Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 15:38, курсовая работа
В 1846 году Стоюнин окончил гимназию, и поступил на историко-филологическое отделение философского факультета по разряду восточной словесности. Свой необычный выбор он мотивировал желанием избежать традиционной чиновничьей карьеры. Но вскоре Стоюнин разочаровывается в избранной специальности. Профессора восточных языков или вовсе отсутствовали в университете, или, подобно преподавателю персидского языка, были совершенно невежественными в области своего предмета. С наибольшим интересом Стоюнин работает у профессоров Плетнева и Никитенко. Под руководством последнего он пишет очерк «О влиянии христианства и язычества на искусство и науку», который помещает в журнале. Это первая печатная работа Стоюнина.
В его работах последовательно проводится идея патриотического и нравственного воспитания средствами литературы, особенно сильно воздействующей на эстетические чувства учащихся.
Рассмотрение педагогической
и методической теории Стоюнина уместно
дополнить характеристикой его как учителя-практика.
Стоюнин не принадлежал к числу «блестящих»
учителей. По словам его учеников и биографов,
это был сдержанный, строгий и внешне суховатый
человек, не очень разговорчивый и красноречивый.
Но за этой внешней сдержанностью и уравновешенностью
скрывался характер и темперамент подлинного
педагога, смотрящего на свою деятельность
как на высокую просветительскую миссию,
горячо любящего школу и учительское дело.
В центре внимания Стоюнина
как преподавателя всегда стоял ученик.
«Мы все знаем, что нужно почитать стариков...
но не все знают, что молодость должно
уважать», - эти слова Пирогова охотно
цитировал Стоюнин18. И действительно, во всех работах
методиста ученик рассматривается как
полноценная личность, достойная уважения
и тщательной заботы.
Глава II. Стоюнин как литературовед
В теоретико-литературных воззрениях Стоюнина, как и в его педагогических высказываниях, просветитель-демократ борется с либералом. Но если в поздних работах Стоюнина (особенно в книге «А. С. Шишков») его либерализм выражается в совершенно очевидной форме, то в ранних статьях и книгах (в том числе и в пособии «О преподавании русской литературы») точка зрения просветителя - защитника народа обычно берет верх над точкой зрения либерала. Художественную литературу Стоюнин рассматривает в этих своих сочинениях как могучее орудие просвещения народа и борьбы за его свободу и счастье. Мысль о том, что литература тесно связана с жизнью и отражает ее, проходит красной нитью через все работы Стоюнина. Науки отражают внешнюю жизнь людей. Обязательным условием их полноценности является полная точность и верность воспроизведения реальных жизненных явлений. Искусство отражает внутреннюю жизнь человека - его мечты, стремления, идеалы - безотносительно к тому, осуществились ли они в реальной жизни людей или нет. Документальная точность здесь не обязательна. Отдельные события и лица, изображаемые в произведении, могут быть вымышлены писателем. От него требуется только, чтобы картина, им нарисованная, воспроизводила общий характер эпохи и изображала идеал в типичных формах его воплощения.
Таким образом, особенность литературы по сравнению с наукой заключается в том, что в ней отражается по преимуществу духовная жизнь и «идеальные стремления» человека. Рассматривая характер и направленность общественных идеалов, Стоюнин отмечает в них два важнейших элемента: «общечеловеческий» и «национальный». С одной стороны, утверждает он, в идеалах находят свое выражение, с большей или меньшей полнотой, нравственные устои, выработанные на протяжении веков человечеством. Это - «общечеловеческий элемент» в идеале. Вместе с тем, развиваясь в конкретных исторических условиях, общественные идеалы неизбежно связаны с условиями жизни и психологией народа, в недрах которого они существуют. Это - «национальный элемент» в идеале. В истинно художественном произведении обе стороны идеала - общечеловеческая и национальная - сливаются друг с другом, по выражению Стоюнина, «как душа с телом»19. Наоборот, разрыв «общечеловеческого» и «национального» или отсутствие одного из этих элементов разрушает идейную и художественную ценность произведения. «Общечеловеческий идеал», не воплощенный с достаточной полнотой в национальные и исторические формы, делает произведение схематичным и абстрактным. «Национальный идеал», не заключающий в себе элемента общечеловеческого, придает произведению групповую или сословную ограниченность, снижает и даже вовсе уничтожает его общественную ценность.
