Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 15:38, курсовая работа
В 1846 году Стоюнин окончил гимназию, и поступил на историко-филологическое отделение философского факультета по разряду восточной словесности. Свой необычный выбор он мотивировал желанием избежать традиционной чиновничьей карьеры. Но вскоре Стоюнин разочаровывается в избранной специальности. Профессора восточных языков или вовсе отсутствовали в университете, или, подобно преподавателю персидского языка, были совершенно невежественными в области своего предмета. С наибольшим интересом Стоюнин работает у профессоров Плетнева и Никитенко. Под руководством последнего он пишет очерк «О влиянии христианства и язычества на искусство и науку», который помещает в журнале. Это первая печатная работа Стоюнина.
Анализ композиции и языка тесно связываются здесь с разбором содержания, являясь его исходным моментом. Так осуществляется Стоюниным принцип целостного анализа произведения.
В методике литературного анализа, разработанной Стоюниным, представляет интерес еще одна существенная особенность. В старших классах Стоюнин рекомендует применять «чтение произведений из времен от нас более отдаленных, определяя идеалы той или другой исторической эпохи, условия, при которых они могли развиться, отношение их к современной им действительности, и оценивая общечеловеческое их достоинство по отношению их к понятиям нашего времени»30.
Таким образом, Стоюнин пытается сочетать исторический анализ произведения с оценкой его в свете современных методисту и, разумеется, разделяемых им «понятий». Эта мысль пронизывает все методические разборы Стоюнина. В каждом изучаемом произведении он рассматривает те проблемы, которые в той или иной мере созвучны современной ему действительности.
С объемом и системой знаний по теории литературы, вводимых Стоюниным в школьный курс, а также с методикой сообщения к учащимся можно познакомиться по его «Руководству для теоретического изучения литературы». По четкости построения, серьезности и ясности освещения материала, простоте изложения эта работа, несомненно, была лучшим учебником теории литературы в 60-х годах31.
Через все методические
работы Стоюнина красной нитью
проходит мысль о том, что преподавание
литературы должно быть
Не приветствовал Стоюнин описательные пересказы, но часто пользовался пересказом, осложненным аналитическим заданием или комментированием текста32. Этот метод заключает в себе, по его мнению, наибольшие возможности для «трудового», сознательного изучения литературы в школе. «Труд преподавателя тут будет состоять в том, чтобы сделать известной историческую обстановку и прямо поставить вопросы, которые должны разрешиться наблюдением над памятником. Труд ученика - при данной обстановке и вопросах вникнуть в содержание разбираемого сочинения, в развитие и способы изложения мысли и самому убедиться в тех выводах, которые служат его характеристикою. При таких занятиях ученику не придется заучивать, голословные характеристики, определения и чужие суждения, нет, тут он, с одной стороны, приобретет довольное число фактов, а с другой, - будет иметь выводы, сделанные им самим из наблюдений над этими фактами»33. Проводя аналитическую беседу по четкому плану, учитель, по мнению Стоюнина, имеет возможность с наибольшей глубиной, в максимально доступной форме, мобилизуя все умственные силы учащихся, изучить художественное произведение в необходимом воспитательном плане.
Наряду с беседами Стоюнин высоко оценивает работу над сочинениями. Письменные работы должны, по мнению Стоюнина, применяться с двоякой целью: для закрепления выводов, сделанных в устной беседе, и в качестве самостоятельного метода литературного анализа. И в том и в другом случае они стимулируют активность ученика, заставляют его самостоятельно продумать содержание и форму сочинения, развивают навыки критического анализа. Стоюнин устанавливает определенную последовательность типов письменных работ. Он начинает обычно с устных сочинений. Следующей ступенью является домашний письменный пересказ устного разбора, предварительно проведенного в классе под руководством учителя. Далее следует письменная аналитическая работа по образцу устного анализа близкого по характеру произведения. Как завершение этого цикла в VI и VII классах вводятся самостоятельные аналитические сочинения.
