Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:58, реферат
Гераклит Эфесский (примерно 540 - 480 гг до н. э.) жил в городе Эфесе в Ионии, на побережье Малой Азии, недалеко от Милета и происходил из аристократической древнегреческой семьи. Когда в Эфесе победили демократы, ушел из города и жил возле великолепного храма Артемиды, т. к. враждебно относился к демократической власти, пришедшей в его родной город на смену власти старинной родовой аристократии. Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых отрывках: “Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших” и полагал, что власть должна принадлежать меньшинству «лучших». «Мнение одного мне дороже мнения десяти тысяч, если этот один наилучший», так как «наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу – всему тленному, толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту».
Введение.……………………………………………………….1
Учение Гераклита о бытии………………..…………………..2
Диалектические идеи философии Гераклита………………..3
Заключение……………………………………………………..4
Список использованной литературы…………………………5
Гераклит Эфесский (примерно 540 - 480 гг до н. э.) жил в городе Эфесе в Ионии, на побережье Малой Азии, недалеко от Милета и происходил из аристократической древнегреческой семьи. Когда в Эфесе победили демократы, ушел из города и жил возле великолепного храма Артемиды, т. к. враждебно относился к демократической власти, пришедшей в его родной город на смену власти старинной родовой аристократии. Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых отрывках: “Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших” и полагал, что власть должна принадлежать меньшинству «лучших». «Мнение одного мне дороже мнения десяти тысяч, если этот один наилучший», так как «наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу – всему тленному, толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту».
Однако аристократизм Гераклита имел больше духовный, чем политический оттенок. Он проводил время в играх с детьми и не мог смотреть без слез на людские дела, на людскую слепоту и суетность. Невозможность повлиять на общественную политическую жизнь родного города, где торжествовала власть демоса (т.е. народа) привела Гераклита к явному пессимизму во взглядах на жизнь. Отсюда древние дали ему прозвище - "плачущий". По-видимому Гераклит смотрит на рождение, как на несчастье: "Родившись, люди хотят жить и умереть или, скорее, найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умирали". Он считал, что люди слишком доверяют своим чувствам и принимают кажущееся за истинное, что «глаза и уши – плохие свидетели, если душа у человека варварская», т. е. истину можно постичь лишь разумом. Ему казалось, по его словам, что большинство людей «спит наяву» и не желает пробудиться к подлинной жизни. Согласно его убеждению, «природа любит скрываться» от нескромного взгляда человека, и её «тайная гармония лучше явной». С презрением относясь к мнению толпы, он гордо и независимо относился к «властителям мира сего» - отверг предложение могущественного персидского царя приехать к его двору.
Прозвище угрюмого отшельника из Эфеса – «темный философ» он получил за необычайную поэтичность, глубину и неоднозначность его философского языка. Гераклит - один из первых античных философов, от которого сохранились тексты о познании. Ему принадлежит труд «О природе», из которого до нашего времени дошло только около 130 отрывков. Чрезвычайно важная и оригинальная по своему содержанию, во многом трудная для понимания, эта книга высоко ценилась поздними античными писателями и часто цитировалась ими.
Это сочинение написано «образно», сжато, трудным языком, часто непонятно. Философия Гераклита, подобно мифу, взывает не столько к холодному рассудку, сколько к его воображению, интуиции и фантазии, будит мысль. «Вечность – это дитя, играющее в шашки» - можно ли однозначно истолковать его изречение? Гераклит видел образ мира в виде туго натянутого лука, два конца которого противоборствуют, но именно из их борьбы и соперничества рождается гармония полета стрелы.
Гераклит
– один из первых античных философов,
от которых сохранились тексты, относящиеся
к вопросу о познании. У него мы
находим большой интерес к проблеме познания.
Он выразительно оттеняет трудности, стоящие
перед человеком на пути к познанию, неисчерпаемость
предмета изучения. Таково уже познание
психических явлений: “По какой бы дороге
не шел, не найдешь границы души: настолько
глубока его основа”.
Учение
Гераклита о бытии
Первоначалом Гераклит считает огонь. "Этот мировой порядок не создал никто из богов, ни из людей, он всегда был, есть и будет вечно живым огнём мерами вспыхивающим и мерами угасающим". В этом тексте древнегреческий философ утверждает, что всё возникает из одного и что всё возникшее становится одним. Это "одно" первовещество - огонь. Из этого утверждения можно сделать вывод, что Гераклит по существу - материалист.
Бытие, по Гераклиту, имеет три важные характеристики:
· Огонь - это наиболее подвижное, изменчивое явление в природе.