Наиболее полно и глубоко сочетается «общечеловеческое» и «национальное» в народных произведениях. В народной литературе Стоюнин отмечает три обязательных, по его мнению, признака: 1) она близка народу (нации) по своей тематике и образам; 2) она выражает стремление лучшей, наиболее сознательной и передовой части народа; 3) она противостоит ненародной, сословной, аристократической литературе20. Таким образом, народная литература понимается Стоюниным как литература «общенародная», антифеодальная, пропагандирующая «естественные» законы человеческого общежития.
В качестве одной из составных
частей просвещения искусство призвано
вести за собой людей и учить их. Стоюнин
отвергает теорию «искусства для искусства».
Художник, по его мнению, является не только
творчески деятельной личностью. Он активен
и в общественном отношении. Изображая
новое в жизни, писатель, поскольку он
сочувствует изображаемому, акцентирует
наиболее ценные его качества: всей системой
художественных средств он подчеркивает
привлекательность нарисованных им образов.
В этом случае тенденциозность писателя
проявляется в скрытой форме: он не противопоставляет
себя как личность изображаемому миру,
его личный идеал сливается с пропагандируемой
им идеей. Писатель является проводником
новых идеалов и просветителем общества.
Идеи, воплощенные в произведениях,
оказывают большое влияние на общественную
жизнь. В соответствии со своими литературно-теоретическими
воззрениями Стоюнин формулирует и свое
понимание сущности и задач истории литературы.
Несмотря на высокую оценку Стоюниным
эстетического элемента в литературном
творчестве, он полагает, что все же не
этот критерий должен быть положен в основу
определения истории литературы. История
литературы должна охватить, по мнению
Стоюнина, все произведения слова, воплощающие
в себе общественные идеалы и, следовательно,
вносящие в общество новые духовные запросы
и интересы. Разумеется, среди этих произведений
наиболее крупное место будут занимать
такие, в которых идеалы выражены в художественно
совершенной форме; но и в этих произведениях
наибольшее внимание должно быть уделено
не форме, а идейному содержанию.
Важнейшую задачу истории литературы
Стоюнин видит в том, чтобы рассмотреть
на материале литературных произведений
исторически изменяющиеся «идеалы» общества,
оценивая «степень их общечеловеческого
и национального достоинства»21. Он считает, далее, необходимым
для истории литературы установить закономерность
развития общественных идей, их эволюцию.
Он настаивает на том, чтобы литературные
факты изучались на широком историческом
фоне и связывались с историей страны
и народа. Но самая важная задача истории
литературы заключается в том, чтобы показать,
как развитие идеалов прошлого закономерно
приводит к идеалам настоящего.
Теоретико-литературные воззрения Стоюнина тесно связаны с его взглядами на историческое развитие русской литературы. В систематической форме его взгляды нашли свое выражение в книге «О преподавании русской литературы».
В древней русской литературе Стоюнин отмечает три общественные силы и соответствующие им три «идеала» - духовный, дружинно-княжеский и народный. Идеи духовенства, утверждает Стоюнин, в течение нескольких столетий после официального крещения Руси были совершенно чужды народу.
