Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:38, реферат
Центром того, что Платон создал в области науки, он сам всегда называл
учением об идеях. Многие исследователи также склоняются к тому, что
данное учение – своеобразное «ядро» всей философии Платона.
Первоначально представляя собой логическую теорию, оно обратилось в
мировоззрение и общий принцип философской науки
Введение
Основная часть:
1. «Мир вещей» и «мир идей»
2. Гносеологический подход: постижение мира идей
Заключение
Список использованной литературы
Учение
Платона об идеях
Содержание:
1. «Мир вещей» и «мир идей»
2. Гносеологический подход: постижение мира идей
Список использованной
литературы
Введение
В
процессе исторического развития нет
другой эпохи, столь важной,
знаменательной и поучительной, как та,
которая связана с зарождением философии.
Невозможно представить себе современную
культуру без античного наследия.
Платон
является культовой фигурой среди
персоналий античной философии. В нем,
как в образце, на все времена воплощен
культурный идеал человечества всесторонне
развитой личности. Но в историю античной
культуры Платон вошел в первую очередь
не как талантливый поэт, музыкант или
выдающийся спортсмен, а прежде всего
(а, пожалуй, даже и в основном) как философ,
у которого “больше, чем у кого- нибудь,
философия была жизнью”1 и который
“свои теоретические построения выстрадал
всей свое благородной эллинской душой”2.Как
остроумно и верно заметил Уайтхед, вся
история западной философии есть не что
иное, как примечание к Платону.
Великий философ (427-347) был очень знатного происхождения. Его отец, Аристон, его мать, Периктиона, - из дома Солона. Подлинное его имя – Аристокл, Платон - прозвище, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и широкому лбу ("платос" по-гречески означает полноту, широту, просторность).
О жизни
Платона достоверно известно немногое.
Как и все юноши его
сословия, он получил хорошее воспитание
и образование. Решающий поворот в его
биографии связывают с именем Сократа.
Когда отец привел его учиться к Сократу,
великий скептик рассказал, что накануне
ночью он видел во сне белого лебедя; такой
сон предвещал, что у него будет новый
ученик, которому суждено стать одним
из самых просвещенных людей в мире.3
В 20 лет Платон бесед, обратился к диалектике
и философии. После казни своего учителя
(399 г. до н. э.) он был вынужден бежать из
Афин. Скитаясь по миру, побывал в Мегаре,
Кирене, Сиракузах, Египте,
приобщаясь к мудрости знаменитых ученых.
Существует мнение о том, что в Египте,
общаясь с жрецами он получил тайные знания
и стал Великим Посвященным, что очень
сильно повлияло на его деятельность.
По возвращении в Афины Платон основал
школу, получившую в честь героя Академа
название «Академия».
Последние годы его преподавания в школе
отмечены дружбой и
сотрудничеством с Аристотелем, его гениальным
учеником. После себя
Платон оставил огромное количество философских
и других сочинений. К
числу наиболее значимых можно отнести
такие произведения, как
«Государство», «Законы», «Федр», «Протагор»
и другие.
Центром
того, что Платон создал в области
науки, он сам всегда называл
учением об идеях. Многие исследователи
также склоняются к тому, что
данное учение – своеобразное «ядро»
всей философии Платона.
Первоначально представляя собой логическую
теорию, оно обратилось в
мировоззрение и общий принцип философской
науки. Вместе с тем,
идеалистическая диалектика Платона не
изолирована и не оторвана от
остальных учений великого философа, а
наоборот, являясь в принципе их
основой, она гармонирует и дополняет
все стороны платоновской философии.
Суть философской концепции состоит в том, что первоосновой мира является не материальная, а идеальная сущность – «идея» или эйдос. Эйдос – явный лик подлинного бытия (перевод Лосева). Эйдосы вечны, неподвижны и неизменны, что Платон показывает на примере идеи прекрасного следующим образом: “нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает”.4
Согласно
этому учению, мир вещей, воспринимаемых
посредством чувств, не есть мир истинно
существующего: чувственные вещи непрерывно
возникают и погибают, изменяются и движутся,
в них нет прочного, совершенного и истинного.
И все же вещи не совершенно отделены от
истинно существующего, каким-то образом
они «причастны» ему. А именно: всем, что
в них есть истинно сущего, утверждает
Платон, чувственные вещи обязаны причинам.
Эти причины – формы вещей, не воспринимаемые
чувствами, постигаемые только умом, бестелесные
и нечувственные.
Таким образом,
Платон отделил созерцаемое чувствами
от созерцаемого
умом, перенес «умопостигаемые» предметы
в какую-то «занебесную», по его
собственному выражению, область. В результате
этого термин «идея»,
который первоначально обозначал лишь
созерцаемую умом форму или причину чувственных
вещей, стал обозначать бытие идеальное,
нечувственное и даже сверхчувственное.
