Толпа по Фрейду

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 00:23, реферат

Краткое описание

Социальная жизнь людей отливается в множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются от того, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.

Файлы: 1 файл

толпа по фрейду.docx

— 37.84 Кб (Скачать)

1) нарциссизм - исключительная любовь  к собственному «я», которая делает  человека нечувствительным к  желаниям других, нетерпимым ко  всему, что не есть он сам. В  широком смысле нарциссизм - это  любовь к своему городу, к стране, активистов к их партии и  вождю и др. С другой стороны  есть антипатия ко всему чужому - другая нация раса и др.

2) стремление к немедленному  удовлетворению желаний и инстинктов, особенно сексуальных. Эротическое  влечение соединяет людей, но  при удовлетворении - разделяет и  вновь необходимо время для  накопления либидо. Потому отказ  от удовлетворения влечений создаёт  постоянную толпу, базирующейся  на организации и высшем идеале. Человек, поглощённый толпой, отказывается от личного и позволяет воздействовать на себя другим, так как испытывает необходимость в согласии с другими членами толпы больше, чем в разногласии с ними: следовательно, он делает это из любви к другим.

 Предводитель - нарцисс не любит  никого кроме себя в силу  исключительной веры в свои  способности, идеи, и чувства превосходства. Его воля не нуждается в  поддержке других, в оценках окружающих. Толпа же испытывает потребность  чувствовать себя любимой, так  же как и любить самой. Члены  толпы ладят с собой в той  мере, в какой ими восхищаются. Везде присутствует иллюзия видимого или невидимого лидера (Христос, Главнокомандующий), который любит равным образом всех членов общества. Всё остальное увязывается с этой иллюзией. Каждый думает, что получает плату за свою любовь. Но, если лидера заподозрят в неодинаковой любви, толпа распадётся.

Таким образом, суть феномена толпы заключается, по Фрейду, в следующем:

1. При наступлении опасности  возникает чувство незащищенности, происходит возврат к инфантильной  ситуации, когда гарантией безопасности  была помощь и руководство  отца.

 2. У человека толпы активизируется «сверх-я», инстанция, замещающая отца, ослабляется рациональное сознание, развившееся позже.

3. «Сверх-я» проецируется на лидера.

4. В психике каждого  происходят, одни и те же бессознательные процессы. Каждый чувствует себя сыном лидера, другого участника – братом. Обеспечиваются эмоциональная сплоченность и взаимоподдержка, которые исчезают, когда вождь гибнет или дискредитирует себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 Итак, по Фрейду, связи индивидов в группе имеют эмоциональную основу. По вертикали – связь с вождем, по горизонтали – с членами группы. Основной механизм связей – идентификация. В процессе идентификации индивид отказывается от своего «Я-идеала», заменяя его на массовый идеал, воплощенный в вожде. Именно идентификация (сначала с родителями, затем с вождем) делает индивида существом социальным. Так как в психической жизни человека всегда присутствует кто-то еще, сама психология личности есть социальная психология.

Изучение массовых явлений столкнулось с двойственной природой массы: как суммы индивидов, с одной стороны, и как коллективного единства, с другой. Исследование этого единства явилось основной задачей первых исследователей массовых социальных образований. Работы Тарда, Лебона, Фрейда и других исследователей положили основу социальной психологии и культурологии масс.

 
 
Список литературы

1.  Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.

2. Московичи С. Век толп. — М., 1996. 
3. Психология масс: Хрестоматия. — Самара, 1998.

4. Психология толп. — М., 1998.

5. Фрейд З., Психология масс и анализ человеческого Я. 1991 
6. Фрейд, З. Тотем и табу. – М., 1997. – С. 279-348. 
7.Фрейд 3. «Я» и «Оно». — Тбилиси, 1991.

8. Юнг К.Г., Психология бессознательного, М., Канон, 1994

 

 

 

 


Информация о работе Толпа по Фрейду