Русский былинный эпос Стоюнин рассматривает как выражения народных представлений о прошлом России. Былинные богатыри - это идеализированные народные герои. Стоюнин особо подчеркивает образовательное и воспитательное значение народных былин. Но наряду с ними Стоюнин рассматривает в своей книге едва ли не все жанры фольклора: исторические песни, сказки, духовные стихи, легенды, старинные и новые песни. Интересен у Стоюнина анализ сказки. В ней он также видит выражение народной психологии. «Для нас, конечно, очень важно заметить,- пишет он,- что народное сочувствие всегда на стороне слабого, народная мысль всегда о несчастном - это никак не показывает испорченности массы»22. Стоюнин положительно расценивает «разбойничьи» песни, в которых находит проявление безграничная свобода, безотчетный разгул, буйная жизнь - «крайность, вызванная крайностью». Главное внимание при анализе должно быть обращено на общечеловеческое в произведении. Основной задачей анализа В. Я. Стоюнин считал раскрытие идеи, воплощенной в образной форме. Он дал в своей книге блестящие образцы конкретных разборов, отправной точкой которых он часто выбирал композицию или сопоставление образов. В. Я. Стоюнин, хотя и оставлял нередко в стороне эстетическую сторону анализа, учил понимать единство формы и содержания, органическую связь частей с целым, не терять «общей нити произведения»23.
В своих работах Стоюнин пытается применить принцип социологического изучения литературы. Признавая воздействие общественной жизни на литературу, он рассматривает художественные произведения в связи с исторической обстановкой. Анализируя общественную обусловленность литературы, Стоюнин, как правило, ограничивается рассмотрением религиозных, нравственных, научных и, далеко не всегда, политических влияний. Он замыкает литературу в круг идеологических надстроек и только в пределах этого круга изучает взаимоотношение литературы и других «факторов».
Воспитанию эстетического чувства
и эстетического восприятия Стоюнин действительно
уделял большое внимание не только в практическом
преподавании, но и в своих теоретических
построениях в области методики.
Исходя из своего понимания
педагогического значения литературы
в школе, Стоюнин прежде всего ставит вопрос
о содержании и направленности школьного
литературного курса. Что изучать в школе
- литературную науку или самое литературу,
художественные произведения? - спрашивает
Стоюнин и решает эту проблему в пользу
литературы. «Для нас,- заявляет он,- словесность
не наука, а литература, то есть, материал
ее составляют литературные произведения,
которые подлежат изучению и разбору»24. Не следует думать, что Стоюнин
вообще отказывается от изучения литературной
науки. Наоборот, он всячески стремится
сообщить учащимся основательные знания
по своему предмету.
В качестве основного принципа методики Стоюнин выдвигает принцип сознательно критического, активного изучения литературы. Он отвергает догматизм не только в усвоении фактических знаний, но и догматическую рутину в литературных оценках. Школа должна воспитать в учащихся твердые и вместе с тем сознательные убеждения. Задача преподавателя-словесника заключается в том, чтобы не только внедрить в сознание учащихся передовые идеалы, воплощенные в художественных произведениях, но и в том, чтобы добиться осмысленного восприятия этих идеалов и, далее, приучить школьников самостоятельно находить их в произведении. Отсюда Стоюнин выводит свое требование критического анализа художественного текста. Обосновывая эти свои взгляды, Стоюнин исходит из просветительского тезиса о могуществе человеческого разума и о необходимости его всемерного развития.
Перед преподаванием литературы
Стоюнин ставит три задачи. «Каждый преподаватель
должен найти в своем учебном предмете
три живые силы, которые бы благодетельно
действовали на учащихся: он должен сообщать
им истинные познания, касающиеся природы
и человека, развивать их и приучать к
труду. Материал, передача и восприятие
его и разумная работа над ним - вот те
три силы, которые должны соединяться
в преподавании, чтобы дать ему педагогическое
или воспитательное значение»25.
Первая задача должна осуществляться
путем рационального отбора литературных
произведений для изучения в школе; вторая
задача - путем правильной системы и направленности
анализа. Третья - главным образом путем
применения соответствующих методов и
методических приемов. Вместе с тем эти
три задачи должны быть, по мнению Стоюнина,
органически связаны.
В свете своих общих методических принципов Стоюнин подходит к решению программного вопроса. Выступая в защиту конкретного и аналитического изучения литературы, он требует серьезного сокращения литературного материала в существующих программах и учебных пособиях.
По сравнению с традиционными программами курс Стоюнина освобожден от множества малозначительных сочинений, в нем резко уменьшено количество памятников религиозно-дидактического содержания. Преимущественное внимание Стоюнин уделяет произведениям, отражающим важнейшие события русской истории.
