Реферат
Толпа по Фрейду
Введение
Социальная жизнь людей отливается
в множество самых разнообразных форм.
Некоторые из них обыденны и привычны.
Другие серьезно отличаются от того, что
принято считать повседневной нормой.
Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные,
зависящие от воли, желаний или нужд личности.
Но есть и такие, в которых проявления
воли, желаний и нужд отдельного человека
оказываются серьезно ограниченными прямым
или опосредованным влиянием других людей. Каждый человек
в отдельности хочет жить в мире. Никому
не нужны конфликты и войны. Но иногда
случается, что оказавшись в толпе, люди
совершают поступки, которые в обычной
ситуации показались бы им неприемлемыми.
В чем заключается так называемый «феномен
толпы»? Первые попытки подойти к этой
проблеме с научной точки зрения еще в
конце XIX – начале XX века предпринял французский
социолог Густав Лебон. Его первые статьи
на эту тему были опубликованы в 1895 г. в
журнале «Научное обозрение». А следующие,
вышедшие в том же году в книге «Психология
толпы», принесли ему широкую известность.
Эти исследования толпы привлекли внимание
Фрейда, ставшего свидетелем не только
социальных и национальных революций,
но и падения Германии и Австро-Венгрии.
Свою работу «Психология масс и анализ
человеческого Я» (1921г.) он специально
посвятил критическому анализу толпы.
Соглашаясь с предлагаемыми Лебоном описаниями
толпы, Фрейд в то же время рассматривал
толпу с точки зрения психоанализа.
- Общее понятие толпы.
Толпа — бесструктурное скопление
людей, лишенных ясно осознаваемой общности
целей, но взаимно связанных сходством
эмоционального состояния и общим объектом
внимания. Особо важную роль при возникновении
толпы играет коммуникация как процесс
обмена между людьми значимыми для них
сообщениями. Люди готовы поддаваться
заражающему действию со стороны окружающих,
когда это действие соответствует их убеждениям.
Психическое заражение было бы невозможно,
если бы люди не видели действий и поступков
других и не слышали о них. Большую роль
играют средства массовой информации
и неофициальной коммуникации (разговоры,
слухи). Психическое заражение может
порождать чувства положительные, восторженные,
негативные, чувства уныния и депрессии.
Разделенные чувства являются первым
условием для подготовки массового поведения.
Основные механизмы формирования
толпы и развития ее качеств - циркулярная
реакция и слухи. Основные этапы формирования
толпы:
1.Образование ядра толпы. Первоначальное
ядро толпы может ставить перед собой
вполне определенные цели. Но в дальнейшем
ядро обрастает лавинообразно и стихийно.
Движимый любопытством, индивид, присоединяясь
к собравшимся, утрачивает часть самообладания
и приходит в состояние возбуждения. Начинается
циркулярная реакция, при которой у участников
проявляются схожие эмоции.
2.Процесс кружения. Возбуждение нарастает,
чувства обостряются, возникает готовность
реагировать на слухи и действовать незамедлительно
и сообща.
3.Появление нового общего объекта внимания.
Появляется новый общий объект внимания,
на котором фокусируются чувства и воображение
людей. Этим объектом внимания становится
образ, создаваемый в разговорах участников
толпы. Этот образ — результат творчества
самих участников, сплачивающий толпу
в единое целое.
4.Активизация индивидов через возбуждение.
Все больше возбуждаясь, толпа под руководством
лидера переходит к конкретным, часто
агрессивным, действиям.
На этом этапе уже четко определяется
состав толпы:
1)Ядро толпы, зачинщики. Их задача сформировать
толпу и использовать ее энергию в поставленных
целях.
2)Участники толпы. Заинтересованные в
происходящем индивидуумы оказываются
в сфере влияния толпы и активно участвуют
в ее действиях.
3)Добросовестно заблуждающиеся. Они
присоединяются к толпе
из-за ошибочного восприятия обстановки.
4)Обыватели. Они пассивны. Происходящее
воспринимается ими как развлечение.
Их присутствие увеличивает массовость
и усиливает влияние стихии толпы на поведение
ее участников.
Толпу можно классифицировать
по различным основаниям.
