Учение о государстве и о политике Н.Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

1. Задание. Реферат на тему: «Учение о государстве и о политике Н.Макиавелли»

2.Задание. Заполнить таблицу по теме: «Средневековая арабо-язычная философия»

Оглавление

1.Задание:


1. Особенности культуры эпохи Возрождения.

2. Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения.

3. Биография Н. Макиавелли.

4. Политические идеи Н. Макиавелли.

5. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.

6. Учение Н. Макиавелли о государстве и праве

7. Заключение.



2.Задание: Таблица.

Файлы: 1 файл

КР фил.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть «смешанной республики» в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части. Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. Засилье дворян, которыми переполнены Неаполитанское королевство, Римская область, Романья, Ломбардия, мешает возрождению Италии. Из-за дворян там не было ни республики, ни политической жизни. На пути к созданию будущей свободной Итальянской республики много препятствий. Освобождение страны от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и многочисленных дворян, от папского государства и интриг католической церкви, поддерживающей раздробленность страны, требует крайних мер, проводимых абсолютной и чрезвычайной властью единоличного правителя, уничтожающего укоренившиеся пороки, учреждающего мудрые законы и порядки. Этой проблеме посвящено наиболее известное произведение Макиавелли «Государь», (в иных переводах – «Князь»; дословно – «О принцепсе»).

     Законодательству  и праву Макиавелли придавал большое  значение – благодаря законам  Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа. Но для Макиавелли право – орудие власти «служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука – «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого». Макиавелли против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального государства.

     Важным  средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, - могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим. Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. Католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Не политика на службе религии, а религия на службе политики – такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.

     Макиавелли  отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из св. Писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории.

     Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток  эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления  государственной власти, способы и приемы политической деятельности. В произведениях Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. Макиавелли стремился обосновать несовместимость политических правил и элементарных норм морали и их принципиальную противоположность. Государства, писал Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман.

     Идеалом государственного деятеля, которым  он восхищался, был герцог Романьи  Чезаре Борджиа, стремившийся расширить  свои владения вероломными и жестокими  способами, типичными для феодалов эпохи позднего средневековья. При всем том, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Отсюда вытекает одно из излюбленных Макиавелли правил политики: «Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может» Лучше убить, чем грозить; лучше жестокость, чем милосердие; лучше быть скупым, чем щедрым; лучше внушать страх, чем любовь.

     Макиавелли  в то же время советовал государям  притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей.

     В период позднего средневековья феодальные отношения во всех странах образовывали запутанный клубок прав и обязанностей, порождающий непрекращающиеся конфликты  феодалов, непрерывную борьбу между  королевской властью и вассалами, вереницу измен, предательских убийств, отравлений, коварных интриг, прикрываемых поэтическим именем рыцарства, рассуждающего о дворянской чести и дворянской верности. Именно эту практику Макиавелли поднял на теоретический уровень «высокой политики» и попытался дать ей своеобразные оправдания. Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков; поэтому «макиавеллизм» стал символом политического коварства.

     Гуманистический дух эпохи Возрождения, каким его наследовал европейский XVI век, «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует не превознесение высокого достоинства человеческой личности. Нет в нем апологии свободной воли; нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики. Прообразом же правителя выступает Цезарь Борджиа – поистине сатанинский злодей в котором автор хотел видеть великого государственного мужа.

     Заслуга Макиавелли в том, что он до предела  заострил и бесстрашно выразил объективно существующее соотношение политики и морали.

     Произведения  Макиавелли оказали громадное влияние  на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения «благ свободы», осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей. Названные положения Макиавелли были восприняты и развиты последующими теоретиками (Спиноза, Руссо). Камнем преткновения для этих теоретиков явились, однако, «макиавеллизм» и его оценка. Делались попытки противопоставить наиболее известную книгу «Государь» другим произведениям, усмотреть противоречие между ними. Попытки были неудачными. Неудачны и попытки истолковать книгу «Государь» как обличительный памфлет против тиранов, разоблачающий их повадки, либо представить «макиавеллизм» как искажение подлинных идей Макиавелли. Суть дела в том, что рассуждения Макиавелли о способах и приемах политической деятельности предопределялись не только спецификой исторических условий того времени, но и сущностью методов власти меньшинства, опирающуюся на насилие. Политика господствующих классов всегда стремилась найти идейную опору в общественной морали и теоретическое обоснование в философии. Макиавелли поменял местами опору и обоснование: его поиск теоретических основ эффективности политики правящего меньшинства неизбежно привел к противопоставлению принципов такой политики общепризнанным элементарным нормам морали, к обоснованию конкретных рекомендаций, приноровленных к практике противостоящих народу правительств. Именно поэтому труды Макиавелли оказали влияние не только на развитие политико-правовой теории, но и на реальную политику ряда государственных деятелей, одни из которых (Ришелье, Наполеон, Муссолини) открыто признавали это влияние, другие же, следуя практическим рекомендациям Макиавелли, его же лицемерно порицали («Анти-Макиавелли» Фридриха II Прусского). В одном из своих строго секретных писем для членов Политбюро ЦК РКП(б) Ленин называл Макиавелли умным писателем по государственным вопросам, справедливо говорившим о способах достижения известной политической цели. 
 
