Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:00, контрольная работа
1. Задание. Реферат  на тему: «Учение о государстве  и о политике Н.Макиавелли»
2.Задание. Заполнить  таблицу по теме: «Средневековая  арабо-язычная философия»
1.Задание: 
1. Особенности культуры эпохи Возрождения.
2. Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения.
3. Биография  Н. Макиавелли.
4. Политические  идеи Н. Макиавелли.
5. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.
6. Учение Н. Макиавелли о государстве и праве
7. Заключение. 
 
2.Задание: Таблица.
Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть «смешанной республики» в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части. Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. Засилье дворян, которыми переполнены Неаполитанское королевство, Римская область, Романья, Ломбардия, мешает возрождению Италии. Из-за дворян там не было ни республики, ни политической жизни. На пути к созданию будущей свободной Итальянской республики много препятствий. Освобождение страны от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и многочисленных дворян, от папского государства и интриг католической церкви, поддерживающей раздробленность страны, требует крайних мер, проводимых абсолютной и чрезвычайной властью единоличного правителя, уничтожающего укоренившиеся пороки, учреждающего мудрые законы и порядки. Этой проблеме посвящено наиболее известное произведение Макиавелли «Государь», (в иных переводах – «Князь»; дословно – «О принцепсе»).
Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение – благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа. Но для Макиавелли право – орудие власти «служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука – «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого». Макиавелли против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального государства.
Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, - могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. Католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Не политика на службе религии, а религия на службе политики – такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.
Макиавелли отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из св. Писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории.
Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления государственной власти, способы и приемы политической деятельности. В произведениях Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. Макиавелли стремился обосновать несовместимость политических правил и элементарных норм морали и их принципиальную противоположность. Государства, писал Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман.
Идеалом государственного деятеля, которым он восхищался, был герцог Романьи Чезаре Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными и жестокими способами, типичными для феодалов эпохи позднего средневековья. При всем том, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Отсюда вытекает одно из излюбленных Макиавелли правил политики: «Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может» Лучше убить, чем грозить; лучше жестокость, чем милосердие; лучше быть скупым, чем щедрым; лучше внушать страх, чем любовь.
Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей.
     В 
период позднего средневековья феодальные 
отношения во всех странах образовывали 
запутанный клубок прав и обязанностей, 
порождающий непрекращающиеся конфликты 
феодалов, непрерывную борьбу между 
королевской властью и 
Гуманистический дух эпохи Возрождения, каким его наследовал европейский XVI век, «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует не превознесение высокого достоинства человеческой личности. Нет в нем апологии свободной воли; нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики. Прообразом же правителя выступает Цезарь Борджиа – поистине сатанинский злодей в котором автор хотел видеть великого государственного мужа.
Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил объективно существующее соотношение политики и морали.
     Произведения 
Макиавелли оказали громадное влияние 
на последующее развитие политико-правовой 
идеологии. В них сформулированы 
и обоснованы главные программные 
требования буржуазии: незыблемость частной 
собственности, безопасность личности 
и имущества, республика как наилучшее 
средство обеспечения «благ свободы», 
осуждение феодального дворянства, подчинение 
религии политике и ряд других. Наиболее 
проницательные идеологи буржуазии высоко 
оценили методологию Макиавелли, в особенности 
освобождение политики от теологии, рационалистическое 
объяснение государства и права, стремление 
определить их связь с интересами людей. 
Названные положения Макиавелли были 
восприняты и развиты последующими теоретиками 
(Спиноза, Руссо). Камнем преткновения 
для этих теоретиков явились, однако, «макиавеллизм» 
и его оценка. Делались попытки противопоставить 
наиболее известную книгу «Государь» 
другим произведениям, усмотреть противоречие 
между ними. Попытки были неудачными. Неудачны 
и попытки истолковать книгу «Государь» 
как обличительный памфлет против тиранов, 
разоблачающий их повадки, либо представить 
«макиавеллизм» как искажение подлинных 
идей Макиавелли. Суть дела в том, что рассуждения 
Макиавелли о способах и приемах политической 
деятельности предопределялись не только 
спецификой исторических условий того 
времени, но и сущностью методов власти 
меньшинства, опирающуюся на насилие. 
