемиды, т. к. враждебно относился к демократической власти, пришедшей в его родной город на смену власти старинной родовой аристократии. Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых отрывках: “Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших” и полагал, что власть должна принадлежать меньшинству «лучших». «Мнение одного мне дороже мнения десяти тысяч, если этот один наилучший», так как «наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу – всему тленному, толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту».

Оглавление

Введение.……………………………………………………….1
Учение Гераклита о бытии………………..…………………..2
Диалектические идеи философии Гераклита………………..3
Заключение……………………………………………………..4
Список использованной литературы…………………………5

Файлы: 1 файл

Учения Гераклита.docx

— 35.43 Кб (Скачать)

     Противоположности едины, неотрывны друг от друга. И  эту неотрывность Гераклит пытается разъяснить и на трудных, непонятных, и на простых примерах. Он говорит  об обычных людях: „Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры". Есть очень много толкований этих гераклитовых образов. Вероятно, под "перевернутым соединением (гармонией) лука и лиры" он имел ввиду то, что лук и лира — противоположности: "вражда" и единство уничтожения, смерти и красоты; разъединяющей войны, понимаемой в самом широком смысле — как вражда, распря, и единящей красоты, символизируемой образом лиры. Вместе с тем, каждая из этих вещей (лук и лира) — символы единства двух зримо соединенных друг с другом концов. Музыка, гармония рождается именно потому, что лира соединяет струны. Лук — изогнутая палка, у которой два конца соединены. Иными словами, лишь тогда, когда две как бы противоположные части соединяются вместе, и существуют предметы. Пользуясь этими наглядными образами, Гераклит и делает "зримой" идею раздвоения единого и взаимодействия противоположностей. Есть и более "конкретные" толкования гераклитова образа лиры. Например, Платон считает (и к нему присоединяются многие авторы), что этот образ символизирует возможность гармонии низких и высоких звуков, которые, хотя и противоположны, мелодией могут быть приведены в гармоническое согласие.

     Гераклит  в своих сочинениях, если судить по некоторым из сохранившихся фрагментов, настраивал на готовность к познанию неожиданного, скрытого, обескураживающего  и парадоксального. "Не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и  недоступного". "Нечаянным" же могло казаться и то, что привычные греку житейские знания и понятия, согласно которым различные качественные состояния несовместимы друг с другом. Гераклит находит возможным соединить их с противоположностями. Отличается ли чистая вода от грязной? Может ли одна и та же вода в одно и то же время быть и чистой, пригодной для жизни и для питья, и грязной, для всего этого непригодной? У Гераклита наготове был неожиданный, парадоксальный положительный ответ: „И грязное и чистое, говорит Гераклит, — одно и то же, и пригодное и непригодное для питья — одно и то же. «В море вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям — негодная для питья и губительная". Так, сталкивая обыденное сознание с философскими парадоксами, Гераклит снова и снова отстаивал идею единства, тождества противоположностей. Польза или вред чистой, казалось бы, только живительной или только губительной грязной воды оказывались относительными. Гераклит напоминал и о других примерах: "...свиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водой»; "...птицы моются пылью"; "ослы солому предпочли бы золоту"; быки чувствуют себя счастливыми, когда находят в корме горькую траву вику» и т.д.

     Прекрасное  или безобразное могут совмещаться  в одной и той же вещи, в одном  и том же состоянии, человеке и  т.д., в зависимости, так сказать, от точки отсчета. Сказанное верно  и в отношении жизни и смерти, рождения и гибели. Чтобы убедиться  в этом, людям достаточно поразмыслить о самих себе. "Рожденные жить, они обречены на смерть, да еще оставляют детей, чтобы родилась новая смерть". Желая уподобить смену человеческой жизни смертью превращениям "мерами вспыхивающего" и "мерами угасающего" огня, Гераклит изрекает: „Человек — свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию, уснув". Смерть одного состояния — момент рождения чего-то другого. Этот парадокс помогает подтвердить идею взаимопревращения тел, состояний, стихий, в свою очередь питающую идею бесконечности изменений. "Душам смерть — воды рожденье, воде смерть — земли рожденье...". Мысль древних о взаимопревращениях, переливах друг в друга противоположных вещей, состояний, стихий Гераклит, таким образом, тоже предпочитал зафиксировать в виде диалектического парадокса. Казалось бы, что может быть несовместимее, чем Солнце и ночь? Если светит Солнце, то это заведомо значит, что нет ночи. Однако и здесь Гераклит заготовил свой парадокс: „Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь".

     Парадоксы, загадки, ирония Гераклита всегда побуждали  к спорам и поиску разгадок. Так, эфесский мыслитель изрек, что Солнце, которое "правит космосом", "шириной  в ступню человеческую". Загадка  тут в том, что другие фрагменты  из Гераклита свидетельствуют о  его "почтительном" отношении  к Солнцу как главному среди небесных тел. "Солнце же, будучи их эпистатом  и судьей, дабы определять, регулировать, знаменовать и объявлять перемены и времена года, которые все  порождают...". Почему же судья, распорядитель, правитель космоса так иронически унижен": шириной он всего лишь в человеческую ступню? Через парадокс — Солнце и вознесено над миром, человеком, и приближено к ним — Гераклит утверждает по крайней мере две важнейшие философские идеи. Во-первых, при всем "привилегированном" положении Солнца в космосе не дано ему нарушить естественный порядок Вселенной. Во-вторых, величина Солнца тут поставлена в рамки человеческого видения и наблюдения, субъективных мерок жизнедеятельности человека, борьбы таких противоположностей, как размышление и чувственное наблюдение.  