По способу и степени управляемости:
- Стихийная толпа. Формируется
и проявляется без какого-либо организующего
начала со стороны конкретного физического
лица.
- Ведомая толпа. Формируется и проявляется
под влиянием лидера.
- Организованная толпа. Общность людей,
с имеющейся структурой управления и подчинения.
По характеру поведения людей:
- Окказиональная толпа. Образуется
на основе любопытства к происшествию
(драка).
- Конвенциональная толпа. Образуется
на основе интереса к заранее объявленному
массовому зрелищу (салют).
- Экспрессивная толпа. Формируется так
же как конвенциональная толпа. В ней
совместно выражается общее отношение
к какому-либо событию (радость,энтузиазм,протест.)
- Экстатическая толпа. Крайняя форма экспрессивной
толпы. Состояние общего экстаза на основе
нарастающего заражения (рок-концерт).
- Действующая толпа. Формируется так же
как конвенциальная; осуществляет действия
относительно конкретного объекта.
Действующая толпа может быть:
а) Агрессивная толпа. Толпа,
объединенная ненавистью к конкретному
объекту (еврейский погром).
б) Паническая толпа. Толпа, стихийно
спасающаяся от опасности (наводнение).
в) Стяжательская толпа. Толпа, вступающая
в конфликт за обладание какими-либо ценностями
(расхищение продовольственных магазинов).
г) Повстанческая толпа. Толпа, формирующаяся
на основе общего справедливого возмущения
действиями властей (митинг протеста).
Толпе свойственны психологические
особенности в когнитивной, эмоционально-волевой,
темпераментальной и моральной сферах.
1)В когнитивной сфере толпа характеризуется:
- неспособностью к осознанию.
Толпа бессознательна, живет исключительно
чувством, логика ей не доступна. Общие
качества характера, управляемые бессознательным,
соединяются вместе в толпе. Толпа, в отличии
от индивида, не способна подавлять бессознательные
рефлексы.
- особенностями воображения. Толпа очень
восприимчива к впечатлениям. Не факты
сами по себе поражают воображение толпы,
а то, как они предъявляются ей. В воображении
людей, собравшихся в толпе, события претерпевают
искажения. Могут возникать коллективные
галлюцинации.
- особенностями мышления. Мышление отличаются
категоричностью и консерватизмом Толпа,
способная мыслить только образами, не
отделяет субъективное от объективного.
Она считает реальными образы, вызванные
в ее уме и не имеющие практически никакой
связи с наблюдаемым ею фактом.
Толпа не рассуждает и не обдумывает, никогда
не стремится к правде. Толпа способна
воспринимать лишь упрощенные идеи, принимает
или отбрасывает их целиком, постоянно
подпадает под влияние иллюзий. Суждения
толпы всегда навязаны ей и никогда не
бывают результатом обсуждения.
2)Особенности эмоционально-волевой сферы
толпы:
- Эмоциональность. В толпе всегда присутствует
эмоциональный резонанс. Участники толпы
при обмене эмоциональными зарядами постепенно
накаляют общее настроение до такой степени,
что происходит эмоциональный взрыв, с
трудом контролируемый сознанием.
- Высокая чувственность. В толпе
рождается временная коллективная душа,
в которой растворяются личные интересы.
Чувства и идеи участников принимают одно
направление, распространяясь очень быстро
посредством внушения и заражения, вызывают
всеобщее одобрение, содействующее возрастанию
их силы. Сила чувств толпы еще более увеличивается
из-за отсутствия ответственности. Уверенность
в безнаказанности и сознание могущества
приводят к тому, что человек становится
способен на такие поступки, на которые
он никогда не решился бы в одиночку.
- Экстремизм. Толпа создается главным
образом на базе противопоставления данной
общности объекту недовольства. В толпе
противопоставление «мы» и «они» достигает
опасной величины. Толпа считается только
с силой. Находясь в толпе, участник может
свободно следовать велению своих разрушительных
инстинктов. Малейшее несогласие с толпой
немедленно
вызывает ярость у участников.
- Мотивация. Личный интерес стирается,
все подчинено желаниям толпы, которые,
несмотря на силу, длятся недолго. Толпа
не способна проявлять волю.
