Учение Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:38, реферат

Краткое описание

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.
Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову "философия" придавали не во всем одинаковый смысл.
В целом философия объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта. Это и определяет двоякий характер отношения философии к времени культуры. Философия — очень точный барометр времени. Но философия, ее вершинные творения и не подвластны времени; философский взгляд на мир осознание его под знаком вечности.
В философских системах и учениях сосредоточен не только интеллектуальный, но также и нравственный, и эстетический опыт человечества. Центр тяжести, главное сосредоточие философских проблем — смысл и цель человеческой жизни, поиск и утверждение высших жизненных истин и ценностей.

Оглавление

Введение
1. Фома Аквинский. Биография
2. Учение о бытии
3. Пять доказательств бытия Бога
4. Учение о человеке и его душе
5. Теория познания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Фома Аквинский.docx

— 28.35 Кб (Скачать)

Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей ее от античной философии, а тем более  от философии Нового времени, была ее тесная связь с монотеистической религией. В своей теодицее (оправдании Бога) Фома снимает с него ответственность за зло и возлагает эту тяжелую ношу на плечи несовершенного человека.

Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего. Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Именно они суть реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще. Согласно Аквинату, материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.

Как первопричина, Бог создает многочисленные роды и виды вещей, наделенных различной  степенью совершенства, требуемых для  полноты универсуума, имеющего иерархическую структуру. Особое место в творении занимает человек, заключающий в себе два мира — материальный и духовный, являющийся единством материального тела и души как формы тела. Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор.

Основополагающий принцип  познания, по Аквинату, - реальное существование всеобщего. Человеку присущи две способности познания - чувство и интеллект. Истину Аквинат определяет как "соответствие интеллекта и вещи". При этом понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога. Отрицая врожденное знание, Аквинат вместе с тем признавал, что в нас предсуществуют некоторые зародыши знаний, а именно: первые понятия, тотчас же познаваемые активным интеллектом посредством образов, абстрагированных от чувственного. Он выдвинул принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать; на этом принципе основываются все другие нормы логического мышления.

Будучи первопричиной  всех вещей, Бог, вместе с тем, является конечной целью их устремлений. Фома отдавал должное деятельности, направленной на достижение земных, конечных форм блаженства. Началами собственно нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней - законы и благодать. Фома анализирует добродетели и противостоящие им пороки, однако он полагает, что для достижения вечного счастья помимо добродетелей существует необходимость в дарах, блаженствах и плодах Св. Духа. Нравственную жизнь Фома не мыслит вне наличия теологических добродетелей - веры, надежды и любви. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Фидлософия: учеб.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.-592 с.

2. История философии: учебник  для высших учебных заведений/  под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 736 с.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2008. – 736 с.

4. Философский энциклопедический  словарь/ Гл. редакция: А.Л. Ильичев,  П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.  Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- 840 с.

5. Википедия [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия - Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org - Загл. с экрана.


Информация о работе Учение Фомы Аквинского