Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:58, реферат
Гераклит Эфесский (примерно 540 - 480 гг до н. э.) жил в городе Эфесе в Ионии, на побережье Малой Азии, недалеко от Милета и происходил из аристократической древнегреческой семьи. Когда в Эфесе победили демократы, ушел из города и жил возле великолепного храма Артемиды, т. к. враждебно относился к демократической власти, пришедшей в его родной город на смену власти старинной родовой аристократии. Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых отрывках: “Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших” и полагал, что власть должна принадлежать меньшинству «лучших». «Мнение одного мне дороже мнения десяти тысяч, если этот один наилучший», так как «наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу – всему тленному, толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту».
Введение.……………………………………………………….1
Учение Гераклита о бытии………………..…………………..2
Диалектические идеи философии Гераклита………………..3
Заключение……………………………………………………..4
Список использованной литературы…………………………5
Противоположности едины, неотрывны друг от друга. И эту неотрывность Гераклит пытается разъяснить и на трудных, непонятных, и на простых примерах. Он говорит об обычных людях: „Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры". Есть очень много толкований этих гераклитовых образов. Вероятно, под "перевернутым соединением (гармонией) лука и лиры" он имел ввиду то, что лук и лира — противоположности: "вражда" и единство уничтожения, смерти и красоты; разъединяющей войны, понимаемой в самом широком смысле — как вражда, распря, и единящей красоты, символизируемой образом лиры. Вместе с тем, каждая из этих вещей (лук и лира) — символы единства двух зримо соединенных друг с другом концов. Музыка, гармония рождается именно потому, что лира соединяет струны. Лук — изогнутая палка, у которой два конца соединены. Иными словами, лишь тогда, когда две как бы противоположные части соединяются вместе, и существуют предметы. Пользуясь этими наглядными образами, Гераклит и делает "зримой" идею раздвоения единого и взаимодействия противоположностей. Есть и более "конкретные" толкования гераклитова образа лиры. Например, Платон считает (и к нему присоединяются многие авторы), что этот образ символизирует возможность гармонии низких и высоких звуков, которые, хотя и противоположны, мелодией могут быть приведены в гармоническое согласие.
Гераклит в своих сочинениях, если судить по некоторым из сохранившихся фрагментов, настраивал на готовность к познанию неожиданного, скрытого, обескураживающего и парадоксального. "Не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного". "Нечаянным" же могло казаться и то, что привычные греку житейские знания и понятия, согласно которым различные качественные состояния несовместимы друг с другом. Гераклит находит возможным соединить их с противоположностями. Отличается ли чистая вода от грязной? Может ли одна и та же вода в одно и то же время быть и чистой, пригодной для жизни и для питья, и грязной, для всего этого непригодной? У Гераклита наготове был неожиданный, парадоксальный положительный ответ: „И грязное и чистое, говорит Гераклит, — одно и то же, и пригодное и непригодное для питья — одно и то же. «В море вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям — негодная для питья и губительная". Так, сталкивая обыденное сознание с философскими парадоксами, Гераклит снова и снова отстаивал идею единства, тождества противоположностей. Польза или вред чистой, казалось бы, только живительной или только губительной грязной воды оказывались относительными. Гераклит напоминал и о других примерах: "...свиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водой»; "...птицы моются пылью"; "ослы солому предпочли бы золоту"; быки чувствуют себя счастливыми, когда находят в корме горькую траву вику» и т.д.
Прекрасное
или безобразное могут
Парадоксы,
загадки, ирония Гераклита всегда побуждали
к спорам и поиску разгадок. Так,
эфесский мыслитель изрек, что Солнце,
которое "правит космосом", "шириной
в ступню человеческую". Загадка
тут в том, что другие фрагменты
из Гераклита свидетельствуют о
его "почтительном" отношении
к Солнцу как главному среди небесных
тел. "Солнце же, будучи их эпистатом
и судьей, дабы определять, регулировать,
знаменовать и объявлять
Заключение
Диалектика
входила в историю философии
и культуры, а потом продвигалась
вперед также и через рассуждения,
которые демонстрировали
Учение Гераклита – не только один из образцов раннего древнегреческого материализма, но также и замечательный образец ранней древнегреческой диалектики. Диалектика у Гераклита — это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях, характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму мысли всеобщей, т.е. философской идеи.
Концепция Гераклита – это универсальные изменения, его всеобщности - "Всё движется и ничто не покоится, и, уподобляясь течению реки, невозможно дважды войти в ту же самую реку". Главная мысль учения Гераклита выражена так же в знаменитых словах «Все течет и ничто не становится». Какой бы простой и банальной ни казалась эта формула человеку сегодняшних дней, необычной, новаторской и мудрой она выглядела тогда, когда впервые в емкой, обобщенной форме представила результаты тысячелетних наблюдений, раздумий человека об окружающем мире и своей собственной жизни. Ничто не стабильно все движется и меняется и никогда ни на чем не останавливается. Мир, в котором нет ничего устойчивого и постоянного, является беспорядочным, хаотичным. Но только таким он и может быть. Изменение и движение – это единственно возможный способ существования мироздания.
Поиски первоначала сущего привели его к мысли о Логосе – Мировом Законе и одновременно Мировой речи, Боге, в соответствии с которым единство в мире существует через борьбу противоположного, а постоянно лишь вечное изменение. Поэтому Гераклит сравнивал Космос с вечно живым огнем, закономерно разгорающимся и закономерно потухающим» - то есть с самой противоречивой из стихий, живущей своей смертью. Хаос мира – это главный его принцип или закон мира «Логос». Гераклит считал, что высшая упорядоченность мира заключается во всеобщей беспорядочности или хаотичности. Два противоположных начала – Хаос и Логос – тесно друг с другом связаны и являются тождественными.
Закон
бытия у Гераклита – «всеобщий
логос», который лежит в основе
борьбы противоположностей, их единства
и тождества. Постоянный процесс
изменения, процесс движения, а также
переход противоположностей друг в
друга связаны с
Когда
у Сократа спросили его мнение о
прочитанной им книге Гераклита, тот ответил:
«То, что я понял в этой книге, прекрасно,
но то, что я в ней не понял, еще прекраснее.
Что бы постичь её нужен делосский ныряльщик».
Как для всякого истинного философа «самое
прекрасное» всегда ощущается, предчувствуется,
но остается «за кадром», манит к себе,
до конца не проговаривается. Оно неисчерпаемо
и непостижимо, как сама истина. На него
можно указать, о нем можно лишь намекнуть,
но его нельзя выразить.
Список
использованной литературы