Политика господствующих классов всегда 
стремилась найти идейную опору в общественной 
морали и теоретическое обоснование в 
философии. Макиавелли поменял местами 
опору и обоснование: его поиск теоретических 
основ эффективности политики правящего 
меньшинства неизбежно привел к противопоставлению 
принципов такой политики общепризнанным 
элементарным нормам морали, к обоснованию 
конкретных рекомендаций, приноровленных 
к практике противостоящих народу правительств. 
Именно поэтому труды Макиавелли оказали 
влияние не только на развитие политико-правовой 
теории, но и на реальную политику ряда 
государственных деятелей, одни из которых 
(Ришелье, Наполеон, Муссолини) открыто 
признавали это влияние, другие же, следуя 
практическим рекомендациям Макиавелли, 
его же лицемерно порицали («Анти-Макиавелли» 
Фридриха II Прусского). В одном из своих 
строго секретных писем для членов Политбюро 
ЦК РКП(б) Ленин называл Макиавелли умным 
писателем по государственным вопросам, 
справедливо говорившим о способах достижения 
известной политической цели. 
 
 
Заключение. 
Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования
мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий
вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а
его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин
«Макиавеллизм» 
- синоним политического 
предательства, жестокости и т.д.
Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавелли
противоречиво. С одной стороны – резко негативно, за то, что он беспощадно
и безжалостно 
раскрывал механизмы 
Он первый в своем роде единственный мыслитель Эпохи Возрождения,
который сумел достаточно определенно постичь смысл основных тенденций той эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и изложить их таким образом, что они становились не просто высказываниями, максимами и афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех, кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к преобразованию, желая увидеть новую Италию.
Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.
Для нас Макиавелли и его творчество имеют, прежде всего, конкретно-
историческую и культурную ценность. Будучи одним из самых крупных и
замечательных представителей эпохи возрождения, Макиавелли связывает
животворные традиции мысли и культуры с новым временем и современностью. Из его произведений перед нами предстает вся интеллектуальная, социально- политическая картина эпохи Возрождения, со всеми ее гуманистическими достижениями и конкретно-исторической ограниченностью, со всеми ее противоречиями, исканиями и борьбой. На его произведениях, возможно, особенно четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога с мыслителями прошлого и из осмысления прошлых эпох рождается теория, как из критически-творческого освоения традиции рождается новаторство и как из ретроспективы, рассматриваемой с позиций самых фундаментальных и самых острых проблем современной жизни, вырабатывается перспектива исторического
развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК 
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
Задание 
№ 2. 
| № | Основные направления 
  средневековой арабо-язычной  | 
  Период возникновения | Представители | Основные взгляды | 
|   1  | 
    Школа мутазалитов  | 
    Конец 8-го века  | 
    аль-Алляф (ум. ок. 840) ан-Наззам 
  (ум. 835—846),  аль-Джахиз (ум. 868)  | 
  Бог не может быть источником зла и несправедливости, потому что если человеческая воля несвободна и все поступки людей предопределены, то получается, что Бог несправедлив, наказывая их за зло. | 
|   2  | 
    Школа Мутакалимов  | 
    5 Век  | 
    Ибн-Ваджей (ок. 1070-1138), Ибн-Туфейлем 
  (1110-85) и  Ибн-Руш-дом (Аверроэсом),  | 
  Мутакаллимы отвергли 
  слепое следование мусульманским авторитетам 
  и настаивали на толковании догматов 
  ислама, основанном на разуме, логике и 
  исторических фактах. Тем самым мутакаллимы 
  выступали против захиритов, "людей 
  явленности", отрицавших законность 
  проведения рациональных процедур для 
  определения новых норм закона.  Основной 
  догматический тезис   | 
|   3  | 
    Суфизм  | 
    4 век  | 
    Аль-Кинди (800 — 879) Аль-Фарби 
  (870 — 950)  Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037)  | 
  • отвергалась 
  идея творения
   • допускалось наличие Бога • выдвигалась идея жесткого детерминизма • была выдвинута идея о "двойственной истине"  | 
Информация о работе Учение о государстве и о политике Н.Макиавелли