Небытие Платон отождествляет с материей. Благодаря существованию материи возникает множество чувственных вещей. Материя, которую Платон уподобляет «матери», принимает в свое лоно идею и превращает единство и целостность каждого постигаемого умом вида во множество чувственных вещей, обособленных друг от друга в пространстве. При этом для Платона идеи возникают раньше материи; понятием небытия уже предполагается – как его условие – бытие; небытие тоже есть бытие, только бытие иное по отношению к данному.
По воззрению, изложенному в «Федре», местопребывание идей – занебесную область» - «…занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души – разуму…». Комплекс Идей с вышеописанными чертами вошел в историю под названием "Гиперурания" , употребленным в "Федре". "Это место над небесами, - писал Платон, - Гиперурания, никто из земных поэтов его не воспевал и не воспоет должным образом. И все же это так, ибо надо же иметь мужество, чтобы говорить правду, в особенности, когда говорят об истине. Ведь это и есть субстанция (реальность, бытие, т.е. идеи), которая лишена цвета, фигуры и неосязаема, которую, возможно, созерцает лишь водительница души, нус, это и есть подлинный объект истинной науки, которой это посильно. Кроме того, сама мысль о боге питается интеллектом и чистой наукой, а также это дело каждой души, имеющей сердце, воспринять то, что к ней взывает; и ведомая бытием, она возрадуется, созерцая истину, пока, вращаясь, не будет приведена в то же состояние. В процессе эволюции мысль видит справедливость как таковую, видит мудрость, видит науку, не ту, что вовлечена в становление, и не ту, что разнится, имея дело с разными объектами, кои мы называем существами, но ту науку, которая есть реальное знание об объекте, который есть реальное бытие. И только созерцая подобным образом другие реальные целостности, наполнившись ими, она затем снова окунется в целокупность неба и вернется домой"5.
"Местность Гиперурания" означает локальность наднебесную, или "поверх физического космоса", и, стало быть, есть образ, указывающий, в точном смысле, место, которое не есть место. Действительно, идеи тут же описаны как то, что не имеет ничего в предметном смысле (без фигуры, цвета, неосязаемые). Гиперурания, следовательно, есть образ непространственного, умопостигаемого, надфизического мира. Платон усердно подчеркивает, что Идеи "доступны лишь наиболее возвышенной части души", т.е. открыты понимающему уму и только ему.
Платон понимает свой мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и дальше, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой (необусловлена, значит, абсолютна). На вершине этой иерархии стоит Благо или Единое. Единому противостоит начало, также упорядочивающее, но рангом ниже, понимаемое как безусловное и неограниченное начало множественности. Второй принцип получил название Диады, или Дуализма. Из соединения этих двух начал вырастает тотальность всех идей. Единое воздействует на неограниченную множественность в духе ограничения и детерминации, обозначения границ, т.е. как формальный принцип, дающий форму, границы и пределы. В то же время принцип множественности исполняет роль субстрата, подобно интеллигибельной материи, если использовать позднейшую терминологию. Каждая и взятые все вместе идеи, следовательно, есть своего рода "смесь" двух принципов (ограничения и безграничного).
Рождение идей из принципов Единого и Диады нельзя понимать как временной процесс, это, скорее, метафора, иллюстрирующая анализ онтологической структуры. Процесс происходит вне времени.
Ступенькой ниже в иерархии интеллигибельного мира расположены математические объекты, числа и геометрические фигуры, которые, в отличие от идеальных чисел, множественны (много единиц, 2, 3..., много треугольников и т.п.), впрочем, они также доступны познанию.
Позже
Филоном Александрийским и
2. Гносеологический подход: постижение мира идей
В досократовской философии вопрос о познаваемости мира или вообще не упоминался, или познаваемость мира напрямую связывалась с возможностями чувственного восприятия. Заслуга Платона в том, что он в отличие от своих предшественников обратил особое внимание на недостатки чувственного восприятия (и соответственно основанного на нем обыденного сознания). Он полагал, что всякое знание, выражаемое в понятиях, есть воспоминание; как первоначальное, до всякого восприятия приобретенное достояние души, оно возвращается в сознание, как только идея вызвана сходными с ней восприятиями. Познание – это припоминание душой априорного знания. А восприятие, по Платону, представляет вещи не такими, какими они есть “на самом деле”, а такими, какими они кажутся нам (или нашим органам чувств).
Многие современники Платона не понимали,
что, мир идей вообще можно созерцать.
Например, глава школы киников Антисфен
вступил с
философом в спор: «Этого коня перед собой
я вижу, а вот «идеи» коня,
«конности», «лошадности», о которой ты,
Платон, твердишь, я не вижу».
Платон отвечал ему, и смысл его возражений
был таков: «Да, «идеи» коня
ты не видишь, но это происходит только
оттого, что ты хочешь и надеешься
увидеть ее обычными глазами. Я же утверждаю,
что ее можно увидеть только
«глазами ума», с помощью «интуиции ума».