Рассматривая учебные методы
и методические приемы, применяемые Стоюниным,
мы видим, что сколько-нибудь большого
разнообразия в этой области у него нет.
По существу основными методами в его
системе являются два: аналитическая беседа
и письменная работа.
Отчасти это объясняется тем,
что Стоюнин был одним из первых методистов,
пропагандировавших методику непосредственного
изучения текста и, естественно, не мог
разработать всех деталей этой методики.
Но большее значение имело то, что, основу
методического мастерства Стоюнин видел
не столько во множестве и оригинальности
внешних приемов преподавания, сколько
в своеобразии и гибкости литературного
анализа произведения в соответствии
с особенностями его содержания и формы.
В своем руководстве для преподавателей
Стоюнин подробно разработал методику
изучения литературного произведения
в младших классах школы. Он рекомендует
прочитывать сразу весь рассказ, составляющий
предмет изучения. Читает обычно учитель,
хотя иногда чтение может быть поручено
и ученику при условии, что он достаточно
подготовлен, а текст не представляет
особых трудностей. Если произведение
велико, следует читать его по частям,
но так, чтобы в каждой из них заключалась
законченная мысль. Для облегчения труда
учителя Стоюнин разбивает помещенные
в хрестоматии рассказы на отдельные части.
После прочтения текста следует проверить,
насколько полно он воспринят учащимися.
Проверку Стоюнин рекомендует начинать
не с отдельных слов и фраз, а с общего
впечатления.
После того, как учитель прочитал
с учениками произведение и проверил,
насколько учащиеся поняли прочитанное
в целом, можно перейти к разбору произведения
по частям. Эта работа должна проводиться
учениками самостоятельно под руководством
учителя в форме ответов на вопросы и письменных
работ. Полезно также время от времени
обращаться к пройденным статьям и рассказам
с целью проверки прочности их усвоения
и для связи с последующим материалом.
В конце тематических разделов должны
быть проведены обобщающие беседы.
В младших классах Стоюнин уделяет значительное внимание выработке культуры чтения. Большое значение он придает также заучиванию художественных отрывков. Заучивание наизусть, указывает он, на этой ступени гораздо полезнее, чем подробное комментирование и стилистические переделки, которыми обычно занимались в то время в школе.
Ввиду того что Стоюнин был широко известен как методист средней школы (ее старших классов), что его «Руководство для преподавателей младших классов» появилось сравнительно поздно и было единственной крупной работой, созданной Стоюниным в этой области методики, деятельность его как методиста младших классов школы была почти забыта последующими поколениями педагогов. Но в свое время его «Руководство» и хрестоматия сыграли положительную роль в постановке преподавания литературы в младших классах34.
Работа Стоюнина в области преподавания русского языка и литературы в младших классах имеет ряд неоспоримых достоинств. Она дает широкий и разнообразный художественный материал, в основном доброкачественный и со стороны содержания и со стороны языка.
Положительной чертой методики Стоюнина является ее систематичность и последовательность. Стоюнин не «проходит» механически один рассказ за другим, а связывает изучаемый материал в одну цепь, новые сведения, приобретенные детьми, сочетает с их прежними знаниями, исподволь подводя учащихся к обобщениям и выводам по пройденному.
Большое внимание уделяет Стоюнин четкости усвоения литературного материала. Работа по литературе систематически связывается в его методике с занятиями по языку. Вся система методических приемов, применяемых Стоюниным в младших классах, направлена на воспитание самодеятельности и активности учащихся. Стоюнин обращает большое внимание не только на активность учащихся в момент их работы над текстом, но и на выработку прочных навыков самостоятельной работы.
Заключение
Владимир Яколевич Стоюнин не принадлежал к числу «блестящих» учителей. По словам его учеников и биографов, это был сдержанный, строгий и внешне суховатый человек, не очень разговорчивый и красноречивый. Он чуждался панибратства с учителями и держался несколько в стороне от гимназического шума. С учащимися Стоюнин обращался благожелательно, спокойно, дружественно и тоже несколько сдержанно.