Анализ художественного произведения занимает в системе Стоюнина центральное место. Говоря о значении эстетического воздействия литературы в школе, Стоюнин оговаривается. «Мы никак не хотим ограничиться одной эстетикой, чтобы носиться в заоблачном мире безусловно и вечно прекрасного и восхищаться одними возвышенными идеалами»26.
Школьный курс литературы Стоюнин подразделяет на три части: преподавание литературы в IV, V-VI и VII классах. (Дать соответствие современным ступеням образования) План анализа произведения в IV классе формулируется им в следующих словах: «Главная цель здесь должна состоять в том, чтобы приучить их (учеников) ясно понимать поэтический язык, рассматривать поэтические образы в отношении мысли и формы, видеть логическое развитие идеи, внутреннюю связь между частями, вникать в построение сочинения в зависимости от основной мысли»27. Примером литературного разбора в IV классе может служить анализ «Песни о вещем Олеге». Основная задача в этом разборе - раскрыть внутреннюю логику произведения, показать художественную целесообразность и целеустремленность всех его деталей. Сравнивая стихотворение с летописным рассказом Нестора и выяснив различие в целях поэта и летописца, Стоюнин раскрывает своеобразие поэтического изображения. По его словам, Пушкину как художнику «нужно было представить событие так, чтобы оно казалось правдоподобным; ему нужно было дать всему такую обстановку, чтобы изобразить и нравы, и обычаи, и понятия, и верования той невежественной эпохи; словом, ему нужно было нарисовать полную живую картину и подействовать на воображение, чего не мог иметь в виду Нестор»28.
В V и VI классах разбор носит более сложный характер. И здесь еще произведения изучаются отдельно одно от другого. Но на этой ступени они рассматриваются уже в связи с личностью и биографией писателя, их создавшего. Вместе с усложнением литературного материала усложняются и приемы анализа. Так как в программе этих классов имеются произведения, которые заключают в себе «идеалы», не принимаемые писателем, то задача разбора заключается еще и в том, чтобы показать, как относится писатель к изображаемому, в каких художественных формах - идиллических или юмористических, трагических или комических - он выражает свое отношение к нему. Таким образом, в этих классах значительное место занимает вопрос о художественной манере писателя, о поэтических средствах, им применяемых, а в связи с этим и эстетическая оценка произведения. Иллюстрацией может служить разбор повести Гоголя «Шинель». Разбор произведения становится средством разоблачения невежества и пропаганды просвещения.
Литературный анализ в VII классе проводится Стоюниным не менее обстоятельно, чем в предыдущих классах. Разбору предпосылается историко-литературное введение. Серьезное значение Стоюнин придает изучению биографии писателя, особенно в старших классах. Его интересует главным образом общественная биография писателя.
Большое внимание в методике литературного анализа Стоюнин уделяет проблеме историзма. Относя преподавание историко-литературного курса в последний класс гимназии, он требует, чтобы к этому времени учащиеся имели серьезную историческую подготовку. История литературы, подчеркивает Стоюнин, есть история постепенного и закономерного развития общественных идей. Чтобы понять их происхождение, сущность и место в современной жизни, нужно рассмотреть их в той конкретно-исторической обстановке, в какой они возникли. Тогда будет очевидна и степень их исторической прогрессивности и та роль, какую эти идеи могут еще играть в современных условиях.
Исторический фон в литературных разборах Стоюнина действительно дается довольно полно, и не только в историко-литературной части курса, но и в предшествующих ей разделах программы.
Весьма поучителен подход методиста и к анализу формы и содержания произведения. Художественная форма является, по мнению Стоюнина, специфическим средством выражения идеи, она тесно связана с содержанием и обусловливается им. Поэтому разбор содержания и формы неразрывны у Стоюнина: анализ произведения он часто начинает с разбора композиционного взаимоотношения частей в произведении или с рассмотрения речи персонажа. При этом он в полной мере учитывает, что содержание определяет форму29.