3)Особенности толпы в темпераментальной
сфере :
- Физическая активность. Стремление
немедленно превратить идеи
в действие.
- Диффузность. Мнение толпы непостоянно.
Толпа легко превращается из одного вида
в другой из-за отсутствия ясных целей
и диффузности структуры. Такие превращения
часто происходят спонтанно. Знание их
закономерностей позволяет управлять
поведением толпы.
4)Особенности толпы в моральной
сфере:
- Безответственность. Чувство
безнаказанности может порождать жестокость,
садизм, агрессию, все, что тщательно подавляется
и скрывается.
- Моральность. В других случаях
толпа может проявлять высокую нравственность,
самоотверженность, преданность, бескорыстие,
самопожертвование.
Одним из видов поведения толпы является
паника. Паника — это эмоциональное
состояние, возникающее как следствие
либо дефицита информации о какой-то пугающей
или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного
избытка и проявляющееся в импульсивных
действиях. При панике людьми движет безотчетный
страх.
Факторы, особо сильно влияющие
на поведение толпы:
Суеверие - упрочившееся ложное мнение,
возникающее под влиянием пережитого
страха. Причины суеверного страха могут
не осознаваться. Суеверие часто основано
на страхе и многократно усиливается
в толпе.
Иллюзия - ложное знание, закрепившееся
в общественном мнении. Основа иллюзии
- незнание, которое может дать самые нежелательные
эффекты. Предрассудки - сопротивляются подлинному,
ложное агрессивное знание, превратившееся
в предубеждение. Толпа не приемлет никаких
аргументов.
В случаях, когда распространенные стереотипы
общественного мнения перенасыщаются
эмоциями, возможно возникновение массового
психоза, во время которого люди способны
совершать самые безрассудные поступки,
перестают отдавать себе отчет во всех
последствиях своих действий.
В толпе индивид приобретает
ряд специфических психологических особенностей,
которые могут быть ему совершенно не
свойственны, если он пребывает в изолированном
состоянии. Эти особенности оказывают
самое непосредственное влияние на его
поведение в толпе.
Человека в толпе характеризуют: анонимность, инстинктивность, заражаемость, бессознательность, аморфность, безответственность,
повышенная эмоциональность. Его охватывает
состояние единения, ощущение значительности и
неодолимой силы. Человек впадает в состояние гипнотического
транса. Он уже не осознает своих поступков.
Под влиянием внушения индивид совершает
действия с неудержимой возрастающей
стремительностью. Происходит социальная
деградация. Становясь частицей толпы,
человек как бы опускается на несколько
ступеней ниже в своем развитии. Культурный
человек в толпе становится дикарем, обнаруживается
склонность к жестокости, претерпевает
снижение интеллектуальной деятельности.
- Толпа по Фрейду.
Зигмунд Фрейд предлагает свою, психоаналитическую
трактовку строения и действий толпы,
которую он пытается затем распространить
на другие организованные общности, имеющие
корпоративную и иерархическую структуру
(церковь, армия). Отмечая, что психология
масс находится еще «в зачаточном состоянии»,
Фрейд ставит следующие основные вопросы:
- Что есть «масса»?
- Благодаря чему она влияет на душевную жизнь индивида?
- В чем заключается душевное изменение индивида в толпе?
Фрейд считает, что все эти вопросы
касаются взаимосвязанных условий. Например,
«масса» и есть результат взаимовлияния
множества людей на «душевную жизнь» каждого
из них: «Есть идеи и чувства, которые проявляются
или превращаются в действие только у
индивидов, соединенных в массы»[8]. Фрейд
замечает, что люди, добровольно сходящиеся
в массу, находят в этом удовольствие,
которое сопровождается возникновением
у них общей симпатии ко всем участникам
«своей» толпы (чувство «привязанности»):
«... простая человеческая толпа еще не
есть масса, пока в ней не установились
вышеуказанные связи; однако нужно было
бы признать, что в любой человеческой
толпе очень легко возникает тенденция
к образованию психологической массы».