Платон
полагал, что идея – общее для всех обнимаемых
ею
предметов. Коней в чувственном мире множество,
а идея коня в
умопостигаемом мире – некоторая целостность,
и, как такая целостность,
она – только одна. Эта идея – то, что всякого
чувственно воспринимаемого
коня делает именно конем, и ничем другим.
Но общее для многих предметов
не может открыться чувствам. По своей
природе оно бестелесно,
запредельно по отношению ко всему чувственному.
Оно доступно только уму.
Способность
к созерцанию истинного бытия, мира идей,
самих идей приобретается отнюдь не усвоением
какой-то особой – философской информации.
Такую способность приобретают, когда
на кон поставлено не познание, а само
бытие человека. Необходимо изменение
в бытии самого человека, вернее – изменение
его онтологического статуса, изменение
его ума. А такие изменения предполагают
проживание-прохождение экзистенциально
значимого опыта, который современными
мыслителями удачно назван «опытом-пределом».
Во времена Платона такой опыт-предел
именовался инициацией, то есть посвящением
подготовленных – по своему качеству
и умению – людей. Разумеется, современники
Платона не знали термина, аналогичного
латинскому initiation. Для них процесс
опыта-предела именовался иначе, а именно
– участием и прохождением Мистерий.
Только тот приобретает мудрость как способность
к созерцанию ликов подлинного бытия,
кто успешно прошёл испытания, к примеру,
в малых Элевсинских мистериях и получил
статус мистеса. Современное толкование
мистики хотя и связано с греческим терминологически,
но по существу далеко ушло от греческого
исконного толкования. Для античного грека
звание, или статус мистеса
был почётным статусом человека, посвящённого
в таинства богини Персефоны (Психеи) –
посвященного не только в смысле обладания
каким-то сокрытым от непосвященных секретным
знанием. Прежде всего, имелось в виду
именно опытно пережитое изменение существа
самого человека, изменение такого рода,
которое достаточно точно названо «вторым
рождением человеческого существа».
В случае малых Элевсинских мистерий успешное их прохождение тоже оказывалось малым по масштабу онтологическим изменением в существе человека. Ведь слово мистес буквально переводится как «видящий сквозь туман», то есть – видящий истину бытия не ясно и отчётливо, но, напротив, неясно – сквозь затуманивающую духовный взор среду. Вы уже видите сквозь гилетику вещей этого текучего мира подлинные, неизменные лики бытия, но ещё не совсем ясно и отчётливо различаете эти эйдосы – лики. И только пройдя Великие мистерии происходит «второе рождение человека».
Лишь пережив некое экзистенциальное событие, своеобразный опыт-предел, благодаря чему вы сами меняетесь уже не в смысле приобретения новой информации, но в смысле онтологического события «второго рождения» (инициации, посвящения!), можно узнать( Платон в диалоге «Федон» устами своего учителя Сократа выдвигает – в качестве аргумента бессмертия души! – знаменитый философский тезис, согласно которому подлинное знание есть припоминание душой тех ликов подлинного бытия, которые душа созерцала да своего воплощения в земном теле – этой гробнице и темнице души), что же на самом деле зашифровано, как некое послание, в данном философском тексте… Глубоко в пещере сидят узники, прикованные за бедра и шею так, что они могут глядеть только прямо перед собой – на стену пещеры. На стене движутся или покоятся тени, проекция вещей. Эти теневые проекции получаются от того, что позади узников в пещере горит огонь костра, в свете которого над оградой кто-то невидимый проносит разные фигуры – иногда молча, иногда с определённым звуком. Понятно, что не имея возможности встать и обернуться, узники пещеры думают, что они созерцают не тени, а самую что ни на есть настоящую реальность.
Но вот однажды одному из узников довелось освободиться от своих уз (скорее, ему помогли в этом). Освобождённый с трудом повернулся и застыл от удивления, увидев костёр, оградку и весь «театр Теней». Он подошёл поближе к костру, но никого из обманщиков там не нашёл. Зато увидел, что гораздо выше и впереди есть выход из пещеры, откуда бьёт яркий дневной свет. Протирая слёзы от света и щурясь, бывший узник поднимается к выходу и…что же он обнаруживает? Привыкнув к свету, его глаза различают залитую солнцем долину. Весело журчит речушка, по-весеннему щебечут птицы, яркая зелень первой листвы и травы, цветочное разноцветье, яркое голубое небо с плывущими на нём белыми облаками… Велико изумление путешественника, впервые наблюдающего подлинную реальность!
Захлёбываясь от восторга, бывший узник спешит вернуться к своим собратьям и поведать им об истинном положении вещей! Но, вбежав в темноту пещеры после яркого дня, наш герой спотыкается и падает – под дружный смех соплеменников. Они не верят ни единому его слову, принимая за сумасшедшего. Сначала смех, затем – агрессия и практика изгнания. В этом впервые подчеркнуто не только совпадение знания о мире самим миром, но и несовпадение понятия о предмете с самим предметом.