Особенности политико- правового учения Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья. Родиной Фомы была Италия. Родился в конце 1225г. или начале 1226 г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.

Оглавление

А) Как разрешалась Ф.Аквинским проблема разграничения компетенции светской и церковной власти?..........................................................................6
Б) Какую форму правления Аквинский считал идеальной?..........................8
В) Какую классификацию законов предложил Аквинский?........................10
Список использованных источников……………………...........................12

Файлы: 1 файл

PROBLEMA_RAZGRANIChENIYa_KOMPETENTsII_SVETSKOJ_I_Ts.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Тема 3

 

Оглавление:

 

А) Как разрешалась  Ф.Аквинским проблема разграничения  компетенции светской и церковной  власти?..........................................................................6

Б) Какую форму  правления Аквинский считал идеальной?..........................8

В) Какую классификацию  законов предложил Аквинский?........................10

Список использованных источников……………………...........................12

Фома Аквинский  самый видный и влиятельный философ-схоластик  западноевропейского средневековья. Родиной Фомы была Италия. Родился в конце 1225г. или начале 1226 г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.

 На 5-ом году  жизни Фому определяют учиться  в монастырь бенедиктинцев в  Монте Кассино, где он проводит  около 9-ти лет, проходя классическую  школу, из которой выносит прекрасное  знание латинского языка. В  1239 году возвращается в родной  дом, сняв монашескую рясу. Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского.

В 1244 г. Фома принимает  решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата Монте Кассино, что вызвало решительный протест семьи. Совершив пострижение в монахи он несколько месяцев пребывает в монастыре в Неаполе. Здесь было решено послать его в Парижский университет, являвшийся в то время центром католической мысли. На пути к Парижу он был схвачен группой всадников — его братьями и был возвращен в отцовский замок и здесь в профилактических целях был заключен в башню. в которой находился свыше года. В дальнейшем семья, не пренебрегая никакими средствами, пытается заставить сына отказаться от принятого решения. Но видя, что он не приклонен, смирилась и 1245 г. он отправился в Париж.

Во время  пребывания в Парижском университете (1245—1248 г. г.) он слушал лекции своего учителя  Альберта Больштедта, позже прозванного  Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Вместе с Альбертом Фома 4-е года провел так же в Кельмском университете, во время занятий Фома не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, за что коллеги его прозвали Немым Быком. В 1252г. он возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259г. Здесь же выходит ряд его теологических трудов, комментариев к Священному писанию, он начинает работу над «Философской суммой».

В 1259г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, пребывание в  котором длилось до 1268г. Появление  Фомы при папском дворе не было случайным. Римская курия усмотрела  в нем человека, который должен был совершить важный для церкви труд, а именно дать трактовку аристотелизма в духе католицизма. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже «Философскую сумму» (1259-1269 г. г.), пишет труды, так же приступает к работе над главным трудом своей жизни — «Теологическая сумма».

Осенью 1269г. по указанию римской курии Фома отправляется в Париж, ведет ожесточенную борьбу против латинских аверроистов и  их главы Сигера Брабантского, а  также полемику против консервативных католических теологов, желавших по-прежнему придерживаться только принципов августинизма. В этом споре он занял собственную позицию, выступив как против тех, так и других Августианцев он упрекал за консерватизм и неприятие новых идей. Философские взгляды аверроистов подрывали основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского.

В 1272 г. Фома был  возвращен в Италию. Он преподает  теологию в Неаполе, где продолжает работу над «Теологической суммой», которую заканчивает в 1273г. Фома — автор и ряда других произведений, а также комментариев к сочинениям Аристотеля и других философов.

Спустя 2-а года Аквинский покидает Неаполь, чтобы  принять участие в созванном  папой Григорием X соборе, происходившем  в Лионе. Во время поездки он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274г. в  монастыре бернардинцев в Фоссануове.

После смерти ему  был присвоен титул «ангельский  доктор». В 1323г., во время понтификата  папы Иоанна XXII, Фома был причислен  к лику святых, а в 1567г. признан  пятым «учителем церкви».

А) ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ

 

Фома Аквинский решает вопрос, актуальный для того времени: имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности их власти? В то время светские правители отрицали это право, ссылаясь на Священное писание: «нет власти не от Бога» (т.е. светская власть также от Бога). Фома предлагает различать три элемента государственной власти:

  • сущность;
  • происхождение;
  • использование.

Сущность государственной  власти установлена Богом, доказательством  чего служат слова апостола Павла: «Существующие власти от Бога установлены». Происхождение государственной власти может быть и незаконным (насилие, подкуп). Использование государственной власти часто ведет к злоупотреблению властью.

Фома считал, что церковь  не посягает на власть как на божественный принцип, но церковь оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и использовании ее тем или иным правителем.

Фома решает вопрос разграничения компетенции  светской и церковной власти. Он высказывает идею автономии властей: светская власть должна управлять только внешними действиями подданных; церковь — душами людей. Фома полагал: «Так как духовная власть и светская, обе производны от власти Божьей, то светская власть на столько находится под духовной, насколько она ей Богом подчинена, а именно в делах, которые касаются спасения души; вследствие этого в таких делах следует скорее повиноваться церковной власти, а не светской. В том же, что касается гражданских благ, следует более повиноваться светской власти, чем церковной, в соответствии с поучением «Отдайте кесарево кесарю».

При этом Фома высказывает такую идею взаимодействия властей. Государство должно помогать церкви в борьбе с ересью: «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, — гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси».

Проблема тираноубийства.

Можно ли сопротивляться тирану? Фома выдвигал следующие аргументы против тираноубийства:

—после убийства тирана может прийти новый тиран, который будет еще свирепее;

—убийство тирана не соответствует апостольскому учению. Апостол Петр считал, что нужно смиренно подчиняться не только добрым, но и злым господам.

Вместе с  тем Фома допускал тираноубийство, которое должно совершаться не по собственному почину, а по решению общества (католическая церковь в то время не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей правителю).

Б) ИДЕАЛЬНАЯ ФОРА ПРАВЛЕНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО

 

Фома развивает  свою политическую теорию в рамках теоцентристской картины мира, опираясь на идеи Аристотеля. Вслед за Аристотелем он выделяет шесть форм правления государства: монархию, тиранию, аристократию, олигархию, политию, демократию.

Таблица 1 Политические взгляды Аристотеля и Фоны Аквинского

Аристотель

Фома  Аквинский

Идеальная форма правления

Полития

Монархия

Обоснование выбора

Полития — это государство, основой которого является средний класс

Согласно  природе вещей править должен один. Согласно жизненному опыту


 

В отличие от Аристотеля лучшей формой правления  Фома признает монархию, а не политию.

Он считал, что  согласно природе вещей править  должен один, поскольку:

во вселенной  единый Бог;

среди множества  частей тела есть одна, которая движет всем, — сердце;

среди частей души главенствует одна — разум;

у пчел один царь.

Согласно жизненному опыту провинции и города-государства, которыми управляет не один, одолеваемый раздорами, «и, напротив, провинции и города-государства, которые управляются одним государем, наслаждаются миром, славятся справедливостью и радуются процветанию». Господь говорит устами Пророка (Иеремия, XII, 10): «Множестио пастухов испортили мой виноградник».

 

 

В) КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ ФОМЫ АКВИНСКОГО

 

Фома Аквинский  сформулировал следующие характеристики закона:

  • закон есть не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе;
  • закон относится к тому, что составляет основу человеческих поступков, поскольку для них он является правилом и мерилом;
  • любой закон направлен к общему благу;
  • закон вызывает движение к цели.

 
Классификация законов.

Следует различать  четыре вида законов, три из которых  представляют собой иерархию: 
    Вечный закон (lex aeterna) — естественный божественный закон, рациональный проект Бога, который знаком только самому Богу и блаженным святым: «замысел управления вещами, существующий у Бога как государя Вселенной, имеет значение закона». Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божественного слова и адресован твари внимающей.

Естественный  закон (lex naturalis) — участие вечного закона в разумной твари. Естественный закон — это отражение божьего закона человеческим разумом, «печать божественного света на нас». Человек как разумное создание частично может постигать lex aeterna. Это «свет естественного разума, с помощью которого мы различаем, что хорошо, а что плохо». Естественный закон представляет собой некие моральные предписания, провозглашенные разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе. Этот закон предписывает все то, что соответствует существованию человеческого рода: союз мужчины и женщины, воспитание детей и др.

Как обнародуется естественный закон? Он «обнародован уже  тем, что Бог вложил его в умы  людей так, чтобы те познали его  естественным путем».

Человеческий  позитивный закон (lex humana) — это феодальное право того времени. Этот закон представляет собой «частные распоряжения, выработанные человеческим разумом»: исходит из факта несовершенства людей, поэтому является самым несовершенным в иерархии законов; служит человеку в достижении его земных целей; нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; призван четко определить естественный закон (как должны заключаться браки, определить санкции, если совершается правонарушение).

Фома Аквинский  полагал, что «человеческие законы не могут обладать той непогрешимостью, которая отличает выводы наук, подкрепленные  доказательствами».

Человеческий  позитивный закон должен соответствовать  естественному закону: «каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Иначе — это не закон, а «порча закона», и такому закону можно не подчиняться. Принудительное осуществление такого закона есть признак тирании. Однако Фома делает оговорку: такой закон может считаться обязательным, если необходимо пресечь беспорядок.

Позитивный  божественный закон (lex divina) — содержится в Библии. Он адресован «твари читающей», и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверх природному, что является актуальным для верующего христианина.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Фома Аквинский.  О правлении государств // Политические  структуры эпохи феодализма в  Западной Европе (6-17в.в.) Л., 1990.

2. Бартош,  Ю. Фома Аквинский /Ю.Бартош - М.,1975 .

3. Барг,М. Эпохи и идеи /М.Барг -М., 1987.

4. Лекторов, Т.Т. Формирование  средневековой философии: латинская  патристика/Т.Г.Лекторов - М.,1979.

 

 


Информация о работе Особенности политико- правового учения Фомы Аквинского