Заключение 

  Диалектика  входила в историю философии  и культуры, а потом продвигалась вперед также и через рассуждения, которые демонстрировали относительность  представлений человека о мире и  самом себе, ставили философов  перед мировоззренческими, логическими, математическими парадоксами, загадками, противоречиями, трудностями. Ко времени  Гераклита философия уже накопила немало таких парадоксов, загадок. Подобные формы мысли — по мере развития философии они усложнялись и  видоизменялись — были не только свидетельствами  накопившихся в философском объяснении мира противоречий и затруднений, но и своего рода точками роста диалектики. Диалектика является одним из наиболее важных и ценных достижений философии. Диалектические идеи высказывали многие философы, начиная с древности и заканчивая современной эпохой. Первым мыслителем в истории философии, который сформулировал свое учение в духе диалектики, по праву считается Гераклит.  Борьба противоположных начал и является источником вечного движения и изменения. Противоположности не только борются между собой, но еще образуют и единство. Они друг без друга не существуют, друг друга дополняют и предполагают. Они находятся не только в состоянии вечной борьбы, но и  пребывают в нерушимом единстве. Эта важная закономерность, о которой говорит Гераклит, является главным принципом диалектики – учения о всеобщей связи и вечном изменении вещей.

    Учение Гераклита – не только один из образцов раннего древнегреческого материализма, но также и замечательный образец ранней древнегреческой диалектики. Диалектика у Гераклита — это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях, характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму мысли всеобщей, т.е. философской идеи.

     Концепция Гераклита – это универсальные изменения, его всеобщности -  "Всё движется и ничто не покоится, и, уподобляясь течению реки, невозможно дважды войти в ту же самую реку". Главная мысль учения Гераклита выражена так же в знаменитых словах «Все течет и ничто не становится». Какой бы простой и банальной ни казалась эта формула человеку сегодняшних дней, необычной, новаторской и мудрой она выглядела тогда, когда впервые в емкой, обобщенной форме представила результаты тысячелетних наблюдений, раздумий человека об окружающем мире и своей собственной жизни. Ничто не стабильно все движется и меняется и никогда ни на чем не останавливается. Мир, в котором нет ничего устойчивого и постоянного, является беспорядочным, хаотичным. Но только таким он и может быть. Изменение и движение – это единственно возможный способ существования мироздания.

     Поиски  первоначала сущего привели его  к мысли о Логосе – Мировом  Законе и одновременно Мировой речи, Боге, в соответствии с которым  единство в мире существует через  борьбу противоположного, а постоянно  лишь вечное изменение. Поэтому Гераклит сравнивал Космос с вечно живым  огнем, закономерно разгорающимся  и закономерно потухающим» - то есть с самой противоречивой из стихий, живущей своей смертью. Хаос мира – это главный его принцип или закон мира «Логос». Гераклит считал, что высшая упорядоченность мира заключается во всеобщей беспорядочности или хаотичности. Два противоположных начала – Хаос и Логос – тесно друг с другом связаны и являются тождественными.

  Закон бытия у Гераклита – «всеобщий  логос», который лежит в основе борьбы противоположностей, их единства и тождества. Постоянный процесс  изменения, процесс движения, а также  переход противоположностей друг в  друга связаны с относительностью качеств вещей. Так Гераклит приводит примеры, когда морская вода может  выступать и как чистейшая, и  как грязнейшая: «Для рыб она питательна и спасительна, людям же негодна  для питья и пагубна», «Бессмертные -  смертны, смертные же бессмертны: жизнь одних есть смерть других и  смерть одних есть жизнь других».

     Когда у Сократа спросили его мнение о прочитанной им книге Гераклита, тот ответил: «То, что я понял в  этой книге, прекрасно, но то, что я в ней не понял, еще прекраснее. Что бы постичь её нужен делосский ныряльщик». Как для всякого истинного философа «самое прекрасное» всегда ощущается, предчувствуется, но остается «за кадром», манит к себе, до конца не проговаривается. Оно неисчерпаемо и непостижимо, как сама истина. На него можно указать, о нем можно лишь намекнуть, но его нельзя выразить.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Великие философы/ Д. А. Гусев, П. В. Рябов, ООО «Издательство  Астрель», 2005
  2. История философии. Учебное пособие д. студентов высш. Учеб.заведений/ Перевод с английского В. И. Кузнецова/ Под редакцией С. Б. Крымского – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000г.
  3. История философии: Энциклопедия.  –Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом.  Серия «Мир энциклопедий», 2002г 
  4. История философии: учебник. – 2-е издание, испр. И доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007

Информация о работе Учения Гераклита