 

Заключение. 

     Макиавелли  – один из самых трудных для  понимания и истолкования

мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий

вокруг его  основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а 

его доктрина и  взгляды спрессовались в резко  негативный термин

«Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия,

предательства, жестокости и т.д.

     Идеологи  относятся к личности и к произведениям  Макиавелли

противоречиво. С одной стороны – резко  негативно, за то, что он беспощадно

и безжалостно  раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачи и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего класса до конца. С другой стороны из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, мысли и дела которого якобы пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.

Он первый в  своем роде единственный мыслитель Эпохи Возрождения,

который сумел  достаточно определенно постичь  смысл основных тенденций той эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и изложить их таким образом, что они становились не просто высказываниями, максимами и афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех, кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к преобразованию, желая увидеть новую Италию.

     Макиавелли  впервые в истории отделил  политику от морали и религии и  сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.

     Для нас Макиавелли и его творчество имеют, прежде всего, конкретно-

историческую  и культурную ценность. Будучи одним из самых крупных и

замечательных представителей эпохи возрождения, Макиавелли связывает 

животворные традиции мысли и культуры с новым временем и современностью. Из его произведений перед нами предстает вся интеллектуальная, социально- политическая картина эпохи Возрождения, со всеми ее гуманистическими достижениями и конкретно-исторической ограниченностью, со всеми ее противоречиями, исканиями и борьбой. На его произведениях, возможно, особенно четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога с мыслителями прошлого и из осмысления прошлых эпох рождается теория, как из критически-творческого освоения традиции рождается новаторство и как из ретроспективы, рассматриваемой с позиций самых фундаментальных и самых острых проблем современной жизни, вырабатывается перспектива исторического

развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Алексеев  П. В., Панин А. В. Хрестоматия по философии, учебник - М.: Проспект, 2002.
  2. Кравченко А.Н. История менеджмента. - М.: Академический проект, 2008. – 560.
  3. Шеметов П.В. Теория организации - М.: Омега-Л, 2006. – 282.
  4. Латфуллин Г.Р. Теория организации - СПб.: Питер, 2004. – 394.
  5. Спиркин А. Г. Философия, учебник - М.: Гардарики, 2001.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание № 2. 

Основные направления  средневековой арабо-язычной философии. Период возникновения Представители Основные взгляды
 
 
 
 
 
 
1
 
 
 
 
 
 
Школа мутазалитов
 
 
 
 
Конец 8-го века
 
аль-Алляф (ум. ок. 840) 

ан-Наззам (ум. 835—846), 

аль-Джахиз (ум. 868)

Бог не может быть источником зла и несправедливости, потому что если человеческая воля несвободна и все поступки людей предопределены, то получается, что Бог несправедлив, наказывая их за зло.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Школа Мутакалимов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5 Век
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ибн-Ваджей (ок. 1070-1138), 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ибн-Туфейлем (1110-85) и 
 
 
 

Ибн-Руш-дом (Аверроэсом),

Мутакаллимы отвергли слепое следование мусульманским авторитетам  и настаивали на толковании догматов ислама, основанном на разуме, логике и  исторических фактах. Тем самым мутакаллимы выступали против захиритов, "людей явленности", отрицавших законность проведения рациональных процедур для определения новых норм закона. 

Основной  догматический тезис мутакаллимов выражался как "Следуй одному только разуму"

 
 
 
 
 
3
 
 
 
 
 
Суфизм
 
 
 
 
 
4 век
 
Аль-Кинди (800 — 879) 

Аль-Фарби (870 — 950) 

Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037)

• отвергалась  идея творения

• допускалось  наличие Бога

• выдвигалась  идея жесткого детерминизма

• была выдвинута  идея о "двойственной истине"

Информация о работе Учение о государстве и о политике Н.Макиавелли