· Отрицание того, что мир сотворён кем-либо из богов или людей;
· Вечно живой огонь пламенеет не беспорядочно, а мерами. То есть существует строгая ритмичность мирового процесса, строгий правильный порядок мирового строя.
Большое место в своем
Гераклит не только возражает против слепого накопления знаний, не признанных светом постигающей философской мысли. Он также возражает против безотчетного следования традиции, против некритического заимствования чужих взглядов. Об этом сказано очень выразительно в фрагменте: “Не должно поступать как дети родителей, то есть, выражаясь попросту: так, как мы переняли”. Это и значит: не следует что-либо перенимать некритически, догматически.
Мышление – одно для всех людей. “Мышление - общее для всех”. Все “желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее, подобно тому, как государство на законе, и даже еще крепче”.
Это
воззрение – отнюдь не “чисто”
гносеологическое или онтологическое.
Общий для всех людей закон, о
котором здесь идет речь, Гераклит
характеризует как “
Однако, несмотря на это постоянное общение, люди, по убеждению Гераклита, в своем большинстве расходятся с “законом”, или “разумом” (логосом). И Гераклит задается вопросом о том, почему это происходит. Объяснение Гераклита проливает свет на его взгляд относительно чувственного познания. В 107-м фрагменте он говорит: “Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души”.
Фрагмент этот толковали в том смысле, будто Гераклит отвергает в нем чувственное познание как несовершенное, будто при помощи зрения и слуха мы не можем получить верного знания о природе. Но мысль Гераклита не такова. Он говорит, что внешние чувства не дают истинного знания только тем людям, у которых грубые души. Стало быть, дело не в самих внешних чувствах, а в том, каковы люди, обладающие этими чувствами. У кого души не грубые, у того и внешние чувства способны давать истинное знание. Но чувства не могут дать полного, окончательного знания о природе вещей. Такое знание дает нам только мышление. Однако мышление Гераклит представлял себе, по всей видимости, как познавательную деятельность, не отдельную от чувств, а завершающую деятельность внешних чувств, способную приводить людей, души которых не грубы, к истинному познанию, «мышление есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней”.
Мудрость
отвлекается и отвращается от
всего, что не есть истина. Таков, надо
полагать, смысл фрагмента, в котором
Гераклит заявляет: “Из тех, чьи
речи я слышал, ни один не дошел до
познания, что мудрость есть от всего
отрешенное”. Но хотя большинству людей
недоступно истинное познание и хотя большинство
не знает правящего миром “логоса”, Гераклит
вовсе не считает такое положение вещей
неизбежным. В принципе Гераклит полагает
способность к истинному познанию общей
для всех людей, а человеческий род
– причастным к разуму. Всего выразительнее
он высказывает это свое убеждение в фрагменте,
где он прямо утверждает, что “всем людям
дано познать самих себя и быть разумными”.
И, кажется, в этом же смысле он говорит,
что “душе присущ логос, сам себя умножающий”.
Диалектические
идеи философии Гераклита
Гераклит
знаменит не только интересными и
глубокими размышлениями о
Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Гераклит как бы извлекает из недр внутренней логики первоначала только брезжившую идею единства и борьбы противоположностей и подробно, уже именно по-философски, развивает её. Идея Единого — и, стало быть, приведения к Одному, к единству — соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противоположностей. "Выслушав не мою, но эту Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно. Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.
Еще
одна диалектическая идея — борьба,
"вражда" противоположностей. Гераклит
был изобретателем идеи борьбы противоположностей
как конструктивного
Те изменения, которые происходят в направлении земля – вода – воздух – огонь, называются Гераклитом путем вверх, а те которые идут в обратном порядке – путем вниз. Гераклит высказал мысль о переходе явлений в свою противоположность: «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись есть то, и обратно, то, изменившись, есть это». «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». «Враждующееся соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».
Три основополагающие диалектические идеи, которые были выделены из корпуса гераклитовских фрагментов, внутренне связаны друг с другом, друг в друга переливаются, в чем также уже проявляется диалектика — в ее облике диалектики философских идей. Раз мы приняли, вместе с Гераклитом, идею-образ вечного изменения: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, то логично сделать вывод в несколько иной форме: в ту же реку вступаем и не вступаем, существуем и не существуем. Одно состояние уступает место другому, "холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается". Так идея всеобщей изменчивости поворачивает к нам другой свой лик — она переливается в тезис о единстве противоположностей. Изменение и есть, по Гераклиту, совмещение крайностей — прежде всего существования и несуществования, но также уничтожения и возникновения. Ведь уничтожение одного есть возникновение другого.