В центре внимания Стоюнина как преподавателя всегда стоял ученик. Во всех работах методиста ученик рассматривается как полноценная личность, достойная уважения и тщательной заботы. Стоюнин возражал преподавателям, которые полагали, что учащимся нужно давать какую-то облегченную науку, что с ними нужно разговаривать каким-то особенным, упрощенным языком. В своей практической работе Стоюнин придерживался верного правила, что научные факты, методически правильно изложенные, вполне доступны учащимся старших классов. Это педагогическое правило дополнялось и другим, не менее важным, - хорошо знать психологию ребенка и подростка, изучать индивидуальные особенности каждого учащегося, учитывать в процессе обучения многообразие ученических характеров, интересов и подготовки. Поэтому он, будучи инспектором Московского сиротского института (1871-1874), уделял много времени ознакомлению учениц - будущих воспитательниц - с психологией ребенка, с особенностями его поведения.
В своей личной педагогической
практике Стоюнин умел находить такую
линию поведения, которая позволяла ему
быть близким к ученикам и в то же время
не растворяться в их среде. По воспоминаниям
учеников, он выделялся среди других учителей
отсутствием казенно-официальной чопорности
и педантизма, умением и готовностью серьезно
разговаривать с учащимися, внимательным
отношением к их интересам и запросам.
Мастерски владея педагогическими
средствами воздействия на учеников, Владимир
Яковлевич не прибегал для поддержания
дисциплины на своих занятиях к наказаниям
и окрикам. Важнейшими факторами, определявшими
дисциплину учащихся, он считал интересное
преподавание и образцовое поведение
самого учителя. Четкая и сосредоточенная
деловитость, настойчивое требование
добросовестного труда, подкрепляемое
примером собственного трудолюбия. - этими
качествами Стоюнин завоевывал внимание
своих учеников.
Высокая культурность Стоюнина, основательное знакомство с литературой, и в частности с анализируемым текстом, знание ученической аудитории, методический талант и опытность - все это делало его занятия чрезвычайно гибкими по содержанию и методическому оформлению. Его уроки на одинаковую тему всегда отличались один от другого. Приводя учащихся в результате общей работы к строго определенным выводам, он умел в процессе разбора подчеркивать в произведении те или иные стороны, затрагивать различные вопросы, исходя из уровня подготовки и интересов слушателей. Однако собственные объяснения не занимали у Стоюнина господствующего места. Стоюнин говорил на уроках немного. Он сообщал обычно только биографические сведения о писателях и давал исторический комментарий к произведению. Основное место в процессе литературного анализа отводилось критическому анализу произведения во время классных бесед, руководимых учителем.
Развитию эстетического вкуса у учащихся Стоюнии действительно придавал огромное значение. В педагогическом образовании он уделял этой стороне дела одно из первых мест.
Стоюнин читал превосходно, и его чтение, как и литературные разборы, было важнейшим средством воспитания в учениках любви к художественному слову. Большую роль здесь сыграло также руководство Стоюнина литературными беседами и внеклассная работа с учениками.
Список использованной литературы
1 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
2 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
3Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
4 Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. — М.: Академ А, 1999.С. 37
5 Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. — М.: Академ А, 1999.С. 38
6 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
7 Стоюнин В. Я. Исторические сочинения. Ч. 2: Александр Семенович Шишков. СПб., 1880 С. 136
8 Стоюнин В. Я. Исторические сочинения. Ч. 2: Пушкин. СПб., 1881 С. 187
9 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
10 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
11 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
12 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
13 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
15 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
16 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
17 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
18 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
19 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
20 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
22 Роткович Я. А., "Вопросы преподавания литературы". Историко-методические очерки. Изд-во "Учпедгиз", М., 1959 г.
23 Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. — М.: Академ А, 1999.С. 37