[8] «Пока продолжается соединение в массу
и до пределов его действия, индивиды ведут
себя, как однородные, терпят своеобразие
другого, равняются с ним и не испытывают
к нему чувства отталкивания» [8]. Механизм
этого душевного единения людей в массе
Фрейд описывает как одновременное действие
двух факторов. С одной стороны, у толпы
должен быть общепризнанный обладающий
престижем (обаянием) вождь или некая справедливая
идея, которые признаются всеми как бесспорное
оправдание интереса, объединившего эту
толпу. Вождю передаются функции, обычно
присущие индивидуальному сознанию человека
– «самонаблюдения, моральной совести,
цензуры» – всего того, что психоаналитик
называет «Я»-идеалом, и что в моральных
категориях можно назвать еще совестью
и личной ответственностью. Добровольный
отказ от индивидуальной самокритики,
основанной на общественной морали и общекультурных
представлениях, и отказ от индивидуальных
побуждений замещается в человеке подчинением
критике со стороны толпы и ее вождя, основанной
или оправданной сиюминутными требованиями
ситуации. В толпе «совершенно очевидна
опасность массе противоречить, и можно
себя обезопасить, следуя окружающему
тебя примеру».[8] Повинуясь этому новому
авторитету, нужно выключить из деятельности
свою прежнюю «совесть» и поддаться при
этом заманчивой перспективе получения
удовольствия, являющегося результатом
упразднения задержек. У Фрейда здесь
речь идет о задержках индивидом таких
действий, к которым он испытывает побуждение,
но знает, что поступать так не следует.
В толпе некоторые из таких действий становятся
возможными.
С другой стороны, люди, знающие о других
в «своей» в толпе, что они одинаково делегировали
свою совесть и ответственность своему
вождю, лидеру или своей общей справедливой
идее, начинают все чувствовать себя бесконечно
близкими между собой (идентификация).
«Сущность массы без учета роли вождя
недоступна пониманию», - говорит Фрейд.
[8] В пример он приводит толпу поклонниц:
«Вспомним только толпы восторженно влюбленных
женщин и девушек, теснящихся после выступления
вокруг певца или пианиста. Каждая из них
не прочь бы, конечно, приревновать каждую
другую, ввиду же их многочисленности
и связанной с этим невозможностью овладеть
предметом своей влюбленности они от этого
отказываются и, вместо того чтобы вцепиться
друг другу в волосы, действуют как единая
масса, поклоняются герою сообща и были
бы рады поделиться его локоном. Исконные
соперницы, они смогли отождествить себя
друг с другом из одинаковой любви к одному
и тому же объекту».[8]. «Первичная масса
является множеством индивидов, поставивших
один и тот же объект на место своего «Я»-идеала
и идентифицировавшихся вследствие этого
друг с другом в своем «Я». Социальным
последствием этих психологических процессов
становится социальная справедливость,
особенный «дух общественности… Никто
не должен посягать на выдвижение, каждый
должен быть равен другому и равно обладать
имуществом. Социальная справедливость
означает, что самому себе во многом отказываешь,
чтобы и другим надо было себе в этом отказывать
или, что то же самое, они бы не могли предъявлять
на это прав. Это требование равенства
есть корень социальной совести и чувства
долга».[8] «Масса требует строгого соблюдения
равенства… Но не забудем одного: требование
равенства массы относится только к участникам
массы, но не к вождю. Всем участникам массы
нужно быть равными между собой, но все
они хотят власти над собою одного. Множество
равных, которые могут друг с другом идентифицироваться,
и один-единственный, их всех превосходящий,
— вот ситуация, осуществленная в жизнеспособной
массе».[8] «Почему мы изменяемся, присваиваем мысли
других людей, хотим быть похожими на других?».
Это действие внушения, гипноза. Каковы
же причины его? Фрейд, объясняя то, что
связывает людей в толпе, предлагает понятие
либидо. Оно охватывает все виды любви
- к себе, к детям, своим идеям и др. Именно
под воздействием импульса любви образуются
связи между людьми. Человек, отдающий
свою жизнь за руководителя, совершает
акт любви. Либидо – фундамент толпы. Но
в то же время толпа имеет антисоциальные
наклонности, которые препятствуют объединению.
Потому любая толпа, чтобы установить
длительную связь, должна их преодолеть.
Выделяются две антисоциальные тенденции: