Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 00:23, реферат
Социальная жизнь людей отливается в множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются от того, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.
1) нарциссизм - исключительная любовь к собственному «я», которая делает человека нечувствительным к желаниям других, нетерпимым ко всему, что не есть он сам. В широком смысле нарциссизм - это любовь к своему городу, к стране, активистов к их партии и вождю и др. С другой стороны есть антипатия ко всему чужому - другая нация раса и др.
2) стремление к немедленному
удовлетворению желаний и
Предводитель - нарцисс не любит
никого кроме себя в силу
исключительной веры в свои
способности, идеи, и чувства превосходства.
Его воля не нуждается в
поддержке других, в оценках окружающих.
Толпа же испытывает
Таким образом, суть феномена толпы заключается, по Фрейду, в следующем:
1. При наступлении опасности
возникает чувство
2. У человека толпы активизируется «сверх-я», инстанция, замещающая отца, ослабляется рациональное сознание, развившееся позже.
3. «Сверх-я» проецируется на лидера.
4. В психике каждого происходят, одни и те же бессознательные процессы. Каждый чувствует себя сыном лидера, другого участника – братом. Обеспечиваются эмоциональная сплоченность и взаимоподдержка, которые исчезают, когда вождь гибнет или дискредитирует себя.
Заключение.
Итак, по Фрейду, связи индивидов в группе имеют эмоциональную основу. По вертикали – связь с вождем, по горизонтали – с членами группы. Основной механизм связей – идентификация. В процессе идентификации индивид отказывается от своего «Я-идеала», заменяя его на массовый идеал, воплощенный в вожде. Именно идентификация (сначала с родителями, затем с вождем) делает индивида существом социальным. Так как в психической жизни человека всегда присутствует кто-то еще, сама психология личности есть социальная психология.
Изучение массовых явлений столкнулось с двойственной природой массы: как суммы индивидов, с одной стороны, и как коллективного единства, с другой. Исследование этого единства явилось основной задачей первых исследователей массовых социальных образований. Работы Тарда, Лебона, Фрейда и других исследователей положили основу социальной психологии и культурологии масс.
Список литературы
1. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.
2. Московичи С. Век толп. — М., 1996.
3. Психология масс: Хрестоматия. — Самара,
1998.
4. Психология толп. — М., 1998.
5. Фрейд З., Психология масс и анализ человеческого
Я. 1991
6. Фрейд, З. Тотем и табу. – М., 1997. – С. 279-348.
7.Фрейд 3. «Я» и «Оно». — Тбилиси, 1991.
8. Юнг К.Г., Психология бессознательного, М., Канон, 1994